Найти в Дзене
Сказка и мифозрение

Сказка и мифозрение

Мифозрение как метод разбора смыслов в сказке "Царевна-лягушка"
подборка · 14 материалов
Три сюжета для создания мира своей культуры
В каждой народной культуре традиция "мыслить так, и не иначе" порождает свой текст, отличающий его от "иных" миров. В мире разных культур обретаются свои смыслы и создается свой "образ мира". Базируются они на культурных и ментальных различиях народов. В филологии синонимами к слову «смысл» служат следующие понятия: Считываемый изначальный смысл и сакрализованные тайные знания объединяются в сказке в нарратив. У всех народов нарративы разные, потому и смысловое предназначение сказки для каждой культуры свое...
Понимание образа мира и нарратив в сказке: мифический путь к счастью Змея-Гарыныча
Помимо внешней «видимой» стороны сказки - магия, волшебство и превращения - существует и мир глубинной культуры. Символы, смыслы, коды культуры и архетипические её образы, заложенные в текст сказки, складываются в единый так называемый "образ мира". Человек соотносит его со своими индивидуальными представлениями и выстраивает свой образ мира. И у каждого народа понимание этого мира - «своё», отличающееся от «других» культурных пониманий. Проблема нарратива и образ мышления В сказке можно обнаружить...
Архетипы и культурный смысл в программе действий героев сказки
Сказка всегда имеет внешние признаки, по которым ее можно отличить от других похожих сказок, а также их интерпретациях, пересказываниях, которые имеются в разных мифологиях народов мира и народных фольклорах. Эти внешние признаки по сути являются теми знаками и символами, которые имеют значение для данного народа-сочинителя. Они же отличают самобытность народа от других культур и народов. Внешние отличительные черты смыслов, по которым "считывается" данная сказка, содержат и выражают определенный культурный смысл...
Технологии в сказке и реальности как отображение жизни
Сказку "Царевна-лягушка" нельзя назвать типичной для народного фольклора. Смыслы здесь все и символичны, и сакральны одновременно. Они переносятся из реальной жизни людей в мир сказок и приобретают значение через волшебные действия персонажей. Смыслы шифруются через символическую жизнедеятельность зверей и птиц из мира живой природы. Образы перерождаются из народного сознания в сказочный мир, содержащий доступное знание о родовом предназначении людей. А в народно-бытовом восприятии появляется жанр сказки...
Мораль сказки Царевна-лягушка в символах и художественных образах
В процессе разложения мифов осуществился переход от производства тайных смыслов к построению собственно художественного образа. Сейчас в современной культуре сюжетные мифы как таковые не существуют в силу полной изученности человеком законов природы. Но если и существуют, то в виде крайне мифологизированных образов, далёких от реальности. В них можно верить или нет. Современный человек даёт им оценку уже с позиции своего рационального мышления. Мифологизированные образы, которые имели тенденцию превращаться в художественный образ, исторически зафиксировались в сказках...
Тайные знаки и троекратные сообщения от Василисы Премудрой
Сказочный мир всегда двояк. В механизме выживания люди обращались чаще к сказочным смыслам, нежели к прямому изложению своих практических достижений. Через символическое восприятие проще зафиксировать свое знание и предать его будущим поколениям. Поэтому все сказки содержат тайные «знаки-сообщения», очень важные для людей, которые указывают путь к добрым деяниям и нужным поступкам. Выявление смысла всегда было главным в жизни человека, если он служил делу достижения практических целей в реальности...