Одиннадцатый капитан барка «Крузенштерн» зачислил меня в экипаж вольным стрелком Шервудского леса. Ах, если бы мы отшвартовались от берегов Лубянки в тот же день! Но до выхода «Крузенштерна» было почти три месяца и было время подумать.
Боже! Сколько же ошибок мы совершаем, когда «подумаем»! Сколь интересна была бы жизнь, если бы мы лазили в окна к любимым женщинам и убегали юнгами в море, без захода домой, без размышлений и «грамотного» планирования». И без «а теперь давай подумаем хорошенько».
В первый момент я решил стартовать вместе с «Крузенштерном», а там как ляжет. Но на стол легло другое – маршрут кругосветного путешествия с перечнем портов и расписанием этапов. Маршрут был примерно такой:
И тут выяснилось, что три месяца барк будет болтаться в Европе и её окрестностях, а старт похода через Атлантический океан от испанского Санта-Крус до бразильского Сальвадора придётся только на первые числа октября. Ну нет слов, поход под парусом ценен сам по себе, даже если это происходит на Химкинском водохранилище. Но всё же – хочется улучшить. Как же давно известно: лучшее – враг хорошего... А подишь ты!
Ну чего интересного в английском Ньюкасле, норвежском Фредрикштаде, или германском Бремерхафене? Думал я. Зачем паруса для посещения Амстердама в Голландии или испанского Сантандера? Я продолжал нагнетать градус разумности. Когда до них можно скучно долететь или даже банально доехать на машине. Нет, конечно, можно и так. Но куда интереснее под парусами пройти в Перу, посетить Галапагосские острова, Австралию или Гонконг. Умничал я всё больше и больше. Нет, конечно, и туда можно долететь в наш безумный век с невменяемым прогрессом. И в Европе можно много интересного найти, но Европа она под рукой всё время (была, до известных событий), а вот попасть на Тихий океан на парусном чуде – такого может и не предоставиться. Да чего там – и не предоставится. Такие шансы – один на миллион и далеко не в каждой жизни.
Градус разумности моих размышлений дошёл до того, что я начал кобениться. Вошел во вкус, а потом даже и в раж. Стал выбирать ну вот совсем самую няшечку, самую мякотку. Европу я брезгливо отверг, как выяснилось десять лет спустя – отверг заслуженно. Хотелось эдакого – минимум через океан под парусом. Пересечь экватор, пройти обряд морского крещения, получить диплом от Нептуна, с корабельной печатью и разрешением бесчинствовать во всех морях и океанах, невзирая на лица. Это во-первых.
А, во-вторых, я нашёл самое то. Очевидно, что любую из точек маршрута «Крузенштерна», любой порт и любую страну можно посетить и без «Крузенштерна». Будь то Австралия, Кейптаун или Монтевидео. Вопрос желания и немножЕчко денЯк, как говорит Максим. Так что самый цимес – это паруса и море. А ещё лучше – океан. А ещё лучше самая фишечка в океане. Например, пересечь экватор. Чем не фишка? Зачётная тема. Но есть и круче океана и экватора! Мыс Горн!!!
Успешно пройти мыс Горн для моряков означало признание мастерства и уважение коллег. Ну допустим, «успешно пройти» мыс Горн в качестве пассажира – заслуга невелика, но всё-таки. Огненная Земля, пролив Дрейка – это всё мыс Горн и его окрестности. Пасть Дьявола, Кладбище кораблей, Старый людоед – это всё про мыс Горн. Из Атлантического океана попадаешь в Тихий, а два океана и мыс Горн бьют один океан, пусть и с пересечением экватора.
Плюс, если из Испании плыть по Атлантике с пересечением экватора, то по факту из новых стран ты попадаешь только в одну – в Бразилию. Испания не считается, это здесь, за углом. От меня до Красноярска дальше, чем до Барселоны, а это – почти Испания, даже с учётом каталонского «сепаратизма».
А вот по маршруту через мыс Горн ты цепляешь Бразилию, Уругвай, Аргентину, Чили – фантастический маршрут.
Так и определились. И всего-то нужно известить заранее капитана, купить билет на самолёт на дату прихода «Крузенштерна» в какой-либо порт, сесть на борт, с «Крузенштерном» пройти один или несколько этапов, сойти в конечной точке (своего) маршрута на берег, сесть на самолёт, вернуться домой.
Всё! Фантастический отпуск гарантирован.
Я выбрал такой маршрут: Из Москвы до Рио самолётом. Далее под парусом по маршруту: Рио-де-Жанейро (Бразилия) – Монтевидео (Уругвай) – Ушуайа (Аргентина) – Вальпараисо (Чили). Из Вальпараисо – домой самолётом.
Что до Рио, что из Чили – 13-14 часов прямым рейсом до весьма доступных мест: Дубай, Анкара, Амстердам, Мадрид (о! вот вам и Испания заодно).
По стоимости билетов: примерно 200-300 тысяч. По меркам сумасшедших постковидного и санкционного 2024-го года. В 2005-м было сильно дешевле, вроде бы около тысячи с чем-то долларов, я прикидывал тогда.
Всё. И что выходило на эти деньги?
34 дня под парусами, 4.000 мили (морских!) по двум океанам, 4 порта только в Южной Америке, плюс Европа и её окрестности по дороге туда-обратно… Мечта! Фантастика!
Так мы и расстались.
Как Олег Олегу, как опытный моряк начинающему юнге, капитан Седов на прощание подарил мне коробку сигар. Ту самую, от Фиделя, Неистового Команданте Острова Свободы.
А ещё я получил маршрут «Крузенштерна» с телефонами корабля и капитана, с контактами посольств и консульств по маршруту, с графиками связи и должностными лицами в посольствах и консульствах, клятвенно пообещал приехать в Питер и проводить барк в плавание. А южноамериканским летом, то есть нашим декабрём, встретиться в Бразилии.
Благими намерениями…
Самое смешное, что самым сложным в этом процессе оказалось выбить себе отпуск на месяц с небольшим. Не парусный бриг, не визы, не билеты, ни даже деньги. Время! Вот что самое дорогое в нашей жизни. И как мы с ним обходимся?..
Мне судьба подогнала целый парусник, а мне трудно найти время! Меня не отпускают на месяц! СЕРЬЁЗНО?!? А может мы как-то не так живём? Ну я-то уж точно!
Скажу вам как родным. Я нет-нет, да думаю, а может я неправильно жил?
А нужно, чтобы в мире была красота и гармония?
В один из летних дней я с недоумением увидел репортаж по ТВ о выходе «Крузенштерна» из Питера в кругосветное плавание. Посмотрел на Олега Константиновича и всех тех, с кем ковался этот поход. На экране они выглядели не так, как в жизни. Все были радостны, а «Крузенштерн» был фантастически красив. Мысленно пожелал попутного ветра и семь футов под килем.
«#@&!?#%@!!!» – сказал я про себя. Я ж собирался приехать на старт кругосветки! Нет, сказал я всё это (#@&!?#%@!!!) вслух. Но именно про себя. В смысле прямого смысла. Такие слова я заслужил.
«Крузенштерн» стартовал, я же был занят чем-то «несомненно, очень важным» и чего-то там «созидал» в пределах Московской области. Солёный ветер больше не сбивал меня с ног, а брызги моря не стекали по моему лицу. Ражий матрос с клинком в зубах куда-то потерялся, а «Весёлый Роджер» не реял опасно и гордо на мачте.
«Ну ничего, - подумал я – В Рио наверстаем». Записал в календаре. Поставил напоминание в телефоне о визе и билетах.
Прошло время, хлопот не убавлялось, а даже как-то и прибавлялось. Я рано вставал и не всегда возвращался домой, метался по командировкам и городам. Чего-то добивался, а чего-то нет. Купил новый телефон и сменил офис. В старом офисе остался календарь, а в старом телефоне, наверное, сработало напоминание. Я не увидел первого, и не услышал второе. Я «был занят». Пока в один прекрасный день в ящике своего стола не наткнулся на лист бумаги.
График. С телефонами капитана и корабля. С маршрутом, датами, контактными лицами и протяжённостью в милях. Месяцев пять как «Крузенштерн» прошёл мыс Горн и покинул Чили. Сейчас мой тёзка вёл свой легендарный парусник с острова Мадагаскар и был на подходе к Кейптауну в ЮАР. После этого им предстоял предпоследний этап в 24 дня до Европы без заходов в порты.
Оформить визу я не успевал…
Коробка кубинских сигар от самого Фиделя Кастро, подаренная мне капитаном, давно закончилась. Я закурил обычную сигарету, откинулся в кресле, и задумчиво смотрел на маршрут. Где-то в Индийском океане гордо реяла по волнам моя большая и красивая мечта. Без меня. Где-то в офисной Москве сидел и совсем никуда не реял я. Без своей большой и красивой мечты. Я её просрал ... был очень занят. Только не знаю чем?
Докурив сигарету, я скомкал листок и бросил его в урну. Не говоря ни слова, встал, ушёл с работы, и, не заходя домой, поехал в аэропорт. Через несколько часов я стоял на берегу и смотрел. Красное море слабая замена Тихому океану, а дайвинг слабая замена мысу Горн. Мне всё было пресным, плоским и тусклым. Кораллы, мурены, арабы и прочая живность, не развлекали, а только нагоняли тоску.
Меня искали дома, меня искали на работе. «Меня искали» и я сам. Дома и на работе спустя какое-то время нашли. С собой оказалось сложнее.
Надо ж было так #@&!?#%@!! – подумал я.
Так бесславно закончился мой роман с «Крузенштерном».
Ничего такого я не увидел. А, может, ещё увижу?..
Если бы человек мог каждый раз сразу же давать пинок виновнику своих проблем, то через неделю он не смог бы сидеть. Есть такая непроверенная истина.