Все самые неприятные новости, как правило, начинаются со слов: «Ты только не волнуйся…». Вот так и Галя немного напряглась, когда её муж Василий позвонил ей прямо посреди рабочего дня и выдал эту сакральную фразу.
– Вась, ты говори, что случилось-то, – поторопила его жена. – У меня через минуту звонок на урок будет.
– Тут такое дело… – Василий начал мямлить, а это был уже совсем плохой знак. Галина поняла, что произошло нечто экстраординарное, иначе супруг не стал бы её беспокоить.
– Василий Сергеевич, – отчеканила Галина, – или ты немедленно рассказываешь мне, что, собственно, случилось, или я отсоединяюсь. Но вечером тебя ждёт весьма неприятный разговор, – в её голосе прозвучали угрожающие нотки, так что Вася решил более не тянуть.
– Галь, меня уволили… Вот что случилось.
Галина на секунду потеряла дар речи. Ещё неделю назад они с мужем обсуждали, что его явно ждёт повышение, а тут такой поворот. Прозвенел звонок. Галина от неожиданности вздрогнула. Да уж, новость не из приятных. Но сейчас ей нужно идти на урок.
– Вася, – уже более мягко сказала она. – Ты, главное, не волнуйся. Вечером поговорим, – и отсоединилась.
Галина работает учителем в школе в небольшом провинциальном городке, а её муж Василий – на одном из местных предприятий. Вернее, сказать, работал до сегодняшнего дня. По профессии он инженер, но свой трудовой путь начинал ещё подростком. Так что родному заводу он отдал более тридцати лет. И как его могли уволить? Эх, всему виной новое руководство. Около полугода назад пришёл новый управленец вместе со своей командой, чтобы, как он выразился, «вдохнуть жизнь в градообразующее предприятие». Ага, хорошо вдохнул. Разве можно разбрасываться такими ценными сотрудниками, как Василий? Вот был бы у руля Пётр Семёнович, бывший директор, он такого бы точно не допустил.
Галина на автопилоте вела урок, разжёвывая семиклассникам квадратные уравнения, но все её мысли крутились вокруг мужа. «Как же это всё не вовремя», – думала она. Их единственная дочь Елизавета летом собралась выходить замуж, и они с отцом уже начали откладывать деньги на платье и банкет. «Неужели придётся занимать по родным и знакомым?» – сокрушалась про себя Галя. Она еле дождалась окончания учебного дня, быстро собралась и поехала домой.
Васи дома не было. «Эх, паразит! Должно быть, к Петровичу зарулил, чтобы с горя набраться». И как в воду глядела. Прямо с завода, забрав свои вещи, Василий прямиком отправился к своему закадычному другу и по совместительству соседу Андрюхе, которого все называли просто «Петровичем».
Нужно сказать, что Галина и Василий жили не в самом городе, а его пригороде – посёлке городского типа, в собственном доме. Дом у них был кирпичный, добротный, да ещё с небольшим садом и огородом. Вася вообще очень хозяйственный, рукастый. Про таких обычно говорят «мастер на все руки». И на работе его всегда ценили и уважали. Когда прежний директор, Пётр Семёнович, уходил на пенсию, то по секрету сообщил Васе, что похлопотал за него, и его скоро должны повысить в должности. Однако прошло полгода, а вместо этого мужа просто взяли и уволили.
В тот вечер Василий явился домой, еле держась на ногах. Галина не стала «добивать» его своими расспросами, да он и сам был не в состоянии на них отвечать. А вот уже с утра, за столом, она попросила его рассказать, как всё было.
Вася поведал, что новое руководство на общем собрании анонсировало ребрендинг их предприятия.
– Какой такой ребрендинг? – начала возмущаться Галина. – Совсем из ума выжили с этими иностранными терминами.
– Да мы тоже не особо-то и поняли, в чём дело. Будут всё менять. Расширять производство, выходить на новые рынки. И, ясное дело, придётся поднимать зарплаты персоналу. Мы-то, дураки, обрадовались, подумали, что наступает хорошая жизнь, а вот нет, – подытожил Василий. – Хорошая жизнь наступает не для всех. Нас они взяли и оптимизировали. Да, всего пятнадцать человек попали под раздачу. Причём хитро так провернули. Типа, мы должны согласиться по доброй воле, тогда нам «отступные» положены – выплата зарплаты за два месяца вперёд. Причём рекомендовали увольняться прямо сегодня, без двухнедельной отработки. А будем бузить и права качать – так нас ни с чем оставят. Мы сначала завозмущались, конечно. Но большинство уволенных согласилось с предложением начальства, а я – делать нечего – собрал свои вещи и поехал домой. Вот и вся история.
Галина переваривала полученную от мужа информацию. «Хороший адвокат вмиг бы приструнил эту заводскую шайку-лейку», – думала она. Но ещё Галя понимала, что на первоклассного специалиста придётся раскошелиться. «Эх, ладно, не пропадём», – успокаивала она себя, а вслух сказала:
– Вась, что сделано – то сделано. Не будем расстраиваться.
– Это точно, – согласился с женой Василий. – Вот отдохну недельку и начну искать новую работу.
– Хорошо, – обрадовалась Галя.
Однако «отдых» затянулся недели на три, не меньше. Все это время то Вася заходил к Петровичу, то Петрович – к ним. В конце концов, Гале это надоело:
– Это что за майские демонстрации у нас дома? Хватит, находились уже. Тебе, Вася, пора заняться поиском работы. Иди хоть сайт какой посмотри, что ли.
Поиск вакансий по разным сайтам особого результата не дал. Галина исправно ходила на работу в школу, а муж оставался дома на хозяйстве. Так прошло ещё около двух месяцев. Елизавета стеснялась спросить у родителей, какую сумму они планируют выделить на её свадьбу, а между тем до торжества оставалось всего три месяца. Пора было думать о заказе банкетного зала, свадебном меню и прочем. «Может, просто урезать количество гостей?» – такой вопрос она задала матери, но Галина сразу его отмела.
– Нет, дочка, мы с отцом на свадьбу уже давно копим. Пусть всё пройдёт, как планировали. Хотели ещё добавить вам деньжат, но пока папа на работу не выйдет, обещать не могу.
И она стала напоминать Василию про поиск работы чуть ли не каждый день. Она сама находила объявления и показывала мужу: вот, мол, посмотри. Вася каждую неделю мотался в два-три места, но везде что-то никак не срасталось. То зарплату предлагали чуть ли не вдвое меньше прежней, то нужно было ездить в соседний город за пятьдесят километров, то работодателя не устраивал возраст Василия. А что возраст? Ему всего пятьдесят три года. Это разве старость? До пенсии ещё жить да жить.
Было бы на что.
В общем, пока ничего хорошего не находилось. Ещё через пару недель Галина начала паниковать. В школе откуда-то узнали, что у неё муж несколько месяцев сидит без работы, и началось. Сочувствующие взгляды («Ой, как бы не спился-то без работы»), ухмылки, предложения самой Галине взять дополнительную нагрузку в школе, чтобы больше зарабатывать – чего она только ни услышала за это время. Но главное оставалось неизменным: работы у Василия не было.
Елизавета с будущим мужем и его родителями обсудили ситуацию и решили сделать торжество чуть скромнее, чтобы это было посильной ношей для всех. Галина была очень благодарна будущим родственникам, однако свадьба свадьбой, но она сама семью не прокормит. С её учительской зарплаты не особо-то разбежишься. Пусть бы Василий уже любую работу нашёл, всё лучше, чем дома маяться от безделья да бегать к Петровичу.
Василий выглядел поникшим. За те месяцы, что он провёл дома, как будто постарел лет на десять. Он явно чувствовал свою вину перед женой и дочкой. Атмосфера в доме становилась всё напряжённее. Но вот в начале июня Вася радостно сообщил Гале, что с понедельника он, наконец, выходит работать.
– Нашёл работу? – жена принялась его обнимать. – Ну, наконец-то, а что за место, расскажешь?
– Так в городе, через знакомых. Мне предложили выйти по моему профилю. Буду заниматься оборудованием. Так что ты, Галя, не переживай. Теперь не буду у тебя на шее сидеть.
– Ну что ты, – расчувствовалась Галя, – ты же не виноват, что так получилось. Зато теперь всё наладилось, а это главное.
Василий вышел на работу. Утром он выходил около семи часов, а вечером возвращался около девятнадцати. Первое время Галя заваливала его расспросами: хороший ли коллектив, сложная ли работа и так далее. Вася сначала отмахивался от неё: мол, чего пристала? А потом потихонечку начал рассказывать. Пока ему всё нравилось, а дальше будет видно.
Галина, честно сказать, выдохнула с облегчением. Жизнь налаживалась. Вася устроился работать, а в августе они погуляют на дочкиной свадьбе. Да и у самой Гали скоро отпуск. Наконец, она займётся любимым садом.
Через несколько недель Василий пришёл домой с тортом и цветами для жены. «Будем первую зарплату отмечать!» – радостно сказал он. В их семье было заведено, что каждый вносит свой вклад в общий бюджет. Например, едет Вася на рынок и привозит продукты. Всё это на свои деньги. А потом Галя идёт в магазин и на свои покупает что-то для дома. То есть все деньги до последней копеечки они в общий котёл не клали.
Галина поинтересовалась у мужа, доволен ли он зарплатой. Тот ответил утвердительно, на этом тему и закрыли. Вася регулярно ездил в магазин за продуктами, покупал что-то по мелочи для дома. В общем, всё было совершенно так, как всегда. Обычная жизнь.
Как-то в июле Галина решила съездить в торговый центр. До свадьбы дочери оставалось всего ничего. Нужно было присмотреть платье для себя, чтобы в такой важный день не ударить в грязь лицом перед гостями. Она походила по магазинам, но ничего подходящего не нашла. Было очень жарко, ей захотелось пить. Галя ненадолго заглянула в ресторанный дворик, купила свежевыжатый сок и присела за столик.
Вдруг неподалёку она увидела до боли знакомого человека. Это был Василий, её муж. Он шёл мимо ресторанного дворика неспешным шагом, словно прогуливался. Потом сел на лавочку около фонтана, достал книгу и погрузился в чтение.
Что её муж делает в торговом центре в одиннадцать часов утра? Ерунда какая-то. Галина уже хотела встать и подойти к нему, но что-то её остановило. Почему-то ей подумалось, а не встречается ли её супруг с любовницей? Как говорится, седина в бороду – бес в ребро. Галя решила остаться за столиком, благо рядом стоял огромный горшок с растением, и продолжить наблюдение.
Василий просидел так полтора часа, а потом так же неспешно встал и пошёл к выходу. На улице он направился к стоянке, сел в машину и уехал. Галя так и осталась стоять на пороге торгового центра. Что это было? Почему Вася прохлаждается вместо того, чтобы работать? Неужели его опять уволили? Но он выглядел совершенно спокойным, даже безмятежным.
Вечером Галина как бы ненароком стала интересоваться, как дела на работе. А Вася ровным голосом начал рассказывать, что с утра привезли новое оборудование и он его настраивал весь день. Даже пообедать забыл, так заработался. Чем больше Галя его слушала, тем сильнее она начинала паниковать. Что происходит с её мужем? К чему это враньё?
Вася ещё что-то плёл, но Галя решительно его остановила:
– Хватит! – гаркнула она. – Больше не могу слушать этот бред!
– Ты чего, Галя? – Вася никак не мог понять, в чём дело.
И тут Галину понесло. Она выложила ему всё. И про торговый центр, и про то, как видела его читающим книгу посреди рабочего дня. Она кричала минут пять, а потом задала свой главный вопрос:
– Вася, что вообще происходит?
Муж долго молчал. Гале казалось, он молчал несколько часов, хотя прошло пару минут. Наконец, он виновато посмотрел на неё:
– Галя, я не нашёл работу, – и, посмотрев на неё, быстро добавил, – пока не нашёл.
Так вот оно что! Оказывается, Василий так и не нашёл подходящую работу. Он ужасно переживал. Ему было совестно, что Галя фактически его содержит. А ещё не хотелось расстраивать любимую жену. Вот он и придумал, что якобы работает. Больше месяца он уезжал по утрам, а возвращался по вечерам. А сам в это время был в парке, торговом центре, у Петровича. В общем, тянул время. Ну, и работу тоже искал, разумеется. Васе казалось, что если жена не будет на него давить, то он быстрее устроится на новое место.
– Я устал от твоих вечных расспросов, понимаешь? – объяснял он ей. – Вот просто не мог больше видеть твой сочувствующий взгляд, терпеть твои упрёки…
– Подожди, а откуда тогда деньги?
– Ну, – замялся муж. – Я взял небольшой кредит.
– А как отдавать будешь?
– Так я ищу работу, вот устроюсь и всё возмещу.
– Вася, Вася… – только и смогла проговорить Галина, а потом ушла в комнату на втором этаже.
Они не разговаривали несколько дней. За это время Галя уже хотела подавать на развод, а ещё собрать вещи и съехать от Василия куда подальше. Муж каждый день носил ей небольшие букетики и просил прощения. Цветы она принимала, но разговаривать не хотела.
Дочка тоже была в шоке, когда узнала об этой истории. Но потом Лиза сказала матери, что ей очень жаль папу. Ведь он же явно не со зла всех обманул. Он не хотел быть обузой.
Галя и сама уже поняла, что Василий так поступил потому, что любил её и не хотел расстраивать. В общем, примерно через неделю она его простила, и они окончательно помирились. О случившемся решили больше никому не рассказывать. Пусть все думают, что Василий где-то работает.
***
До свадьбы дочки оставалось всего ничего, как позвонил будущий свёкор и сказал, что его знакомый ищет хорошего инженера, и он как раз вспомнил о Василии. Может, тот согласится принять его предложение? Вася съездил на собеседование и, к огромному облегчению Галины, ответил согласием. Зарплату ему предложили чуть меньше, чем на прежнем месте, зато ездить недалеко. И главное, обманывать никого не нужно.
---
Автор: Юлия Кон