Мы стали свидетелями ухудшающейся оптимизации компьютерных игр. Производительность застыла где-то между «отвратительно» и «невыносимо отвратительно», и это превратилось в норму, закрепленную появлением движка Unreal Engine 5. Но почему разработчики упорно игнорируют этот важный аспект? Почему им наплевать на владельцев слабых ПК? На этот вопрос у меня есть необычная точка зрения, выходящая за рамки привычных объяснений.
Когда я впервые задумался об этой проблеме, то пришел к выводу, что всё дело в жадности разработчиков. Они намеренно не оптимизируют игры, чтобы заставить геймеров покупать новое «навороченное» железо и обновлять свои компьютеры. Разве не странно, что современные игры зачастую требуют колоссальных ресурсов, даже несмотря на скромную графику?
Однако, поразмыслив глубже, я понял, что причина кроется в другом — в вопросе кошелька и реалиях рынка игровой индустрии. Где шашка зарыта?
Безумно дорогое удовольствие
Разработка компьютерных игр — это невероятно дорогостоящий процесс, требующий огромных финансовых вложений. Создание современной ААА-игры может стоить десятки, а то и сотни миллионов долларов. И это только бюджет непосредственной разработки, не считая маркетинговых расходов на рекламу, промо-акции и прочее.
Возьмем, к примеру, главный хит прошлого года — ролевую игру Starfield от Bethesda. По данным инсайдеров, ее бюджет составляет от 200 миллионов долларов! А ведь это лишь одна игра из множества ААА-проектов, выходящих ежегодно. Учитывая такие огромные вложения, разработчики стремятся максимизировать прибыль, чтобы окупить затраты и получить доход.
И один из способов сделать это — сосредоточиться на самой прибыльной аудитории геймеров, отсекая хотя бы часть расходов.
Оптимизация стоит денег
Вопреки распространенному мнению, оптимизация — дело совсем не бесплатное. Чтобы добиться идеального баланса между производительностью и качеством графики, необходимо провести колоссальную работу. Нужно тщательно продумать, что, где и как будет «урезаться».
Не дешевле ли не сжимать текстуры, не упрощать модели, а в случае критического падения FPS даже на «топовом» железе — просто прикрутить поддержку DLSS и FSR?
Представьте себе команду разработчиков, трудящуюся над новым блокбастером. Каждый из них — высококвалифицированный специалист, чей труд стоит немалых денег. А теперь представьте, что после нескольких лет разработки, когда игра практически готова, руководство говорит:
«Ребята, знаете, мы тут подумали... Давайте-ка еще пару месяцев поработаем над оптимизацией, чтобы игра летала даже на чугунном утюге!»
Вы только вообразите, сколько это будет стоить! Дополнительные человеко-месяцы работы, возможно, придется нанимать новых специалистов... Разработка игр — процесс дорогостоящий, и каждый день задержки съедает огромные суммы. А оптимизация под слабые ПК — это, по сути, дополнительная разработка для нужд устаревшего «железа».
И ладно бы, если бы это ещё окупалось...
Кошелёк решает все
Давайте посмотрим правде в глаза: если у человека слабый компьютер, то, скорее всего, у него и денег немного. А если у него мало денег, то он вряд ли будет покупать новые ААА-игры по полной цене каждый месяц, выкладывая по 60-70 долларов за каждый релиз.
Большинство крупных разработчиков игр сегодня ориентируются именно на состоятельных геймеров, которые могут позволить себе обновлять «железо» каждые несколько лет и покупать новинки сразу же после их выхода на рынок. Эта платежеспособная аудитория намного более прибыльна и, следовательно, привлекательнее для игроделов.
У нищебродов денег нет
Если выражаться более прямо: вы — вот лично вы, со своей жалкой GeForce GTX 1060 и китайским «зеоном» — банально не входите в список целевой аудитории разработчиков AAA-игр.
Потому что вы не можете себе позволить постоянно (!) покупать свежие релизы по полной цене, и берёте их в лучшем случае на распродажах в Steam, а в худшем — качаете в магазине «у Хаттабыча», с майнером в подарок.
И зачем игроделу нужны вы, такие вот «красивые»? Зачем ему тратить деньги и ресурсы на то, чтобы его игра запустилась и нормально работала у вас на слабом железе? Для него гораздо выгоднее и разумнее сосредоточиться на аудитории, готовой платить полную цену за новые релизы и обновлять свои системы до актуальных требований, чтобы обеспечить максимальную производительность.
Жестоко, но это правда жизни. В мире, где деньги правят всем, оптимизация игр под слабые ПК — это роскошь, которую большинство издателей просто не может себе позволить (да и не хочет, скажем честно). Так что готовьтесь к тому, что в ближайшие годы ситуация будет только ухудшаться. Если, конечно, вы не планируете обзавестись крутым «железом» в ближайшее время...
Статью для вас подготовил: А. Борчанов
Взгляд с другой позиции на ту же проблему от В. Волкова:
[ Почему в 2024 игры ТАК тормозят, а в 2014 — всё «летало»? ]