Найти в Дзене
novofon.com

Какие задачи доверяют AI в бизнесе: финансы, медицина, логистика и реклама

Оглавление

В последние годы мы стали свидетелями того, как искусственный интеллект (artificial intelligence, или AI) вышел за пределы экспериментов и закрепился в мире бизнеса. С ним рутинные дела можно сделать за несколько кликов, а решения принимать на основании цифр, а не интуиции. Давайте подробнее посмотрим, где и как сейчас происходит внедрение AI в бизнес-процессы.

Преимущества использования AI в бизнесе

В России технологиями ИИ пользуется около четверти компаний, при этом из них 49% делают это каждый день. Искусственный интеллект умеет воспринимать информацию, обучаться, рассуждать и принимать обоснованные решения. Поэтому ему вполне можно доверить задачи сразу нескольких сотрудников. Давайте посмотрим, что умеют технологии искусственного интеллекта в бизнесе.

Автоматизация процессов

AI берет на себя повторяющиеся и рутинные задачи, а это позволяет сократить операционные затраты. Пока он обрабатывает большой объем работы быстро и без ошибок, люди могут сосредоточиться на более креативных задачах, которые удаются ИИ пока не так хорошо.

Аналитика и прогнозирование

С помощью AI можно предсказывать спрос на продукцию, оптимальные сроки для закупок и даже потенциальные риски для бизнеса. Это позволяет всегда быть на шаг впереди, принимая обоснованные решения на основании анализа больших объемов данных.

Повышение персонализации

Благодаря использованию искусственного интеллекта в бизнесе появляется больше возможностей для более персонального подхода к каждому клиенту. AI учитывает историю покупок клиентов, их предпочтения и даже поведение на сайте, чтобы предложить товары или услуги, которые могут их заинтересовать. Это не просто повышает шансы на продажу, но и создаёт ощущение личного подхода, заставляя клиентов возвращаться снова и снова.

Практическое применение AI в различных отраслях

Технологии ИИ используют не только корпорации. Сегодня есть много решений AI для малого бизнеса. Например, сервисы речевой аналитики или распределения входящих звонков.

Финансы и банковское дело

Когда речь идет о финансах, важна предельная точность и внимательность. Конечно, существует человеческий фактор, из-за которого можно допустить ошибку, ведущую к необратимым процессам. Поэтому для банков AI — это просто находка, ведь он может с точностью анализировать огромные базы данных. Вот как ИИ помогает компаниям из финансового сектора.

Анализ рисков. Перед тем, как банк выдает кредит, ему нужно проанализировать данные о клиентах, их кредитной истории, транзакциях и финансовом поведении, чтобы оценить кредитные риски. Искусственный интеллект сможет обработать эти данные и собрать в единую картинку, чтобы подсказать, каким клиентам можно выдавать кредиты и на каких условиях.

Банк «Точка» внедрил искусственный интеллект в анализ эмоций клиентов. Благодаря камерам ИИ считывает эмоции клиента, пока он разговаривает с сотрудником банка. При этом сотрудник в режиме реального времени видит оценку отношения клиента: негатив, позитив или нейтральность.

В будущем банк планирует доверить ИИ распознавание эмоций по голосу. Благодаря этому сотрудники банка могут повысить уровень обслуживания клиентов и вовремя начать сглаживать углы.

Автоматизация торговли. Благодаря AI можно автоматизировать торговые стратегии, выполняя большое количество ордеров на покупку или продажу ценных бумаг. Система анализирует новостные ленты, рыночные данные и финансовые показатели в реальном времени. ИИ умеет делать это намного быстрее любого трейдера.

Предсказание рыночных трендов. Используя исторические данные и сложные математические модели, AI может прогнозировать изменения на рынке, волатильность цен и будущие тенденции. Эти предсказания помогают инвесторам и финансовым аналитикам принимать обоснованные решения о вложениях, управлении портфелями и стратегиях хеджирования.

Обнаружение мошенничества. Системы могут выявлять аномальные действия, которые могут указывать на мошенничество, например, необычно большие транзакции или подозрительные переводы средств.

Управление активами. AI помогает анализировать рыночные данные и определяет оптимальный состав инвестиционного портфеля в соответствии с рисками, предпочтениями и целями инвестора. Так пользователь AI может адаптироваться к меняющимся рыночным условиям в реальном времени.

Здравоохранение

В медицине тоже используют AI, хотя и не так часто, как в финансах. Здесь риски слишком высоки — на кону может быть человеческая жизнь. Поэтому AI здесь чаще выполняет роль консультанта, а принятие решения остается за человеком.

Диагностика. Искусственный интеллект может анализировать рентгеновские снимки, МРТ и КТ. Благодаря сложным алгоритмам можно обнаружить патологии, иногда незаметные человеческому глазу, что позволяет выявлять заболевания на ранних стадиях и повышает шансы на успешное лечение.

AI-стартап Owkin и Медицинская школа Нью-Йоркского университета разработали алгоритм, который анализирует изображения маммограмм. Он может предсказывать риск рецидива рака молочной железы за пять лет до того, как он снова разовьется.

Лечение. Конечно, ИИ вряд ли полностью заменит врачей в ближайшее время. Но он может стать надежным консультантом в назначении лечения. Например, Университет Северной Каролины в Лайнбергере обнаружил, что рекомендации по лечению, предложенные ИИ, согласуются с выбором онкологов в 97% случаев рака прямой кишки и в 95% случаев рака мочевого пузыря​. Это означает, что ИИ может консультировать начинающих врачей и помогать принимать решения на основе опыта старших коллег.

Производство лекарств. Сейчас ИИ способен анализировать массу данных о болезнях и потенциальных лекарствах гораздо быстрее людей, предсказывая, какие формулы будут эффективнее. Это помогает сократить время и стоимость исследований, ускоряя открытие новых лекарственных средств.

Производство и логистика

В этих сферах можно говорить скорее об автоматизации с помощью ИИ. Как в производстве, так и в логистике есть много повторяющихся процессов, которые можно доверить AI.

Профилактика простоев. Анализируя данные о работе оборудования, AI предсказывает потенциальные поломки и износ машин до того, как они произойдут. Если вовремя провести техобслуживание, производство сможет работать без остановки, снижая простои и издержки.

Автоматизация и роботизация. Робот-системы, которыми управляет AI, могут выполнять широкий спектр задач, от сборки и упаковки до контроля качества. Они позволяют повысить скорость работы на заводах и фабриках.

Компания Alibaba благодаря внедрению роботов для работы на складе смогла увеличить производительность на 300%. Они перевозят грузы до 500 кг, помогают в упаковке и контроле хранения.

Управление запасами. AI анализирует данные о спросе и поставках, помогая компаниям оптимизировать уровень запасов. Это снижает издержки на хранение и минимизирует риски нехватки товаров.

Отслеживание грузов. Используя данные о погодных условиях, состоянии дорог и других факторах, AI может оптимизировать маршруты доставки. Так доставка обходится дешевле для перевозчика, а грузы доставляются без задержек, иногда даже быстрее.

Прогнозирование спроса. Искусственному интеллекту можно доверить анализ данных о продажах, сезонном спросе и текущих трендах рынка, чтобы предсказывать будущий спрос на продукцию. Это позволяет компаниям заранее подготовиться к изменениям спроса, оптимизировать производственные планы и логистику.

Маркетинг и реклама

Пожалуй, эта сфера одной из первых стала внедрять ИИ в рабочие процессы. Давайте рассмотрим лишь несколько примеров.

Настройка таргетированной рекламы. Не секрет, что показ рекламы давно автоматизировали. Но именно ИИ способен принимать решения на основе точно проанализированных данных о поведении пользователей в интернете, включая историю поисковых запросов, посещенных страниц и действий на сайтах. И уже на основании этого ИИ показывает рекламу именно тому, для кого она окажется актуальнее. Это увеличивает вероятность совершения покупки и повышает общую эффективность рекламных кампаний.

Создание контента. Генеративные нейросети могут автоматически создавать описания товаров и посты для соцсетей, формировать привлекательный визуал. Сегодня можно делать даже целые рекламные ролики, используя только ИИ-помощников. Конечно, с условием, что оператор направит сервис и подскажет, что именно он хочет получить в итоге.

Ролик «Стоя на плечах гигантов»

Пример рекламного ролика, созданного с помощью AI, есть у компании ASML, которая производит довольно сложный продукт — литографические сканеры. Этот ролик называется «Стоя на плечах гигантов», его собрали с помощью Midjourney и алгоритмов RunwayAI.

Анализ рынка и трендов. Системы ИИ могут обрабатывать огромные массивы данных, выявляя закономерности и тенденции, которые могли бы остаться незамеченными при традиционных методах анализа. Так маркетологи получают новые возможности для изучения трендов, предпочтений потребителей и активности конкурентов. Например, в сфере моды ИИ может выявлять популярные цвета, фасоны и принты, что позволяет делать предположения о том, какие тенденции будут популярны в будущем.

Вызовы и ограничения при внедрении AI в бизнес

Как бы ни был хорош ИИ в решении бизнес-задач, при работе с ним существуют определённые риски. Они могут касаться не только технических аспектов безопасности данных, но и этических сторон их использования.

Проблемы конфиденциальности данных

Есть мнение, что внедрение искусственного интеллекта в бизнес автоматически обеспечивает безопасность и конфиденциальность данных. Но это не так. Если не принять специальных мер и не следовать правилам, то использование ИИ может наоборот увеличить риск утечки данных.

Например, персональные данные, обработанные через ИИ, могут быть использованы не по назначению, в том числе попасть к третьим лицам или даже стать обучающим материалом для ИИ без ведома бизнеса и его клиентов. Это особенно актуально, если пользоваться AI-сервисами от третьих сторон, где данные обрабатываются на внешних серверах.

Что делать, чтобы избежать этих рисков:

  • выбирать надежных поставщиков ИИ-услуг с хорошей репутацией;
  • использовать AI-системы, где защита данных встроена в технологию с самого начала;
  • не передавать конфиденциальные данные клиентов для обработки через ИИ.

Необходимость высококвалифицированных специалистов

С одной стороны, если внедрить искусственный интеллект в бизнес-процессы, можно сократить количество работников и ощутимо сэкономить на зарплатах. С другой стороны, для работы с AI-сервисами нужен высококвалифицированный персонал, который:

  • имеет твердые знания в области ИИ,
  • имеет опыт работы с большими данными,
  • знает и применяет законы о защите персональных данных,
  • имеет аналитический склад ума и понимает, в каких ситуациях ИИ может выдать неверные данные.

Найти такого сотрудника может быть нелегко, ведь сфера ИИ только развивается. А найдя такого человека, ему нужно будет предложить достойную оплату.

Будущее AI в бизнесе

Вопросами искусственного интеллекта в бизнесе пока занимаются не так много компаний. Но интерес к этой сфере определенно есть, даже на государственном уровне.

Страны по всему миру, осознавая огромный потенциал AI, начинают придавать его развитию статус национального приоритета. Это стимулирует научные исследования и экономический рост, а также способствует глобальному лидерству в области высоких технологий. В будущем, согласно прогнозам экспертов, решений AI для бизнеса будет только больше.

В России даже появился ИИ-индекс для регионов. Согласно этому индексу, среди лидеров по внедрению ИИ: Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Воронежская область. При этом в 62% регионов есть дефицит кадров, которые умеют работать с ИИ.

Пока что рост AI сдерживает главный фактор — вопрос этики и защиты персональных данных. Ожидается, что правительства и международные организации будут разрабатывать и внедрять более строгие регуляции для AI. В них будут регулировать вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности, использования личных данных и этики.

Европарламент в начале 2024 года согласовал Закон об искусственном интеллекте. Это первый в мире акт, регулирующий использование AI. В будущем он может стать основой для регулирования ИИ во всем мире. Сам закон вступит в силу в 2027 году, а пока у компаний есть возможность подготовиться.

Критики подобных законов говорят, что любые ограничения тормозят развитие ИИ. С другой стороны, применение искусственного интеллекта в бизнесе действительно стоит регулировать, чтобы предотвратить мошенничество и незаконное использование персональных данных.

Сегодня AI — это уже не просто модный тренд, а настоящий рабочий инструмент, который помогает бизнесу двигаться вперед и предлагать клиентам более персонализированный сервис. AI-решения есть и у Novofon: попробуйте нашу интеллектуальную систему управления колл-центром и оставайтесь на волне бизнес-трендов.