Найти в Дзене
Бесполезные ископаемые

Две грани Джина Чандлера

"Князь во князьях" - примерно так, по-бунински, можно перевести на русский название песни Duke of Earl, чей первый исполнитель Джин Чандлер, наряду с Джерри Батлером, одна из последних живых легенд "глубинного соула" чикагской школы, первой среди равных на истинном горизонте американской поп-музыки: Чикаго, Детройт, Мемфис, Филадельфия...

Duke of Earl испортить трудно. Каково бы ни было исполнение, качество материала останется прежним. Но, как это часто бывает, за хитовым фасадом стандарта скрывается львиная доля не менее значительных, интересных и оригинальных работ.

"Две грани" далеко не все, это лишь название одной из пластинок, записанных Чандлером в 60-е. Наследие этого артиста намного разностороннее, и мы не случайно начали разговор с перечисления музыкальных центров на карте США.

Певец отдал должное каждому из них. Отменная форма и долголетие позволили ему развивать и совершенствовать то, на чем остановились безвременно ушедшие гении - Сэм Кук и Отис Реддинг.

Но основных граней все-таки две. Джин Чандлер - интерпретатор, и Юджин Диксон (так его зовут на самом деле) - композитор, плодовитый, требовательный и чуткий к новым веяниям в сфере тематики и саунда.

Как это ни банально прозвучит, десятки песен, спетых другими, не менее колоритными артистами, в исполнении Чандлера звучат как первоисточник. Ему удалось даже стилизовать под себя первобытный фанк Джеймса Брауна, едва заметно сместив акценты в галопирующей There Was a Time.

Среди его успешных адаптаций на раннем этапе карьеры можно встретить вещи Смоки Робинсона и Берта Бакарака. В частности тончайшую I Wake Up Cryin', чьим первым исполнителем был, оказывается, все-таки не Чак Джексон, а белый бог эмоций Дэл Шеннон.

Позднее, на первый взгляд "проходная" вещица раннего Смоки станет весомым хитом в женском прочтении Мэри Уэллс, но как эту историю разыгрывает Джин Чандлер, буквально боксируя словами...

Он виртуозно обыграл Cowboys to Girls пионеров филли-саунда The Intruders, и ювелирно оформил битловскую "Элинор Ригби", порядком заезженную. В его всеядности было что-то от Пи Джея Проби

Довоенная классика звучала у него не менее современно, чем у Джина Макдэниэлса. Равно как и старосветская сентиментальность шансона в блюзовых тонах.

И заимствуя что-нибудь из репертуара своих чикагских коллег - у Тайрона Дэвиса или Мейджора Лэнса, певец обязательно насыщал кавер эффектами из арсенала выразительных маньеризмов, присущих только ему.

Практически каждую декаду своей карьеры Джин Чандлер встречал очередным "князем во князьях", шагая в ногу со временем, продолжая задавать ритм свежим поколениям одиночных и парных танцоров.

Groovy Situation, когда о нем поет Джин Чандлер - состояние перманентное и хроническое в самом положительном смысле слова.

-2