Тринадцатилетний семиклассник в течение нескольких месяцев издевался над домашним питомцем, что в итоге привело к гибели животного. Я не буду описывать подробно то, что подросток вытворял, так как подобные сцены здесь описывать запрещено. Я попытаюсь дать профессиональную оценку ситуации и личности героя.
Мальчик-тихоня из бедной семьи.
Мать Андрея растит сына одна. Она целыми днями работает. Домашним хозяйством, а также воспитанием ребенка, в основном, занимается бабушка.
Подросток принес котенка с улицы, мать не была против. Первое время мальчик ухаживал за питомцем: сам готовил еду, давал лекарства. Одноклассники приходили в гости взглянуть на того самого заморыша, которого они вместе нашли на улице. Через несколько месяцев заморыш превратился в холеного упитанного кота. В этот момент жалость мальчика к животному прошла, а на смену жалости пришел садизм.
Бабушка видела, как внук издевался над котом, но его матери ничего не говорила, - не хотела расстраивать сильно устающую на работе дочь. С каждым днем издевательства над животным приобретали все более изощренный характер, но бабушка по-прежнему не придавала этому большого значения из принципа «чем бы дите не тешилось, лишь бы не плакало».
Конечно, я говорила Андрюше, что так делать не хорошо, но он не слушался. А мне надо в магазин ходить, готовить, с уроками ему помогать. Отдохнуть тоже хочется, телевизор посмотреть, поговорить по телефону. Я думала, что кошки такие живучие, что ребенок не сможет особо сильно навредить.
В тот день, когда случилось непоправимое, Андрей не стал прятать тело кота и врать, что кот убежал (со слов мальчика, таких мыслей у него даже не было). Он честно во всем сознался маме, когда она пришла с работы. Мать была в таком шоке, что даже наказать сына не смогла. В дальнейшем никаких репрессий также не последовало. Уставшей женщине было не до этого.
Я не могу поверить, что мой сын мог сделать такое! Ведь он мальчик-паинька, учится хорошо, в школе никаких проблем нет. Он даже ни разу не подрался за все шесть лет школы. Я даже не знаю, как классного руководителя зовут.
Успеваемость у Андрея действительно неплохая, учится он, в основном, на «хорошо». Проявляет интерес к биологии, физике, иностранным языкам. Основная мотивация хорошо учиться - не быть в отстающих. Мальчик контактный, общительный, даже болтливый. Очень хочет быть лидером и сожалеет, что ему не удается добиться авторитета среди одноклассников. Отмечает, что некоторые одноклассники подиздевываются над ним. Связывает это с тем, что в семье низкий достаток, и он не может выделиться с помощью дорогих вещей. Андрей очень хотел бы заниматься спортом, но по состоянию здоровья он освобожден от физкультуры. Из-за этого мальчик также комплексует. Внеурочной деятельностью Андрей не занимается, говорит, что то, что предлагается бесплатно, ему не интересно, а на платные кружки нет денег. Парень отмечает, что у него много свободного времени, которое он проводит, в основном, дома с бабушкой.
Все мои приятели занимаются в разных кружках и секциях, я часто гуляю один. Мне очень скучно. У меня нет ни велика, ни скейта, ни роликов. Я не прошу эти вещи у мамы, так как у нас нет денег. Мама мне компьютер и телефон с трудом купила. С плохими парнями я тоже гулять не хочу.
Андрей полностью освобожден от обязанностей по дому, так как все делает бабушка. Однако на летних каникулах мальчик активно помогает бабушке в огороде, а также ходит в лес за ягодами и за грибами.
Общий уровень эмпатии у Андрея соответствует возрастной норме. Он проявляет сочувствие к киногероям и героям художественных произведений, которые вынуждены незаслуженно страдать. Также он очень переживает за маму, которая вынуждена очень много работать, из-за чего устает и плохо себя чувствует. Парень отмечает, что хотел бы проводить больше времени с родителями, так как с бабушкой ему скучно, но мать целыми днями на работе, а отцу до него нет дела.
На вопрос, почему он убил кота, мальчик ответил, что не хотел этого делать, что раскаивается в этом. Сначала ему было интересно посмотреть, что будет если… Затем ему понравилось наблюдать за страданиями животного и ощущать свою власть над слабым существом.
Что делать в таком случае.
К счастью, это дело не вышло за рамки семьи. Парень все-таки приложил мозги, чтобы не выложить эти сцены в интернете. Если бы эта история все-таки стала достоянием общественности, уголовную ответственность парень бы не понес (уголовная ответственность по этой статье наступает с 16 лет). Мама заплатила бы штраф за плохое воспитание от 100 до 500 р. Но. Есть одно «но». Скорее всего, парня направили бы к психиатру. В подобных случаях это рекомендуется делать. На ютубе я слушала, что психиатры говорят про это. Они приписывают таким детям чуть ли не шизофрению и настаивают обращаться к врачам в таких случаях. Да, жестокость в любом виде может являться одним из симптомов психической болезни. Одним из симптомов. В данной конкретной истории мы не наблюдаем у подростка симптомов психического заболевания. Парень хорошо учится, полностью адекватен, полностью осознает свой поступок и раскаивается в содеянном. Зачем ему психиатр? Чтобы что? Чтобы ему поставили диагноз «расстройство поведения», а в дальнейшем переквалифицировали в асоциальное расстройство личности?
Ведь без диагноза от психиатра не уходят. Об этом читайте мои статьи.
Итак, последний диагноз все же довольно тяжело поставить. Обычно он ставится при психиатрической экспертизе преступников по совокупности злодеяний. Но я повторюсь: это наша отечественная психиатрия. У нас используют устаревшие и неэффективные методы психодиагностики, и все держится на компетентности и порядочности специалистов. Поставить этот диагноз тяжело, а снять будет еще тяжелее. Юношам повезло больше, чем девушкам - в военкомате они все будут здоровыми. Если этот диагноз не снимут, то это повлечет ограничения в некоторых видах деятельности (педагогика, медицина, вождение транспорта, ношение оружия). Одним словом, подобные проблемы не нужны, учитывая еще и то, что никакой адекватной помощи в данном случае бюджетные медицинские учреждения не предложат. В лучшем случае, вам предложат какую-нибудь групповую арт-терапию, эффект от которой стремиться к нулю, да простят меня коллеги арт-терапевты.
Что же делать?
Причина совершенного подростком злодеяния, скорее всего, кроется в скрытой агрессии с переносом на слабого. Несмотря на то, что парень очень общительный и открытый, у него имеются проблемы с коммуникацией со сверстниками в следствие низкого эмоционального интеллекта. Парень не может самоутвердиться, не чувствует уверенности в себе, не может дать достойный отпор насмешкам одноклассников. Экологичных способов выражения агрессии у подростка нет: он не занимается спортом, не имеет возможности посещать интересные ему кружки. Также у него слишком много свободного времени, он отмечает, что часто скучает. Скука - это сублимированная агрессия. Эта агрессия вылилась на слабое существо, над которым подросток почувствовал власть.
Что касается воспитания, мы видим гипопротекцию со стороны матери. Мать даже не знает, как зовут классного руководителя. Я в своих статьях много пишу про последствия гиперпротекции, полностью подавляющей личность. У гипопротекции также имеются свои минусы - это вседозволенность и распущенность. Бабушка же ребенка применяет в воспитании тактику поощрительной гиперпротекции (ничем внучка не нагружает, выгораживает и защищает его). Таким образом получается, что матери на все наплевать, а бабушка все разрешает, следовательно, можно творить, что хочешь, и тебе ничего не будет. Итого, мы выделили две основные причины деструктивного поведения подростка:
- Перенос агрессии
- Попустительство взрослых
В подобных случаях работать надо со всей семьей. Мальчику стоит повышать эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки, работать над самооценкой, искать занятия по интересам. Также необходимо (!) повысить физическую активность. Агрессии надо давать экологичный выход. На мой взгляд, целесообразно будет поменять школу на более сильную, чтобы голова была больше занята уроками.
Со стороны матери, как бы банально это не звучало, следует находить время для совместного досуга с ребенком. Полезна будет совместная физическая активность: поездки за город, велосипедные и лыжные прогулки (при отсутствии противопоказаний). Хорошим опытом будет помощь на добровольной основе в приютах для животных, забота о бездомных животных (например, кормление уличных кошек). Первое время делать это стоит под контролем взрослых.
Со стороны бабушки следует поручать внуку обязанности по дому. В этом возрасте ребенок в состоянии ходить в магазин, помогать носить тяжелые сумки, делать уборку. Ведь на даче мальчик активно помогает бабушке и делает это с удовольствием.
Также необходима установка фильтров на контент из интернета.
Дорогие подписчики и гости, если у вас возникли психологические проблемы, буду рада помочь. Присоединяйтесь к моему телеграмм каналу.
На индивидуальную работу вы можете записаться через мессенджеры 8-911-221-36-03.
Я вам смогу помочь:
- наладить отношения в семье;
- избавиться от созависимости в отношениях;
- проработать обиды;
- повысить самооценку;
- избавиться от страхов и фобий;
- сделать выбор и открыть новые горизонты.