Недавно я в рамках заметки об условиях сохранения в веках органики вспоминала так называемых "болотных людей" - мумифицировавшиеся благодаря болотам тела умерших тысячелетия назад людей. Вспоминала, чтобы рассказать об одной древней деревне, но решила, что про древнего человека будет интереснее.
Итак, Виттрупский человек, который ещё не фигурировал в моих рассказах, погиб в болоте на севере Дании 5 тысяч лет назад. Имя он получил по одноименной деревне рядом с местом находки. Нашли его больше ста лет назад торфокопы - обычно это местные крестьяне, заготавливавшие торф в брикетах на продажу. И вот они прорыли, как обычно, траншею и обнаружили в ней несколько человеческих и бычьих костей. А потом нашли ещё керамический горшок и деревянную дубинку, явно очень древние, и передали находки "по инстанциям". Так весь набор оказался в Национальном музее Дании.
Предметы удалось датировать примерно 3800–3500 годами до нашей эры, а вот кости... Ну, что особенного можно было извлечь из очень древних костей - что там нашлось? правая лодыжка, левая нижняя голень, фрагментированный череп и челюсть с 16 зубами - в начале ХХ века? Да ничего. "Молчали" они целое столетие...
Возможности науки ХХI века заставили кости "говорить" - специалисты изучили всё, включая ДНК и... зубной налет. Честно говоря, для меня, как обывателя, эти исследования сродни волшебству. А теперь подробности.
Итак, Витруппскому человеку на момент смерти было между 30 и 40 годами. Он жил 3300 и 3100 годами до нашей эры и имел генетический профиль, отличный от такового у его местных современников. Это помогли определить новейшие (были опубликованы в начале 2024 года) исследования 317 геномов из северной и западной Евразии от мезолита до неолита. В период рождения Виттрупского человека Европа была населена земледельческими общинами, а он, как выяснилось, происходил откуда-то с северного побережья Скандинавии, недалеко от Полярного круга (из современной Норвегии или Швеции), и принадлежал к группе охотников-рыболовов.
Как выяснилось? Исследователи изучили зубной налет, который, если не чистить зубы, превращается в зубной камень и сохраняет информацию о питании человека на тысячи лет. Виттрупский человек ел рыбу - треску, морского леща, не_рыбу - китов и дельфинов и... немного неожиданно... мясо мелкого рогатого скота.
Анализ изотопов (углерода, стронция, кислорода) в его зубах уточнил картину: в подростковом возрасте диета изменилась - он стал потреблять больше пищи из, так сказать, "наземных" продуктов и пить пресной воды. А почему? Да потому что с берега моря он переехал куда-то вглубь и поселился среди земледельцев. Очевидно, что в указанном возрасте самостоятельно он этого сделать бы не мог... Исследователи предположили, что он мог участвовать в обменной торговле или быть захваченным в плен/рабство.
Погиб Виттрупский человек, как я уже упоминала, в зрелом для каменного века возрасте. Кстати, заметили, когда он жил и что случилось при переезде? Эпоха между мезолитом (средним каменным веком) и неолитом (поздним каменным веком) - это время перехода человека от собирательства, то есть присваивающего хозяйства, к хозяйству производящему - земледелию и скотоводству. Виттрупский мальчишка из среды людей, живущих природой, попал в сообщество, самостоятельно заботящиеся о своем пропитании. Прошу прощения, если разъясняю очевидные вещи, но просто задумайтесь, какие изменения произошли в его жизни, помимо смены места жительства. Среди земледельцев он прожил, получается больше половины своей жизни, а потом почему-то его убили.
Да, смерть его явно не была случайной - череп был расколот на части, приняв не менее 8 ударов. Причем удары были нанесены каким-то твердым предметом с округлой поверхностью. Заметьте, как и в случае с девушками из французской пещеры антропологи выступают в роли судмедэкспертов и патологоанатомов из современной криминалистики. Так, а теперь вспомним находки, что передали вместе с костями в музей крестьяне Виттрупа - деревянную дубинку и горшок.
Уж не подобной ли дубинкой мужчину забили до смерти? Последнее тоже установленный факт, поскольку следов заживления на костях черепа на было обнаружено. Значит, убили, нанеся по голове несколько ударов дубинкой, и бросили в болото. Какова же была цель убийц? Может быть, скрыть убийство, раз уж и его орудие отправилось вслед за телом? Но вот горшок…
Исследователи предполагают, что убийство было обусловлено верованиями сообщества, в котором жил Виттрупский человек, а стало быть, это вовсе и не убийство, а жертвоприношение. Может быть, даже во имя выживания всей общины. Правда, мы ничего не знаем о божествах этой эпохи и этого региона (как говорится, живут в лесу, молятся колесу). Но особенности развития человечества свидетельствуют, что нам непременно нужен кто-то ответственный за наше существование, к кому можно обратиться в трудную минуту. И это вовсе не здравый смысл.
Напоминаю, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!