Мумии всегда вызывают живой интерес у туристов и посетителей музеев, у режиссеров и писателей, у детей, в конце концов. Но вы даже не представляете какой восторг испытывают по поводу мумий ученые. Ведь это – тело человека, которому сто, пятьсот, тысяча или больше лет! Понимаете, тело, а не скелет или того хуже – пепел в погребальной урне.
Хотя и пепел (условный пепел – часто при кремации остаются кости), и скелет могут антропологам и иным специалистам рассказать многое о человеке, все-таки тело – рассказчик получше. Так что вернемся к мумиям.
Мы в последнее время рассказывали и о египетских мумиях, и о мумии из ледника, а сегодня пришла очередь болотных мумий. Возможно, вам кажется, что погибнув в торфяном болоте, человек разлагается, и никогда-никогда его уже не найдут. Может, и не найдут, но не потому, что тело пропадет. Наоборот, кислая среда болот без доступа воздуха естественным образом мумифицировала тела, часто сохраняя волосы, кожу, ногти и даже внутренние органы. В торфяных болотах Европы найдено более тысячи древних мумий разной степени сохранности. Самые известные из них получили собственные имена.
Причем ученые уже выяснили, что гибель людей в болотах далеко не всегда происходила случайно. В древности, например, в раннем железном веке северо-запада Европы (вторая половина I тысячелетия до нашей эры – первые века нашей эры) болота использовали для казней и культовых жертвоприношений. И, конечно, для сокрытия преступлений.
Толлундский человек – как раз один из таких «счастливцев». Судебно-медицинские эксперты установили, что он умер, скорее всего, вследствие повешения. Хотя его позвонки остались целыми, язык был распухшим, что характерно для удушения. После смерти мужчину уложили в одном из мест добычи торфа на левый бок в позу спящего.
Одежда Толлундского человека все же истлела за две с лишним тысячи лет. Лишь на его голове сохранилась шапочка, сшитая из кусочков овчины мехом внутри, с острым верхом, на теле – кожаный пояс, а на шее – петля из плетеного кожаного шнура.
Тело его мумифицировалось не слишком хорошо. Например, от кистей рук сохранились только кости, кожа во многих местах испортилась. А вот голова сохранилась просто замечательно: кожа, черты лица, морщины, даже щетина – все на месте.
Мумию Толлундского человека обнаружили в 1950 году в болотах неподалеку от Силькеборга на полуострове Ютландия. Согласно исследованиям, это был мужчина примерно 40 лет, чуть больше 160 см ростом. Умер он около 405-380 годов до нашей эры.
Для науки болотные люди – замечательная возможность изучить не только состояние здоровья, диету, внешний вид или то, как они умерли. Сохранившиеся внутренние органы – особенно желудочно-кишечный тракт – позволяют узнать больше подробностей о составе последних приемов пищи, способах ее приготовления, а также о гигиене.
В 2000-х годах с помощью исследований ЖКТ болотных людей ученые решили выяснить, если ли какие-то отличия между обычной и ритуальной едой, которую, возможно, вкушали перед смертью те, кому была уготовлена участь смертника или жертвы. Всего в разных исследованиях «участвовало» 12 болотных людей. Все они перед смертью, то есть за 12-24 часа, ели кашу или хлеб, иногда с ягодами или мясом. Большой интерес вызвали следы особенных ингредиентов. Например, омелы, которая обладает лечебными свойствами и имеет культовое значение, или спорыньи, которую могли использовать, как галлюциноген. Однако их содержание оказалось настолько ничтожным, что подтвердить их умышленное использование ученые не смогли.
Зато был отмечен другой момент: в анализах последнего приема пищи, например, человека из Гроболла, который умер около 290 года до нашей эры, помимо мелких животных косточек, зерен и семян обнаружено большое количество отходов обмолота зерна. Кстати, смерть Гроболлского человека была ужасной: его поставили на колени, а палач зашел сзади и перерезал ему горло от уха до уха. Затем в этой же позе казненного (или убитого) его труп опустили в болото, где и нашли в 1952 году.
Новое, более подробное исследование кишечника человека из Толлунда выявило странную вещь: в его последней трапезе, которая состояла из каши из льна и ячменя, а также небольшого количества жирной рыбы, обнаружили песчинки, фрагменты древесного угля и семена сорняков, особенно персикарии развесистой.
При этом по археоботаническим данным известно, как в то время обрабатывали зерна культурных растений. После обмолота зерно очищали от семян дикорастущих растений, а затем просеивали. Это значит, ничего лишнего в зерне обычно не оставалось. А вот в каше Толлундского человека и человека из Гроболла этот мусор присутствует. Выходит, его специально измельчали и добавляли в пищу. Но являлось ли это ритуальной практикой, пока непонятно.
Да, исследователи нашли в кишечнике Толундского человека еще и многочисленные листья сфагнума, семена болотных растений и остатки водорослей. Странно? А вот и нет, это можно объяснить использованием болотной, озерной или речной воды для приготовления пищи. Ну, или человек просто пил такую воду.
Женщину из Харальдскера в момент находки в 1835 году добытчики торфа приняли за Гунхильду – супругу короля викингов Харальда I Синезубого. Она, как и предыдущие болотные люди в этой статье, была убита. На ее шее сохранились следы удушения. После смерти «Гунхильду» уложили в торфяную яму и придавили ветками деревья, а одежду положили рядом. Перед казнью (или жертвоприношением?) 2200 лет назад ее кормили только лишь неочищенным просом с ежевикой. Исследователи также отмечали, что для своих 40 лет она была весьма здоровой женщиной.
Женщина из болота Хюлдре жила где-то между 160 годом до нашей эры и 340 годом нашей эры. Кажется, что в болото попала она сама – на ней них никаких видимых следов насильственной гибели. Была повреждена нога, но зажила. Наполовину отрублена правая рука – но это старания тех, кто ее выкапывал из торфа. Возможно, шнурок на шее указывает на повешение, но это могла быть и часть украшения. В любом случае, ее последним перекусом был лишь кусок ржаного хлеба.
В это время – вторая половина I тысячелетия до нашей эры, ранний железный век – в Ютландии господствующим способом погребения была кремация, то есть, сожжение тела умершего с последующим захоронением праха. Поэтому тела с явными признаками насильственной смерти, по мнению ученых, принадлежат жертвам – казней или ритуальных жертвоприношений (извините за тавтологию).
Так что на сегодняшний мы можем считать часть болотных людей жертвами каких-то ритуалов, но сказать что-то конкретное по поводу ритуальной пищи перед их убийством не можем.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.