Начало путеводителя:
Пограничье Горного Алтая — Кемпинг Голубые озёра — Горно-Алтайск — База Исток — Телецкое озеро — Бирюзовая Катунь и Тав(л)динские пещеры — база Медвежий угол— озеро Айское — Алтайская Тоскана / Холмогоры — Манжерок— Камышлинский водопад — Усть-Сема…
Чемальский тракт - Аскат и Ярмарка Мастеров — Чепош. Алтай-Авиа — Узнезя. Маральник Байгабак — Элекмонар. Сад Пионов и Форт Куюм, Палеопарк, заброски на Караколы и Зубы Дракона — Чемал. Пчелиная пасека №13, остров Патмос, козья тропа к Чемальском ГЭС и слиянию рек Катунь и Чемал, гора Верблюд — Скала Баатыр-Таш, Виа Фермата, Сердце Алтая, Ущелье заблудших Душ — Урочище и водопад Че-Чкыш, смотровая на Катунь — Еладинский и Тельдекпендские пороги, Ороктойский мост и Ороктойская ледяная пещера — Катуньская долина, Петроглифы и водопад Бельтертуюк
Камлак. Горно-Алтайский Ботанический Сад и питомники животных — Черга. Чернинский маслосырзавод — Дорога на Белуху через Шыргайты — Денисова пещера и Ферма Весёлого Молочника — Усть-Кан. Белая пещера и Девичьи плёсы — дорога на Тюнгур — Тюнгур. Смотровая на Белуху (Уч-Сюмер)
Продолжение:
ЧУЙСКИЙ ТРАКТ
Чтобы вернуться на Чуйский тракт (Р-256) из села Тюнгур потребуется вновь проехать ~ 275 км по живописным районам Горного Алтая и преодолев несколько незначительных перевалов по асфальтовой дороге.
АЗС с топливом вполне приемлемого качества есть в посёлке Усть-Кан и сразу же при выезде на Чуйский тракт с дороги 84К-132 (в последнем про качество ничего не скажу). Пополнить же запасы питьевой воды из ключей и источников можно практически на любой дороге в Горном Алтае — на Яндекс-картах и в MAPS.ME они отражаются. Дикие стоянки по-маршруту в рассказы не добавлены по причине того, что в доступном, для большинства автомобилистов, районах Горного Алтая вряд ли можно встретить нечейные зелёные лужайки — скорее всего это будет чьим-либо пастбищем…
Примечания: при проезде через перевалы помните о том, что, как правило, на высшей точке перевала находятся священные для алтайцев места и если вам неведомы правила поведения там, то постарайтесь, хотя бы не делать глупостей и не шуметь, не говоря уже про выброс мусора или памятные надписи на скалах…
К неосознанным глупостям я отношу и бездумное подвязывание ленточек всех цветов и расцветок радуги, которые являются обращением к Духам местности и каждая из них имеет определенный смысл-посыл, не только своим цветом и длиной, но и способом подвязывания и их количество (например: красная ленточка, уместная на Байкале или в Бурятии, в Горном Алтае будет обозначать совсем иное…). Самое лучше что можно сделать, не зная всех нюансов — проявить уважение к местным традициям и просто поприветствовать/поблагодарить те Силы, которые Вам неведомы…
Помните: если лично Вы во что-то не верите или не видите — это не значит, что этого не существует…
КАРАКОЛ и БИЧИКТУ-БООМ
Едва выехав на Чуйский тракт в районе посёлка Туекта, рекомендую, проехав совсем немного до села Каракол, свернуть в сторону села село Бичикту-Боом до смотровой площадки (50.759960, 85.852951) с видами на Природный парк Уч-Энмек и гору Учемдек. Там же, находится знаменитая скульптура Мальчик с сусликом и изваяние Кезер Таш
Если отправиться дальше, по этой же дороге до Музея под открытым небом в селе Клада, то по пути встретите Петроглифы Бичикту-Боом ( 50.790414, 85.905845), ещё одну смотровую площадку на долину реки Каракол (50.759960, 85.852951) и Башадарские курганы (50.708699, 85.780021)
Но вернёмся на Чуйский тракт — ведь совсем скоро, после села Онгудай, нас ждёт его самый волнительный участок — перевал Чике-Таман…
ПЕРЕВАЛ ЧИКЕ-ТАМАН
На смотровой площадке перевала Чике-Таман установлен мемориальный комплекс посвященный строителям Чуйского тракта и смотровые площадки. Тут же есть рынок с сувенирами, кафе и туалеты.
На фото выше виден съезд на участок старого Чуйского тракта (50.647902, 86.296509) на 660 км Чуйского тракта на старый участок этой дороги, которая тоже ведёт на перевал Чике-Таман…
Так что, если есть желание оценить в каких условиях движение по нему проходило раньше — можно прогульнуться или проехать в обе стороны по старой дороге …
Яндекс-карты эти участки рисует — наверное они там есть… но это не точно — сам пока не проверял…
КУР-КЕЧУ — БЕРЕГА КАТУНИ — ИНЯ. ПОДВЕСНОЙ МОСТ
Едва съехав с перевала, по левой стороне дороге, внимательный путник сможет издалека заметить причудливые формы окрестных скал: знаменитый зуб Дракона, Богатыря и ещё множество иных образов и очертаний, а уже в самом конце съезда будет расположен археологический комплекс Кур-Кечу (50.602867, 86.505905) и порог Ильгуменский (50.608811, 86.509146), который так же рекомендую посетить и увидеть место, где сливаются воедино потоки Катуни и реки Большой Ильгумень. Там же есть и одноименный туристический комплекс, где можно остановиться в домиках или с палатками.
Именно с этого места Чуйский тракт вновь проходит вдоль Катуни…
Естественно, что теперь на нём всё чаще и чаще будет встречаться баз отдыха и живописных обзорных площадок, как, например, у Песчаной стены (50.560153, 86.563462), Катунских террас (50.519625, 86.566684), у скалы Айры-Таш бом (50.511394, 86.563206) и далее…
За очередным поворотом Чуйского тракта после села Малый Яломан, перед новым мостом через Катунь, можно съехать с трассы, чтобы посмотреть ещё на одну достопримечательность — Ининский висячий мост (50.456717, 86.623639). Подвесной мост через Катунь у села Иня построен в 1936 году и интересен тем, что это был первый двухцепной висячий мост на территории России.
Сразу за селом Иня расположен комплекс Три каменных воина (50.433488, 86.622500)…
А, чуть дальше по трассе, не доезжая слияния Чуи и Катуни, живописные белые скалы Бом Бичикту-Кая (50.409036, 86.648366)
СЛИЯНИЕ ЧУИ И КАТУНИ
Думаю, что многие со мной согласятся, что место слияния Чуи и Катуни будет всегда входить в любой ТОП Чуйского тракта, кто бы его не составлял и это вполне обосновано — ведь всю красоту и ощущения от этого места сложно передать словами…
Именно отсюда, если пройти вдоль Катуни ~ 60 км, то можно дойти до посёлка Тюнгур из предыдущей части путеводителя и смотровой на Белуху, а вот до границы с Монголией по Чуйскому тракту осталось ~ 250 км.
Здесь, как мне видится, при желании можно провести и несколько часов… впрочем Алтай — он такой, где-то запросто часы покажутся минутами, а где-то за доли секунд можно почувствовать Вечность …
ЧУЙ-ОЗЫ — ПОРОГИ РЕКИ ЧУЯ — ПЕТРОГЛИФЫ КАЛБАК-ТАШ
Совсем недалеко от смотровых площадок слияния рек, расположено урочище Чуй-Озы с петроглифами (50.404965, 86.698772), чуть дальше Порог Горизонт (50.406448, 86.731166) и Порог Турбинный (50.407418, 86.740973) и, как заявляют, самое крупное местонахождение рунических надписей и петроглифов в России — Петроглифы Калбак-Таш, где обнаружено 3720 наскальных рисунков от неолита до древнетюрксого периода, открытых в 1912 году…
СКАЛА АК-БОМ — ПЕРЕВАЛ АЧИК — ПАМЯТНИК ШОФЕРАМ ЧУЙСКОГО ТРАКТА
Скала и база Ак-Бом (50.367356, 87.037549) с Белобомскими пещерами (50.370748, 87.047766) с которой, если взобраться на верх скалы, открываются шикарны виды на долину Чуи… Тут же есть кафе и услуги сплава по Чуи…
Чуть подальше от скалы расположен памятник Мужественным шоферам Чуйского тракта и Кольке Снегиреву (50.352955, 87.055865)
Примечание: в посёлке Ак-Бом дорога на Ачик (перевал, ретранслятор) - в Белом Боме переезжаем по мостику через Чую и уходим направо (50.372341, 87.028155). Интересная, живописная дорога в горы на перевал Ачик (50.295144, 86.978502 )
В этом месте расположен ретранслятор (50.288739, 86.969393) и с высоты 2300 открывается панорамный вид на несколько хребтов и гору Белуха.Также можно спуститься в долину реки Ачик, откуда начинается внедорожный маршрут в Курайскую степь (50.288819, 86.969614)
ВОДОПАДЫ ЧУЙСКОГО ТРАКТА: ШИРЛАК, ВЕРХНИЙ КАРАСУ и БОЛЬШОЙ УЛАРСКИЙ
Водопад Ширлак — один из самых легкодоступных водопадов Чуйского тракта (50.345554, 87.219050) и точно один из самых красивых…
Менее доступные, но не менее красивые его собратья — Верхний Карасу (50.332074, 87.427047) и Большой Уларский водопад (50.340347, 87.392849) — расположились на другом берегу реки Чуя…
АКТАШ — АКТАШСКАЯ ГЭС — ГЕЙЗЕРНОЕ ОЗЕРО
По-моему мнению, именно посёлок Акташ наиболее удобно использовать для дальнейших радиальных выездов по округе, если не планируете возвращаться и закольцовывать свой маршрут через долину реки Чулышман и Телецкое озеро, о чём я рассказывал в самой первой части.
Расположившись на одной из баз или кемпингов в посёлке можно самостоятельно или с помощью забросок от местных прокатиться до всех объектов, которые будут перечислены ниже:
Гейзерное озеро (50.289248, 87.667155)
Акташская ГЭС ( 50.252969, 87.663212 )
Акташский ретранслятор (50.340295, 87.748802)
УЛАГАНСКИЙ ТРАКТ — КРАСНЫЕ ВОРОТА — КАТУ-ЯРЫК — ЧУЛЫШМАН — КАМЕННЫЕ ГРИБЫ
Некоторое время назад это был один из самых интересных и не простых маршрутов — так что, если путешествуете на легковом авто, то стоит несколько раз подумать, прежде чем по нему проехать самостоятельно, но не посмотреть на эту красоту — просто не простительно…
По этой трассе на Улаган и к перевалу Кату-Ярык расположены знаменитые Красные ворота Акташ (50.364553, 87.633546)
Рекомендуемые остановки по Улаганскому тракту:
— Застава имени Валентина (50.473452, 87.622177) всем известная достопримечательность с останками автомобилей на шестах…
— озеро Чейбеккёль, съезд к озеру (50.405646, 87.600290)
— смотровая площадка на оз. Киделю (50.499924, 87.649260)
— Улаганский перевал (2081 м), священное место, если пройти в глубину — открываются шикарные виды на снежные вершины (50.499604, 87.655490)
— Пазырыкские курганы (50.746662, 88.072444), место археологических изысканий … (без комментариев)
— смотровая площадка на водопад Карасу и Долину реки Чулышман (50.906799, 88.202743)
— смотровая на перевал Кату-Ярык (50.911565, 88.217615)
Примечания: если, ошибётесь в расчётах возможностей своего автомобиля или своих навыков, переживать не стоит — внизу на перевале всегда есть трактор… ну, или почти всегда… Следует учесть, что поездка из села Акташ на перевал Кату-Ярык и обратно займёт почти весь день…
- Долина реки Чулышман и Каменные грибы
При желании, в долине можно провести несколько дней и остановившись на одной из турбаз, отправиться к водопаду Учар — Большой Чульчинский водопад (51.117765, 88.090575)…
— мост через реку Чулышман расположен по координатам (50.931940, 88.178375) и дорога к водопаду Чул-Оозы (50.947659, 88.181445)
— переправа на лодке к Каменным грибам (51.111709, 87.972941) осуществляется на одной их турбаз в Золотой Долине Чулышман (51.101639, 87.980301)
— причал Южный берег Телецкого озера (ЮБТО) ( 51.364909, 87.750970) и паромная переправа (51.365562, 87.746564), если решите закольцевать маршрут через Телецкое озеро, оказавшись вновь на Телецком тракте
АКТАШ — КУРАЙ — АКТРУ — ЧАГАН УЗУН (МАРС И ЛУНА АЛТАЯ) — ТЫДТУЯРЫК
Если дальше двигаться от Акташа в сторону Монголии по Чуйскому тракту, то через несколько поворотов …
… уже привычный горный пейзаж начнёт меняться, едва мы достигнем Курайскую степь...
Именно из села Курай делают заброски к ледникам Актру…
Там же рядом с Курайской степью находится живописное озеро Джангысколь (50.194506, 87.738414) и урочище Ештыкёль.
Ещё немного усилий и преодолев несколько бродов уже после проезда посёлка Чаган-Узун, можно попасть на Алтайский Марс (50.059249, 88.296617) или на Алтайскую Луну ( 50.024023, 88.268484 )…
Настоятельно рекомендую воспользоваться заброской до первого Марса и от туда прогуляться уже пешком на Марс 2 (50.048003, 88.266400) и Марс 3 (50.072904, 88.382871)…
Совсем недалеко от села Чаган-Узун и трассы, но уже по её левую сторону, находится ещё одно интересное место — юрточный кемпинг Тыдтуярык (50.073761, 88.422766), с которого организуют заброски на плато Укок, куда я, в своё время, так и не смог прорваться из-за непогоды на перевалах…
КОШ-АГАЧ — ТАРХАТИНСКИЙ МЕГАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (АЛТАЙСКИЙ СТОУНХЭНДЖ)
Тархатинский мегалитический комплекс ( 49.798127, 88.495923) — крайняя точка моего повествования - остальные локации (например - плато Укок) и более удаленные от указанных в путеводителях трактах, потребуют более серьезной подготовки автомобиля или необходимостью воспользоваться услугами заброски от местных.
P.S.: я намеренно в начале путеводителя упустил из повествования Семинский перевал (51.045548, 85.604318), который встречает всех путников, кто намеревается проехать по Чуйскому тракту — со своим самым большим рынком на Чуйскому тракте, он кажется слишком земным после всего того, что встречаешь на Алтае… и, да — некоторые из локаций после дождя труднодоступны даже для полно-приводных автомобилей и на Алтае существует мнение — если вас что-то остановило или куда-то не пускают, то не стоит напрягать Вселенную — это Духи Алтая заботятся о вашей безопасности и предостерегают от излишней самоуверенности, верите вы в них или нет…
Общая протяженность маршрутов по Горному Алтаю в этих отчётах составила ~ 2.500 км, но чем можно измерить всё то, что привозишь с собой в Душе после такого путешествия?
Буду искренне признателен, если оставите в комментариях свои впечатления об указанных местах или дополнения по маршруту в этой статье и, конечно же, приглашаю присоединиться к нашим путешествиям по зову Души в самые удивительные регионы нашей страны...
Про мои приключения в Горном Алтае можно почитать в статьях, опубликованных ранее:
Больше информации о том, как готовится автомобиль для подобных путешествий можно почитать в борт-журнале Prado на Drive2:
Toyota Land Cruiser Prado ЧЕРНЫШ ⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️
Приятного чтива и заМечтательного настроения!