Найти тему

"Большой дом" сериал качественный или так себе?

Вы замечали, что советская эпоха становится всё популярнее? Это что, тоска по потерянной великой стране или просто ностальгия по молодости? И как же этот советский ренессанс подбешивает "борцов" за западные ценности! Их просто корежит! Разве случайно что именно сейчас появился новый фильм Мастер и Маргарита с явно антисовеской направленностью? О нем здесь:

Неужели нквдшники, говорят нам Локшин и К°, могут быть нормальными людьми? Нет, это не реально, они все кровавые маньяки, фанатики, воплощение абсолютного зла! Что на Лубянке, что в Большом доме на Литейном!

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

И вот я начинаю смотреть сериал Большой дом Егора Кончаловского и вижу совсем других людей. Обычных, нормальных. Я встречала таких. У них были разные профессии, но все они - без исключения - умели хорошо работать, делали дело без громких слов и лозунгов, были верными себе и стране, никогда не выпячивали своих заслуг, читали, ходили в театры, спорили и дружили. Короче говоря, были настоящими. Думаю, и вы с такими людьми тоже знакомы.

Помните, как в школе нам говорили, что буква "я" последняя в алфавите!

Именно этот тип героя вот уже лет 30 как исчез из фильмов. В жизни он сохранился, а кино о нем забыло. Особенно если речь шла о чекистах. Нас же за последние годы приучили, что любой фильм о так называемых "работниках органов" - это либо "кровавая гэбня", льющая потоки крови, либо супермены на манер Джеймсов Бондов, пластиковых героев с кулаками и без мозгов. И вдруг появляется Большой дом сериал о нормальных людях, профессиональных, ошибающихся, сострадающих, устающих, голодных, работающих на износ. И тут забрезжила надежда, а вдруг обычный трудящийся человек вновь стал интересен нашим режиссёрам и они готовы снимать про него кино?

Большой дом я начала смотреть случайно. Просто мне попалась рецензия на него, она была довольно критичной, там сериал немного хвалили, но больше ругали. И как-то сразу стало понятно, что в фильме не все одномерно и можно попытаться посмотреть. Могу сразу сказать, я не отошла от телевизора, пока не включились финальные титры последней 8 серии.

Сюжет сериала имеет частично реальную, частично вымышленную основу. Сценарий написан как сплетение из тех уголовных и политических дел, что расследовались во время войны и после нее. В блокадном Ленинграде действительно работала группа Зиг-Заг, связанная с абвером, был налажен выпуск поддельных продуктовых карточек, имелись крупные хищения на продовольственной базе, о чем ещё в 60-х годах был снят советский фильм "Два билета на дневной сеанс".

Очень коротко перескажу основную сюжетную фабулу. Действие разворачивается в Ленинграде в двух временных пластах - жуткой блокадной зимой 1941-1942 годов в во вполне благополучном 1965 году. Все эпизоды связывают между собой несколько сквозных героев: два нквдшника Павел Еремеев (Виталий Кищенко) и Михаил Широков (Илья Коробко во время блокады и Борис Хвошнянский в 1965 году), и противостоящий им граф Строганов (в молодости Никита Волков, в возрасте - Артур Ваха). История их противостояния - это вымысел, который развивается на фоне вполне реальной блокады, где происходит не только выживание каждого конкретного человека, но и борьба со злом, явно проявившим себя в тех нечеловеческих условиях. Строганов - идейный враг советской власти, диверсант, правда неудачливый. Все его планы по взрыву в блокадном Ленинграде знаковых объектов, включая Большой дом, были сорваны. Тогда он смог уйти от возмездия и попался только в 1965 году.

Сериалы про шпионов теперь снимают регулярно и среди них встречаются довольно приличные. Вот этот, например:

Самая сильная часть сериала Большой дом, на мой взгляд, это всё, что связано с блокадой. Голод, очереди, бесконечные смерти, потеря людьми человеческого облика. Эти страшные картины поданы без искусственной аффектации и излишней чернухи. Вот интеллигентный старик, сошедший с ума от потери близких и голода, выпрашивает у девочки её пайку хлеба, вот директорша магазина объясняет почему она отоваривает левые карточки, вот почти теряющий сознание от запаха еды молодой оперативник Широков... Совершенно жутко показан людоед. Его, кстати, сыграл один из соавторов сценария. Были такие в блокаду? Да. Не всем дано было выдержать, люди сходили с ума, это тоже факт.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
Фильм снят так, что военные эпизоды перемежаются с кадрами мирного времени. Для усиления эффекта достоверности добавлена кинохроника. Её немного и она вставлена к месту. В частности впечатляет карта с указанием тех военных баз, которыми нас к 60-м годам окружили бывшие союзники, или "западные партнёры", как их именовали до недавнего времени.

Большой дом сериал с великолепными актерскими работами.

Павел Еремеев (Виталий Кищенко). Фото из свободных источников
Павел Еремеев (Виталий Кищенко). Фото из свободных источников

Виталия Кищенко я впервые увидела в роли Каренина в фильме Карена Шахназарова и он уже тогда впечатлил. В сериале - это умный, сдержанный и очень достойный человек. Чекист такого типа, которых до него играли Жариков в "Рождённые революцией" или Басилашвили в "Противостоянии".

Кончаловский использует хорошо известный прием: опытный сыщик учит молодого зелёного парня, передавая ему профессию из рук в руки. Роль юного Михаила Широкова досталась Илье Коробко и мне очень понравился этот парень.

Михаил Широков в молодости (Илья Коробко). Фото из свободных источников
Михаил Широков в молодости (Илья Коробко). Фото из свободных источников

Как и Широков в возрасте - Борис Хвошнянский.

Михаил Широков в возрасте (Борис Хвошнянский). Фото из свободных источников
Михаил Широков в возрасте (Борис Хвошнянский). Фото из свободных источников

И соратники становятся друзьями! А разве бывает иначе? Если вы объединены общими целями и ценностями? Если вы уважаете друг друга и работаете не за страх, а за совесть?

Ну и третий центральный персонаж - граф Строганов. Вот он актерски показался мне слабее других. Графа попытались сделать многоплановым, сложным персонажем: он сотрудничает с немцами, готов мстить советской власти, но при этом не превращается в зверя. Спасает девчонку-партизанку, не убивает Широкова, хотя мог бы. Да и потом, будучи заброшенным в Ленинград в 1965 году с целью вывоза на запад нашего профессора, допущенного к государственной тайне, делает это вроде бы честно, отрабатывает заказ, но как бы нехотя. Честно говоря актерские работы меня здесь не впечатлили. Молодой Строганов в исполнении Никиты Волкова показался каким-то неживым, вроде бы все правильные слова говорит и поступки логичные совершает, а эмоционального отклика на всё это нет.

Граф Строганов (Артур Ваха). Фото из свободных источников
Граф Строганов (Артур Ваха). Фото из свободных источников

Строганов в возрасте - Артур Ваха - безусловно хороший актер - сыграл какого-то уютного дядечку. Ну не диверсант он, а пенсионер! Может быть роль не его?

Конечно, фильм не состоит из одних достоинств. Недостатки тоже есть. Давайте перечислю некоторые.

➡️Когда я читала ту первую рецензию на сериал Большой дом, то ее автор счёл серьезной недоработкой, например, анекдот про Брежнева. Ну разве это возможно в 1965 году? Генсек в то время ещё орёл, только только занявший главный пост и не обвешавшийся орденами по самое не могу. Не знаю, рассказывали ли тогда уже анекдоты про "дорогого Леонида Ильича" или нет, но мне не кажется это замечание принципиальным. А вам?

➡️Или, что Строганов в числе символических объектов для взрыва называет Дворцовый мост. Дворцовый - это разве символ советской власти? Нет!

➡️Или, что актеры, изображающие блокадников, не измождены до дистрофии. Верно, не измождены. А надо было?

➡️Или кто-то нашел нестыковки в детективной части повествования. Не спорю. Но тут субъективное восприятие. Для меня, к примеру, это вообще не важно. Главное за чем я слежу - это человеческие отношения. А кто там что прошляпил - вторично.

➡️Или, что в фильме много говорят, а действие идёт медленно, в нём вязнешь. Экшна не хватает. Ну тут на вкус и на цвет, как говорится... Для меня наоборот это достоинство, я люблю умные разговоры.

Как думаете - это серьезные претензии?

➡️Для меня реальным не то чтобы недостатком, а скорее растиражированным штампом, стала мелодраматическая линия Юли - дочери Широкова и ее жениха Валеры. Она показалась мне списанной с романов Донцовой. Но у наших режиссеров есть какое-то странное убеждение, что в любом кино обязательно должна присутствовать любовь. Иначе женская аудитория фильм смотреть не будет. А по мне так это смещение жанров. Хотите про любовь - снимайте мелодраму. Кому надо - тот посмотрит. Зачем её везде пихать? Всегда ли уместен в военном, к примеру, фильме этот аспект. Вот и фильм Воздух тем же грешит, об этом здесь:

Но это моё субъективное мнение. Я на нём не настаиваю.

В целом я могу определенно сказать, что фильм мне понравился. У него на кинопоске довольно высокий рейтинг, выше 7, и я с ним согласна.

Большой дом сериал о достойных людях, трудном времени и настоящих ценностях.

Вам нравятся такие фильмы?

За лайк спасибо! 🥀
✨Благодарю за комментарии!