Характеристикой семьи называется официальный документ, который предоставляется из школы, детского сада или другого учебного заведения, с места работы родителей или из социальной организации. В этом документе предоставляются сведения о жизни всей семьи или одного из ее членов.
При составлении документа важно учитывать определенные требования. Важнейшим критерием при заполнении документа и вынесении выводов о положении вещей в конкретной семье является объективность, особенно если речь идет о неблагополучной семье.
1. Процедура подготовки.
Перед тем как составить характеристику, проводится предварительный сбор информации о семье и ребенке. Подготовительный этап включает в себя несколько пунктов:
1. Беседа с учеником. В ходе беседы мы узнаем больше о его семье, наблюдая за его поведением. Это поможет выявить возможные тревожные знаки, которые могут указывать на семейное неблагополучие. Также используются психологические методики, чтобы оценить, как ребенок воспринимает внутрисемейный климат и сложившуюся ситуацию, а также насколько устойчивы родственные связи.
2. Посещение места жительства семьи. После посещения составляется акт осмотра жилищных условий.
3. Беседа с родителями ученика. На этом этапе мы можем понять, какие отношения между ребенком и родителями, проявляют ли взрослые заботу о нем. Частота посещения родителями родительских собраний, их участие в жизни школы и проверка дневника помогут оценить этот фактор.
Важно!
Чтобы получить более объективную информацию от посещения места жительства изучаемой семьи, не стоит наносить визит в одиночку. Рекомендуется организовать визит в сопровождении школьного психолога или социального педагога. Также в организации посещения может помочь представитель родительского комитета.
2. Социальные особенности.
Главной частью характеристики и, одновременно, наиболее важной, является описание социальных и психологических аспектов семейных отношений.
Социальные особенности семьи включают в себя:
- Семейный статус. Семья может быть полной или неполной, многодетной или малодетной. Также в этот пункт входят сведения об усыновлении или оформлении опеки над ребенком.
- Материальное состояние. Оно определяется по стабильности заработка родителей (они могут быть безработными или их заработок может быть сезонным), наличию карманных денег у ребенка, необходимых для учебы и жизни вещей, продуктов питания и т.д., обстановке в квартире, наличии необходимой мебели, холодильника и других предметов. Также важно, удовлетворены ли члены семьи своим финансовым состоянием, и как оно влияет на отношения между ними.
- Социальная устойчивость/неустойчивость. Она зависит от наличия у членов семьи алкогольной, наркотической или игровой зависимостей, а также склонности к нарушению закона.
- Обязанности и их распределение. В этом пункте составитель описывает, кто выполняет бытовые обязанности, занимается финансовым обеспечением, выполняет эмоционально-терапевтические и воспитательные функции и т.д. То есть описывает, как распределяются обязанности между взрослыми и детьми. Существует формальная и фактическая роль в воспитании. Два этих аспекта могут ложиться на плечи одного и того же человека/людей или распределяться иначе. Например, отец может работать на другой территории и формально быть воспитателем, а мать, находящаяся рядом, будет воспитывать ребенка фактически.
3. Образец положительной семейной характеристики.
Часто для получения определенного места работы, визы в некоторые страны и в других случаях, учреждения или частные лица требуют предоставить семейную характеристику. От того, как в документе будет описан отдельный член семьи или все семейство в целом, будет зависеть получение или отказ в предоставлении определенных привилегий или льгот (например, такая бумага может понадобиться для получения финансовой помощи многодетной семьей).
- Как мы уже говорили ранее, документ составляется в соответствии с определенными правилами и содержит список требований к заполнению.
- Описание ситуации должно быть корректным, грамотным и сдержанным. Семейная ситуация должна быть описана конкретно, без лишних деталей.
- Документ составляется от третьего лица в настоящем времени, что указывает на события, происходящие в данный момент. Факты, которые вносятся в документ, должны быть объективными и основываться на реальных обстоятельствах, а не на эмоциях.
Составление положительной характеристики на семью требует следующих действий:
1. Наблюдение за семьей в течение определенного времени и проведение личных бесед с каждым из ее членов. Составитель наносит визиты и после каждого из них фиксирует результаты своей работы.
2. Наличие Закона о семье.
3. Составление отзывов о каждом из родителей. Для этого потребуется собрать мнения учителей, которые смогут описать, насколько активно участвуют мама и папа в жизни ребенка и насколько хорошо они справляются со своими обязанностями.
4. Сбор мнений окружающих семью людей, которые контактируют с ней.
Для того чтобы грамотно составить документ, необходимо иметь образец заполнения и выполнить следующие действия:
1. Вписать личные данные каждого члена семьи. Например: мать – Кондратенко Анна Андреевна, возраст – 41 год, образование – среднее (медицинское). Отец – Кондратенко Илья Иванович, возраст – 44 года, образование высшее (юридическое). Дочь – Кондратенко Милана Ильинична, возраст – 16 лет, образование – учится в школе.
2. Расписать структуру семьи (открытая или скрытая, как распределяются и выполняются ли защитная функция, функция стабильности, духовная и моральная стороны членов семьи, выполнение досуговых и рекреационных функций).
3. Внести информацию о психологической совместимости по психотипу. Здесь прописываются особенности характера, темперамента родителей и детей.
4. Определить родительскую позицию. Внести описание целей взрослых, трудности в их достижении и способы решения этих проблем. Это важнейший пункт, позволяющий понять позицию родителей и перспективы развития семейных отношений.
5. Поведение, позиция в семейных отношениях. В этом подпункте описывается степень доверия к родителям, цели, которых он стремится достичь, способы их реализации, учебные успехи и психологическое состояние здоровья.
4. Психологическая совместимость и психологический климат.
"Разногласий в понимании основных ценностей не обнаружено. Поведение каждого члена семьи соответствует ролевым ожиданиям, которые предъявляются к детям и родителям. Стереотипы поведения стандартны, отклонений не замечено."
К основным характеристикам также относится психологический климат в семье. В качестве примера заполнения можно привести следующие данные:
- Базовые ценности семьи едины, и разногласий в их понимании и интерпретации не выявлено.
- Роли в семье четко распределены, и все члены семьи разделяют сложившееся положение дел и не высказывают недовольства по этому поводу.
- Тенденций к конфликтному поведению между членами семьи не обнаружено.
- Члены семьи вполне удовлетворены своим социальным статусом.
- Острые вопросы решаются путем обсуждения на семейном совете.
5. Составление характеристики ребенка.
Для написания объективной психологической характеристики важно собрать данные о том, как ребенок себя чувствует и каково его психологическое состояние.
В положительной характеристике этот аспект можно описать следующим образом:
- Умственное и физическое развитие ребенка соответствуют норме.
- Ребенок проводит одинаковое количество времени с мамой и папой. Из-за плотного рабочего графика отца, он чаще находится с матерью.
- Родители не оказывают жесткого давления и не заставляют ребенка делать то, что противоречит его воле.
- Они не предъявляют к нему завышенных требований.
- Ребенку нравится проводить время с близкими и каждым родителем по отдельности.
- Родители не склонны придираться и критиковать.
- Социальные навыки общения и взаимодействия со сверстниками развиты успешно, он не испытывает трудностей при работе в классе.
- Для мальчика отец является образцом для подражания, он стремится быть похожим на него. Для девочки – мать.
- Между родителями и ребенком сложились доверительные отношения.
- По ключевым вопросам родители и ребенок имеют схожие мнения и одинаковые принципы.
6. Позиция ребенка.
"В семье царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Конфликты возникают редко и, как правило, на бытовом уровне. Мать очень эмоционально привязана к своему ребенку, и эта привязанность взаимна. Он делится с ней своими секретами, и между ними не возникает ссор. У отца также теплые отношения с ребенком, и он является для сына авторитетом. Родители прислушиваются к мнению сына и учитывают его в вопросах, касающихся всей семьи."
7. Жилищно-бытовые условия.
Описание условий жизни позволяет судить о том, насколько ребенок обеспечен всем необходимым для комфортного проживания.
К жилищно-бытовым характеристикам можно отнести:
- количество комнат в квартире или доме;
- наличие собственного рабочего пространства или детской комнаты;
- наличие места для отдыха.
Также важно соблюдение санитарно-гигиенических норм: свежесть косметического ремонта, регулярная уборка, отсутствие захламленности жилого пространства и т.д.
Наличие необходимой мебели, игрового или учебного пространства, учебных принадлежностей или игрушек также является важным фактором.
В итоге, можно сделать вывод о том, как домашнее пространство влияет на успешность развития ребенка.
8. Социальные особенности.
Как было упомянуто ранее, характеристика социальной и психологической сторон жизни семьи является важной и наиболее объемной частью документа. Давайте рассмотрим этот пункт более подробно.
Для получения полной картины семейных отношений в характеристику следует включить следующие данные:
- Статус семьи: полная, неполная, многодетная или семья с одним ребенком. Если ребенок усыновлен, то в документ вносятся данные о его усыновлении или опеке (возраст, из какого учреждения он был усыновлен/взят под опеку, наличие братьев или сестер, оставшихся в детском доме, и т.д.).
- Материальное положение: стабильность заработка родителей, факторы, которые на него влияют (сезонная работа, получение выплат по инвалидности или алиментов и т.д.), взрослые могут быть нетрудоспособными или просто не работать. Также в этом пункте прописывается, выдаются ли ребенку карманные деньги, обеспечен ли он всем необходимым для жизни (едой, одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.д.). Если у семьи возникают финансовые трудности, необходимо описать, в чем они заключаются (нехватка денег на еду, жилье в непригодном для жизни состоянии и т.д.) и причины их возникновения (увольнение отца с работы, смерть кормильца и т.д.). В конце следует указать, как члены семьи относятся к своему материальному состоянию (удовлетворенность, неудовлетворенность, безразличие, чувство неполноценности) и как сложившаяся ситуация влияет на психологический климат (кто конфликтует на этой почве, кто кого поддерживает, помогает найти работу и т.д.).
- Социальная стабильность/нестабильность. Склонность не только родителей, но и детей к алкогольной, игровой, наркотической зависимостям или правонарушениям. Если были случаи задержания родителей или ребенка полицией, то это стоит отметить именно здесь. Если отец или мать находились или находятся в местах тюремного заключения, то эти данные также вносятся в этот подпункт.
- Распределение обязанностей и основных функций. В этом пункте составитель описывает наличие или отсутствие бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и других обязанностей у каждого члена семьи. Дети могут привлекаться к уборке дома, и это может быть их основной обязанностью, выполняться только взрослыми или не выполняться никем из членов семьи. Финансовая функция может лежать на плечах матери, отца или бабушек-дедушек.
- Формальная или фактическая роль в воспитании. Воспитывать фактически может один из родителей или оба родителя одновременно. Возможно, что взрослые воспитывают только формально, в то время как фактическое воспитание лежит на плечах бабушки или дедушки, а иногда и самих детей.
9. Описание проведенной работы.
В этой части документа автор описывает все работы, проведенные с семьей. Здесь фиксируются не только действия самого автора, но и работа психолога, социального педагога, медицинского работника и других специалистов. К таким видам работ относятся тренинги, консультации, семинары, беседы и другие мероприятия.
Также в этот раздел вносятся данные:
- обо всех визитах домой к ученику (когда и кем они были проведены);
- самостоятельные обращения семьи за помощью (когда и к кому обращались, какая работа была проведена);
- в конце описываются изменения, которые произошли / не произошли после проведенных мероприятий.
Описанный выше образец составления семейной характеристики является наиболее полным, потому что в нем отображены все сферы жизни конкретной семьи, особенности воспитания детей в ее микроклимате, а также дана характеристика условий, в которых происходит развитие ребенка.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!