Найти в Дзене

Характеристика на семью: образцы и порядок составления.

Оглавление

Характеристикой семьи называется официальный документ, который предоставляется из школы, детского сада или другого учебного заведения, с места работы родителей или из социальной организации. В этом документе предоставляются сведения о жизни всей семьи или одного из ее членов.

При составлении документа важно учитывать определенные требования. Важнейшим критерием при заполнении документа и вынесении выводов о положении вещей в конкретной семье является объективность, особенно если речь идет о неблагополучной семье.

1. Процедура подготовки.

Перед тем как составить характеристику, проводится предварительный сбор информации о семье и ребенке. Подготовительный этап включает в себя несколько пунктов:
1. Беседа с учеником. В ходе беседы мы узнаем больше о его семье, наблюдая за его поведением. Это поможет выявить возможные тревожные знаки, которые могут указывать на семейное неблагополучие. Также используются психологические методики, чтобы оценить, как ребенок воспринимает внутрисемейный климат и сложившуюся ситуацию, а также насколько устойчивы родственные связи.
2. Посещение места жительства семьи. После посещения составляется акт осмотра жилищных условий.
3. Беседа с родителями ученика. На этом этапе мы можем понять, какие отношения между ребенком и родителями, проявляют ли взрослые заботу о нем. Частота посещения родителями родительских собраний, их участие в жизни школы и проверка дневника помогут оценить этот фактор.

Важно!

Чтобы получить более объективную информацию от посещения места жительства изучаемой семьи, не стоит наносить визит в одиночку. Рекомендуется организовать визит в сопровождении школьного психолога или социального педагога. Также в организации посещения может помочь представитель родительского комитета.

2. Социальные особенности.

Главной частью характеристики и, одновременно, наиболее важной, является описание социальных и психологических аспектов семейных отношений.

Социальные особенности семьи включают в себя:

  1. Семейный статус. Семья может быть полной или неполной, многодетной или малодетной. Также в этот пункт входят сведения об усыновлении или оформлении опеки над ребенком.
  2. Материальное состояние. Оно определяется по стабильности заработка родителей (они могут быть безработными или их заработок может быть сезонным), наличию карманных денег у ребенка, необходимых для учебы и жизни вещей, продуктов питания и т.д., обстановке в квартире, наличии необходимой мебели, холодильника и других предметов. Также важно, удовлетворены ли члены семьи своим финансовым состоянием, и как оно влияет на отношения между ними.
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость. Она зависит от наличия у членов семьи алкогольной, наркотической или игровой зависимостей, а также склонности к нарушению закона.
  4. Обязанности и их распределение. В этом пункте составитель описывает, кто выполняет бытовые обязанности, занимается финансовым обеспечением, выполняет эмоционально-терапевтические и воспитательные функции и т.д. То есть описывает, как распределяются обязанности между взрослыми и детьми. Существует формальная и фактическая роль в воспитании. Два этих аспекта могут ложиться на плечи одного и того же человека/людей или распределяться иначе. Например, отец может работать на другой территории и формально быть воспитателем, а мать, находящаяся рядом, будет воспитывать ребенка фактически.

3. Образец положительной семейной характеристики.

Часто для получения определенного места работы, визы в некоторые страны и в других случаях, учреждения или частные лица требуют предоставить семейную характеристику. От того, как в документе будет описан отдельный член семьи или все семейство в целом, будет зависеть получение или отказ в предоставлении определенных привилегий или льгот (например, такая бумага может понадобиться для получения финансовой помощи многодетной семьей).

  • Как мы уже говорили ранее, документ составляется в соответствии с определенными правилами и содержит список требований к заполнению.
  • Описание ситуации должно быть корректным, грамотным и сдержанным. Семейная ситуация должна быть описана конкретно, без лишних деталей.
  • Документ составляется от третьего лица в настоящем времени, что указывает на события, происходящие в данный момент. Факты, которые вносятся в документ, должны быть объективными и основываться на реальных обстоятельствах, а не на эмоциях.

Составление положительной характеристики на семью требует следующих действий:
1. Наблюдение за семьей в течение определенного времени и проведение личных бесед с каждым из ее членов. Составитель наносит визиты и после каждого из них фиксирует результаты своей работы.
2. Наличие Закона о семье.
3. Составление отзывов о каждом из родителей. Для этого потребуется собрать мнения учителей, которые смогут описать, насколько активно участвуют мама и папа в жизни ребенка и насколько хорошо они справляются со своими обязанностями.
4. Сбор мнений окружающих семью людей, которые контактируют с ней.

Для того чтобы грамотно составить документ, необходимо иметь образец заполнения и выполнить следующие действия:

1. Вписать личные данные каждого члена семьи. Например: мать – Кондратенко Анна Андреевна, возраст – 41 год, образование – среднее (медицинское). Отец – Кондратенко Илья Иванович, возраст – 44 года, образование высшее (юридическое). Дочь – Кондратенко Милана Ильинична, возраст – 16 лет, образование – учится в школе.

2. Расписать структуру семьи (открытая или скрытая, как распределяются и выполняются ли защитная функция, функция стабильности, духовная и моральная стороны членов семьи, выполнение досуговых и рекреационных функций).

3. Внести информацию о психологической совместимости по психотипу. Здесь прописываются особенности характера, темперамента родителей и детей.

4. Определить родительскую позицию. Внести описание целей взрослых, трудности в их достижении и способы решения этих проблем. Это важнейший пункт, позволяющий понять позицию родителей и перспективы развития семейных отношений.

5. Поведение, позиция в семейных отношениях. В этом подпункте описывается степень доверия к родителям, цели, которых он стремится достичь, способы их реализации, учебные успехи и психологическое состояние здоровья.

4. Психологическая совместимость и психологический климат.

"Разногласий в понимании основных ценностей не обнаружено. Поведение каждого члена семьи соответствует ролевым ожиданиям, которые предъявляются к детям и родителям. Стереотипы поведения стандартны, отклонений не замечено."

К основным характеристикам также относится психологический климат в семье. В качестве примера заполнения можно привести следующие данные:

  • Базовые ценности семьи едины, и разногласий в их понимании и интерпретации не выявлено.
  • Роли в семье четко распределены, и все члены семьи разделяют сложившееся положение дел и не высказывают недовольства по этому поводу.
  • Тенденций к конфликтному поведению между членами семьи не обнаружено.
  • Члены семьи вполне удовлетворены своим социальным статусом.
  • Острые вопросы решаются путем обсуждения на семейном совете.

5. Составление характеристики ребенка.

Для написания объективной психологической характеристики важно собрать данные о том, как ребенок себя чувствует и каково его психологическое состояние.

В положительной характеристике этот аспект можно описать следующим образом:

  • Умственное и физическое развитие ребенка соответствуют норме.
  • Ребенок проводит одинаковое количество времени с мамой и папой. Из-за плотного рабочего графика отца, он чаще находится с матерью.
  • Родители не оказывают жесткого давления и не заставляют ребенка делать то, что противоречит его воле.
  • Они не предъявляют к нему завышенных требований.
  • Ребенку нравится проводить время с близкими и каждым родителем по отдельности.
  • Родители не склонны придираться и критиковать.
  • Социальные навыки общения и взаимодействия со сверстниками развиты успешно, он не испытывает трудностей при работе в классе.
  • Для мальчика отец является образцом для подражания, он стремится быть похожим на него. Для девочки – мать.
  • Между родителями и ребенком сложились доверительные отношения.
  • По ключевым вопросам родители и ребенок имеют схожие мнения и одинаковые принципы.

6. Позиция ребенка.

"В семье царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Конфликты возникают редко и, как правило, на бытовом уровне. Мать очень эмоционально привязана к своему ребенку, и эта привязанность взаимна. Он делится с ней своими секретами, и между ними не возникает ссор. У отца также теплые отношения с ребенком, и он является для сына авторитетом. Родители прислушиваются к мнению сына и учитывают его в вопросах, касающихся всей семьи."

7. Жилищно-бытовые условия.

Описание условий жизни позволяет судить о том, насколько ребенок обеспечен всем необходимым для комфортного проживания.

К жилищно-бытовым характеристикам можно отнести:

  • количество комнат в квартире или доме;
  • наличие собственного рабочего пространства или детской комнаты;
  • наличие места для отдыха.

Также важно соблюдение санитарно-гигиенических норм: свежесть косметического ремонта, регулярная уборка, отсутствие захламленности жилого пространства и т.д.

Наличие необходимой мебели, игрового или учебного пространства, учебных принадлежностей или игрушек также является важным фактором.

В итоге, можно сделать вывод о том, как домашнее пространство влияет на успешность развития ребенка.

8. Социальные особенности.

Как было упомянуто ранее, характеристика социальной и психологической сторон жизни семьи является важной и наиболее объемной частью документа. Давайте рассмотрим этот пункт более подробно.

Для получения полной картины семейных отношений в характеристику следует включить следующие данные:

  1. Статус семьи: полная, неполная, многодетная или семья с одним ребенком. Если ребенок усыновлен, то в документ вносятся данные о его усыновлении или опеке (возраст, из какого учреждения он был усыновлен/взят под опеку, наличие братьев или сестер, оставшихся в детском доме, и т.д.).
  2. Материальное положение: стабильность заработка родителей, факторы, которые на него влияют (сезонная работа, получение выплат по инвалидности или алиментов и т.д.), взрослые могут быть нетрудоспособными или просто не работать. Также в этом пункте прописывается, выдаются ли ребенку карманные деньги, обеспечен ли он всем необходимым для жизни (едой, одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.д.). Если у семьи возникают финансовые трудности, необходимо описать, в чем они заключаются (нехватка денег на еду, жилье в непригодном для жизни состоянии и т.д.) и причины их возникновения (увольнение отца с работы, смерть кормильца и т.д.). В конце следует указать, как члены семьи относятся к своему материальному состоянию (удовлетворенность, неудовлетворенность, безразличие, чувство неполноценности) и как сложившаяся ситуация влияет на психологический климат (кто конфликтует на этой почве, кто кого поддерживает, помогает найти работу и т.д.).
  3. Социальная стабильность/нестабильность. Склонность не только родителей, но и детей к алкогольной, игровой, наркотической зависимостям или правонарушениям. Если были случаи задержания родителей или ребенка полицией, то это стоит отметить именно здесь. Если отец или мать находились или находятся в местах тюремного заключения, то эти данные также вносятся в этот подпункт.
  4. Распределение обязанностей и основных функций. В этом пункте составитель описывает наличие или отсутствие бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и других обязанностей у каждого члена семьи. Дети могут привлекаться к уборке дома, и это может быть их основной обязанностью, выполняться только взрослыми или не выполняться никем из членов семьи. Финансовая функция может лежать на плечах матери, отца или бабушек-дедушек.
  5. Формальная или фактическая роль в воспитании. Воспитывать фактически может один из родителей или оба родителя одновременно. Возможно, что взрослые воспитывают только формально, в то время как фактическое воспитание лежит на плечах бабушки или дедушки, а иногда и самих детей.

9. Описание проведенной работы.

В этой части документа автор описывает все работы, проведенные с семьей. Здесь фиксируются не только действия самого автора, но и работа психолога, социального педагога, медицинского работника и других специалистов. К таким видам работ относятся тренинги, консультации, семинары, беседы и другие мероприятия.

Также в этот раздел вносятся данные:
- обо всех визитах домой к ученику (когда и кем они были проведены);
- самостоятельные обращения семьи за помощью (когда и к кому обращались, какая работа была проведена);
- в конце описываются изменения, которые произошли / не произошли после проведенных мероприятий.

Описанный выше образец составления семейной характеристики является наиболее полным, потому что в нем отображены все сферы жизни конкретной семьи, особенности воспитания детей в ее микроклимате, а также дана характеристика условий, в которых происходит развитие ребенка.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!