Жизнь налаживается. Теперь у меня есть новый телефончик, читать книги с которого очень удобно. Я скачала программу «Патефон» с лицензионными аудиокнигами, которые можно слушать абсолютно бесплатно, если иногда смотреть рекламу. Хотела на ней читать «Ведьмака» дальше, но про него там оказались не все книги, и кроме того, озвучивавший их актёр безумно напрягал своей гнусавостью.
Итак, что бы почитать? Я люблю фантастику про всякое будущее… Опа! Филипп Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Ну или в другом переводе — «Снятся ли андроидам электроовцы». Я выбрала вариант «Мечтают». Так-то перевод хороший, но бесило, что все машины там назывались карами. «Car» — это по-английски и есть машина, дык почему же переводчику было вломак перевести это слово? На это ещё Нора Галь ругалась в «Слове живом и мёртвом», где учила, как правильно переводить. Ну и ещё в паре мест были допущены чисто грамматические ляпы, а в остальном к переводу претензий нет.
Перейдём к сюжету. В не шибко глубоком будущем (к слову, оно уже наступило — и где колонизация Марса?!) творится нечто антиутопическое. Была какая-то война, которая уничтожила кучу живого и продолжает уничтожать своей радиактивной пылью. Многие животные повымирали, люди болеют, пипец грядёт. Но есть и плюсы. До человечества дошло, что живое нужно беречь. Зародилась новая религия — мерсеризм. Это пацифизм с полным мозгом зоошизы. То есть, реально — человечество трясётся над каждой таракашкой, а люди, которые не заводят домашних животных для заботы, подвергаются неуважению и осмеянию. Зверушки дорогие, на всех не хватает, поэтому можно купить кибернетическую. Блин, я хочу электрического кота вместо живого! Расхулиганился и кусает — можно не по заднице, а по кнопке выключения.
Также в этом мире появилось много плюшек и прибамбасов. Ну, видеофоны вместо телефонов — это уже классика. О, эта фантастика 60-х! Будущее, технологии, звонит чел по видеофону: «Соедините меня с таким-то таким-то». Это так мило! Ну ещё эмиграция на Марс, которая крайне желательна, потому что Земле пипец грядёт. Андроиды в точности как люди. А ещё мне нравится: автор там походу интернет изобрёл. Только это называется эмпатоскоп, и через него можно делиться эмоциями со всеми, кто тоже в это время к сей шайтан-машине подключен. Мы в интернетах буковками то же самое делаем, правда? Разве что за всем этим не наблюдает Великий Мерсер, который ваще ни разу не смахивает на Иисуса Христа, вам показалось. А ещё изобрели плюшку, регулирующую настроение и желания. Для меня на этом месте все смыслы потерялись. Если есть такая штука, то можно навсегда запустить себе вечное счастье и ни о чём не париться. Ну ещё подрывчик работать, а то капитализм жрёт людей даже в этом прекрасном мире.
А теперь про ложку дёгтя, и это даже не вредоносная пыль. Короче. Люди — лицемерные твари. Они холят и лелеют каждую букашку-таракашку. Они косо смотрят на тех, кто звериков не любит. Но кого-то чмырить надо, правда? И под удар попали андроиды! Ну, то есть, человечество изобрело себе думающих, чувствующих рабов. И андроиды — это вам не Яндекс-Алиса, а нормальные полноценные личности с умом, с характером, и нуваще ничем от людей не отличающиеся, кроме отсутствия эмпатии. То есть, андроид не проникается этим чувством всеобщей любви и понимания. Андроиду не надо подключаться к эмпатоскопу, чтоб схлопотать камнем по щачлу. Андроид преспокойно может отрывать пауку лапки, он ведь не чувствует чужой боли. И именно этим андроиды живее, чем все эти картиночные люди.
А по ходу повествования мы идём бок о бок с главным героем — полицейским, работа которого — убивать взбунтовавшихся андроидов. Ой, извините, «усыплять». Автор активно избегает слова «убить» — человек андроида «усыпляет», андроид человека «прихватывает». А главный герой… Он, в принципе, неплохой. Пытается помочь депрессивной жене. Мечтает о живой скотинке вместо электрической овцы. И на работе он вовсе не чувствует себя убийцей — андроиды ведь не живые.
Есть и ещё один главный герой, и тут стоит заметить, что в книге помимо андроидов есть ещё одна нетерпимость — специалы. Это люди, на которых радиактивная пыль совсем уж сильно навлияла. Их презирают, обращаются абы как и называют полудурками. Вот второй главный герой — это такой вот полудурок. Он хочет свалить с планеты, но ему нельзя. И живёт он где-то в заброшенном доме среди хлама. В общем, печально всё. И печаль, что такие разные судьбы героев схожи — оба живые человеки, каждый со своими мечтаниями.
В общем, всех в этой книге понять можно. Чисто отрицательных героев нет. Есть лишь те, кто изуродован этим уродливым миром. Такие вот жертвы обстоятельств. И люди, и андроиды.
И я вот подумываю. Двойные стандарты же сквозят. Этот их великомученик Мерсер учит доброте — в результате все ополчились на тех, кто хоть капельку не добрый. Добро ставит зло на колени и мучает. У тебя нет животного — иди в задницу. Ты не делишься радостью через местный интернет — иди в задницу, и пофиг, что такой же радости можно себе кнопочкой накрутить хоть на всю жизнь. За что не любят специалов — и вовсе непонятно. В общем, чего-то этот Мерсер недоглядел. Учишь людей, учишь, а они так и остаются тварями, только теперь понимающими и улыбающимися. Это можно ещё в начале книги понять, когда полицейский рассказывал соседу, как хочет живое животное, а тот понимающе кивал, но так и не отдал жеребёнка от своей беременной лошади, даже за деньги.
И именно поэтому я на стороне андроидов. Андроиды ничего не скрывают и не лицемерят. Люди сделали их такими, какими не могут быть сами. И не любят именно за это. Андроид — раб, козёл отпущения, мальчик для битья. И если андроид психанул и сбежал с Марса обратно на Землю — ну нафиг его убивать-то за желание свободы? Только людям позволительно иметь желания, что ли?
Короче, книга отпадная. Я хотела ещё посмотреть фильм «Бегущий по лезвию», снятый по этой книге, чтоб прям сразу его к записи прикрепить. Но запуталась в версиях этого фильма, поэтому о нём как-нибудь в другой раз, ага.
20.10.2019