Найти в Дзене
Сергей Курий

Тёмный «Лес» Роберта Смита (история песни The CURE «A Forest»)

Если вы меня спросите, какой альбом группы The CURE я считаю лучшим и самым важным в их карьере, то это будет отнюдь не культовый «Disintegration» или не менее культовый «Pornography». Более того - они вообще не попадут в списки моих любимых альбомов (наличие отличных песен - не в счёт). Как говорится, музыкальные критики предполагают, а конкретный слушатель - располагает...

Так вот. Лучшим альбомом The CURE я до сих пор считаю вторую студийную работу под названием «Seventeen Seconds» (1980). И не только потому, что именно на «Seventeen Seconds» группа нашла своё оригинальное звучание и концепцию...

-2

Не менее важен и сам материал. Хотя все песни альбома были очень мрачные и нервозные, всё-таки они ещё не превратились в те панихиды, которыми лидер The CURE - Роберт Смит - будет следующие два года вгонять в депрессию слушателей и самого себя.
Ну, а безусловной жемчужиной альбома стала композиция
«A Forest» («Лес») - своего рода образчик нового саунда. Недаром Смит называл её "архитипической" песней группы и исполнял на концертах чаще любой другой - более тысяч раз!

Прежде, чем описать новый саунд The CURE, надо немного рассказать об обстоятельствах записи альбома. Во-первых, группа к этому времени тоже обновился. На место басиста Майка Демпси пришёл Саймон Гэллап, чьи басовые партии были более «линейными», но при этом очень запоминающимися (сам Гэллап говорил, что на его стиль повлияла игра Жана-Жака Бёрнела - басиста замечательной панк-группы The STRANGLERS). Кроме того к работе над «Seventeen Seconds» впервые привлекли клавишника — им стал Мэттью Хартли. При этом никаких фортепианных «глиссандо» в песнях не появилось. Мэттью издавал на синтезаторе очень минималистичные и дозированные звуки.

The CURE образца 1980 года: Лол Торхест, Роберт Смит, Мэттью Хартли и Саймон Гэллап.
The CURE образца 1980 года: Лол Торхест, Роберт Смит, Мэттью Хартли и Саймон Гэллап.

Кто уж действительно разгулялся, так это продюсер Майк Хеджес. Он применил на записи весь имеющийся в наличии арсенал спецэффектов - всяческие «фленджеры», «хорусы», реверберацию, магнитофонные петли и задержку ленты. В итоге от былого постпанковского звучания осталось немного. Жалобный вокал и гитара Смита вообще отодвинулись на второй план, а на первый выдвинулась ритм-секция с монтонно-пульсирующими барабанами. «Размытый», «потусторонний» саунд должен был создавать у слушателя особый настрой – немного мистический и очень тревожный.

Майк Хеджес:
«В общем, от первоначального звука ничего «натурального» не осталось, но в песне появилась совершенно сюрреалистическая атмосфера».

Содержание песни «A Forest» полностью этой атмосфере соответствовало.

Интересно, что поначалу у песни было другое название - «At Night» (не путать с одноименным треком на том же альбоме) и совершенно другой текст (судя по всему, довольно бессвязный). Раннюю версию можно услышать на концертных записях конца 1979 года.

Однако вскоре Роберт Смит написал совершенно новую лирику - простую и "туманную" одновременно. Песня стала исполняться от лица человека, который устремился в тёмный лес за призраком девушки и в итоге заблудился.

...Внезапно я останавливаюсь,
Но знаю, что уже слишком поздно
Я потерялся в лесу
В полном одиночестве
А девушки там никогда не было
Всегда одно и то же -
Я бегу в никуда
Снова и снова, и снова и снова, и снова, и снова...

Гнетущая, безысходная, клаустрофобическая атмосфера была передана так здорово, что слушая «A Forest», я зримо представлял себе бегущего человека, бесконечное мелькание однообразных древесных стволов и кружение неба в сетке ветвей. Кадры леса вперемешку с выступлением группы было и в официальном клипе на песню, но, как по мне, он вышел слишком простоватым.

Разумеется, Роберта нередко спрашивали, откуда он черпал вдохновение, для «A Forest». Сначала Смит говорил, что из детского ночного кошмара, потом - что из реального случая, когда он подростком заблудился в лесу («Я пытался передать то чувство крайнего страха, которое меня охватило...»). Пока, в конце концов, не заявил, что никакой подоплеки здесь нет и песня «просто про лес».

Роберт Смит.
Роберт Смит.

То, что «A Forest» имеет огромный потенциал, понимали не только автор и продюсер, но и владелец студии Fiction Records - Крис Перри. Вот только Перри хотел сделать звук более «радиоформатным».

Из статьи «Альбомы The Cure глазами Роберта Смита», 22.08.2016:
http://www.rollingstone.ru/music/track/23406.html
«На что я сказал: «Но песня звучит так, как звучит. Этот саунд из моей головы. И мне не особо важно, насколько он радиоформатен». Он иногда думал, что я специально тормозил группу в шаге от успеха, но это было не так. Одна из причин, по которой люди ценят нашу группу, — это то, что они никогда не не подозревают, что мы выкинем дальше. Если бы мы были предсказуемы, мы бы так долго не протянули».
(к слову, на момент публикации этой статьи Смиту как раз стукнуло ровно 65 лет - С.К.)

Несмотря на опасения Перри, «A Forest» всё равно выстрелила, став первым синглом The CURE, попавшим в британский ТОП-40 (№31).

-5
«Trauser Press», 1981 г.:
«Это прикол. — говорит Смит. — Когда мы сделали «Jumping Someone Else’s Train», люди с «Полидора» сказали: «Вот хит-сингл!», и он нигде не прокатил. Они также сказали, что не воспринимают «A Forest» как сингл, и он стал хитом».

Правда, для сингла песню пришлось «кастрировать», сократив на целых полторы минуты. Из неё исчезло нагнетающее вступление и не менее эффектный эпилог, где инструменты затихали по очереди, оставляя в итоге бас-гитару, как затухающее биение сердца.

-6

Зато уж на концертах The CURE себя не сдерживали, порой доводя продолжительность «A Forest» до 14 минут (говорят, что фанаты группы даже считали, сколько раз Смит будет произносить строчку «Again and again and again and again...»).
Возможно, данная традиция берёт своё начало с инцидента, произошедшего в 1981 году на бельгийском фестивале «Werchter». Случилось так, что The CURE выступали перед Робертом Палмером, и менеджеры певца начали торопить группу закончить выступление. Разгневанный Смит открыто объявил публике, что их гонят со сцены, и в отместку сыграл напоследок… 9-минутную версию «A Forest», в конце которой Гэллап громко послал Палмера в пешее эротическое путешествие.

Кроме огромного числа концертных версий (в числе которых есть и акустическая) на песню было сделано немало самых разных ремиксов Это и ремикс 2001 года, сделанный Марком Плати с Эрлом Сликом на гитаре, и ремикс 2003 года от электронного немецкого дуэта Blank and Jones (с непосредственным участием Роберта Смита).
Впрочем, фанаты группы их и так знают, а остальным я бы предложил послушать другой (как по мне, единственный достойный) ремикс, вошедший в альбом The CURE «Mixed Up» (1990). Это тот редкий случай, когда слушаешь новую версию с не меньшим интересом, чем классическую.

Что касается каверов на «A Forest», то ничего особо выдающегося лично я не нашёл. Но всё-таки ради полноты картины отобрал для вас несколько версий песни, следуя принципу разнообразия.

Бодрая версия от Mari Chrome:

Отмороженная версия от Bat For Lashes:

Болливудская (!) версия с характерными визгливыми скрипками от Olli and The Bollywood Orchestra:

Оказывается можно сыграть «A Forest» в ритме регги!
Версия Los Aggrotones - «Again & Again»:

Но регги и Болливуд - это ещё не предел. Например, девушки из Nouvelle Vague поют мрачный текст Смита под... расслабляющие ритмы босса-новы.

А вот фортепианная версия «A Forest» из сериала «Мир Дикого Запада» (2016). Кстати, аранжировал её ни кто иной, как Рамин Джавади, более известный по саундтреку к «Игре престолов».

Ну, и напоследок, стоит упомянуть, что отечественные меломаны давно уже подметили сходство басового риффа «A Forest» с риффом из песни КИНО «Мы все сошли с ума» (сравнить). На всякий случай уточню, что "сходство" и "влияние" не то же самое, что "плагиат". Как бы то ни было, Цой явно эту группу слушал.

***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

Автор: Сергей Курий

См. также: