К 1989 году лидер группы The CURE - Роберт Смит - вдоволь наигрался в поп-музыку и решил вернуться к депрессивному стилю времён альбома «Pornography» — на новом уровне, конечно. На альбоме «Disintegration» снова появились монотонные гитарные риффы, помноженные на меланхоличный звук синтезаторов. Хотя альбом вышел очень цельным, на нём явно выделялось несколько песен, которым и суждено было стать хитами.
Первый сингл с «Disintegration» — «Lullaby» («Колыбельная») — несмотря на название, оказался настоящей детской страшилкой. Впрочем, почему же «несмотря»? Достаточно вспомнить нашу колыбельную про серого волчка, который придёт и «ухватит за бочок». А вот образчик английской «баюльной» песенки викторианской эпохи:
Баюшки, на ели мальчик засыпает,
А подует ветер — люльку раскачает,
Ветка обломилась, полетела колыбель —
Падает и люлька, и дитя, и ель.
(пер. О. Седаковой)
По воспоминаниям Смита, похожие колыбельные пел ему в детстве отец.
Р. Смит:
«Он всегда придумывал их сам, и у них всегда был плохой конец. Что-нибудь вроде: спи, малыш, спи или ты больше никогда не проснёшься».
По другой версии того же Смита, главным источником страшных историй в детстве был его дядя. Родителям не очень нравилось, что тот рассказывает детям такие страсти-мордасти, а вот Роберт и его младшая сестра были в восторге. Да и сам лидер THE CURE утверждал, что сочинил свою «Lullaby» специально для своих племянников и племянниц.
Началось всё с того, что однажды утром Смит проснулся с уже готовой строчкой:
На сахарно-полосатых ногах приходит человек-паук —
Просачиваясь через тень вечернего солнца…
Важно отметить, что здесь человек-паук мыслится, как монстр, а вовсе не как супергерой из комиксов про Спайдермэна.
На эту песню постоянный режиссёр The CURE - Тим Поуп - снял, наверное, один из самых своих впечатляющих клипов (говорят, под сильным влиянием киноужастика Дэвида Линча «Голова-ластик» 1977 года). На видео Смит сыграл сразу две противоположные роли — чудовищного паука и его жертву, оплетённую в кровати паутиной. Остальные музыканты выступили в роли некого оркестра оловянных солдатиков — вполне в духе «хоррора».
Поначалу планировалось, что по Смиту будет ползать ещё и настоящий паучище. Но певец выразил категорический протест — даже, стоящий рядом, ассистент с противоядием наготове его не убедил.
Р. Смит:
«Тим Поуп пытался убедить меня залезть в постель с пауками. Я отказался, и он подумал, что я козёл. Тим находил, что они прелестны и хватал их за ноги».
Дело в том, что пауки были одной из самых сильных фобий и без того впечатлительного Роберта. Ещё в детстве ему казалось, что эти твари каждую ночь заползают к нему в кровать. А, когда во время гастролей, Смит воочию увидел в номере бразильской гостиницы огромного мохнатоногого гостя, то не мог уснуть всю ночь.
Т. Поуп о видео «Lullaby»:
«На поверхности всё выглядит глупо и смешно, но в глубине песни скрыты все навязчивые идеи и клаустрофобия Смита».
Из интервью с Р. Смитом, «Rock’n’Folk»:
«— Известно, что вы не любите, когда Тимоти крупно показывает ваши губы — тем не менее он это делает. Однако при съемках «Lullaby» камера вообще чуть ли не влезает вам в рот! Как вы к этому отнеслись?
— Это вообще самое ужасное из всего, что он только заставлял меня делать. Причем заранее зная, что это мне совершенно не понравится. Я считаю, что тогда мы ради того лишь, чтобы получилась красивая картинка, зашли слишком далеко».
Видео к «Lullaby» выиграла премию "Brit Awards", а сингл занял в британских чартах 5-е место (тем самым став самым успешным синглом The CURE на их родине). А вот в США выпускать «Lullaby» почему-то отказались, и вместо неё издали первым синглом другой трек альбома — «Fascination Street». Правда, сам Смит выразил своё отношение к успеху «Lullaby» в привычной "самоедской" манере:
«На альбоме это самая слабая вещь, по-моему. Это самый продаваемый сингл из всех наших синглов, так что это еще раз доказывает, что я ничего в этом не смыслю».
В 1990 году перемикшированная "Колыбельная" вошла в сборник с красноречивым названием «Mixed Up». Несмотря на то, что новая версия стала вдвое длиннее, мне она понравилась даже больше оригинала.
Что касается каверов, то лично мне почему-то больше всего запомнился кавер от Grand Square Dance, где «Lullaby» сыграли на... арфе.
О двух других хитах альбома «Disintegration» я расскажу в следующей статье.
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
Автор: Сергей Курий