10,9K подписчиков

Достопримечательности-невидимки Санкт-Петербурга. Введенский канал

179 прочитали

Мы уже рассказали о двух достопримечательностях-невидимках "памятник" и "трамвайный мост" (кликаете на синенькие буковки и переходите). Этот рассказ мы хотим посвятить каналу, который был, а сейчас его вроде бы нет, а вроде бы и есть.

Любой читатель, хоть понаслышке знакомый с историей Санкт-Петербурга, скажет, что в городе десятки рек, каналов, озёр и иных водных объектов, которые прекратили своё существование в ходе городской урбанизации. И в качестве наиболее известного примера приведут линии Васильевского острова. Но есть одно обстоятельство выводящее канал, о котором мы хотим рассказать, из единого строя утраченных городских водных объектов. Канала как физического объекта нет, а вот топонимически присутствует. Но обо всём по порядку.

Интересующий нас канал был прорыт в самом начале XIX века и соединил реку Фонтанку с Обводным каналом, фактически являвшимся в тот период границей города. Таким образом канал, ещё до строительства первой

За время своего существования канал не раз менял своё название Новый, Соединительный, Семёновский, Витебский, но закрепилось "Введенский", по собору Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семёновского полка, располагавшегося неподалёку на Загородном проспекте.

Через канал было перекинуто 4 моста Егерский (на набережной Обводного канала), Введенский (Загородный пр.), Александровский (на набережной Фонтанки) и мост-теплопровод у электростанции. Основное назначение канала сугубо утилитарное, доставка различных грузов, не последнее место среди которых занимали дрова, в центр города.

И если википедия датирует постройку канала 1807-1810 годами, то считающаяся наиболее полной и современной энциклопедия города «Три века Санкт-Петербурга. XIX век», относит строительство к 1803-1804 годам.

Имеются разночтения данной энциклопедии с иными источниками и в авторстве проекта канала. Фигурируют два имени Ивана Кондратьевича Герарда и его сына Фёдора Ивановича, что и не мудрено, т.к. и отец, и сын трудились в сфере строительства водных коммуникаций и имеют в своём активе реализацию значимых объектов. Впрочем вопрос когда и кем построен канал не относится к главной теме.

Канал по большей часть имел земляные берега и только частично был укреплен брёвнами, в следствии чего быстро мелел и зарастал, а вода застаивалась. Прибавьте использование канала в качестве сточного коллектора и вы получите примерное представление о том, что он из себя представлял уже в начале XX века. Именно тогда и появились первые мысли о том, что бы засыпать Введенский канал. Однако, не все оценки были столь однозначны.

Введенский канал являл собой зрелище неимоверной красоты! Дело в том, что стены канала состояли не из гранитных камней, а из потемневших бревен! Эти бревна время превратило в органные трубы темно-серо-голубоватого цвета, вода порой приобретала тепло-зеленый оттенок, удивительно гармонирующий с цветом бревен. Стволы тополей, тянущихся вдоль канала, перекликались цветом и формой с «трубами Введенского органа»… Михаил Шемякин.

Окончательное решение "быть или не быть" принято было не сразу. В межвоенный период предпринимались попытки его благоустройства, но в конце концов мнение о создании вместо канала сухопутной транспортной артерии возобладало. Было правда обещано, что на получившейся улице будет разбит бульвар, но не всегда обещания сбываются и сейчас эти места не могут похвастаться ни благоустройством, ни обилием зелёных насаждений.

Как бы то ни было, но решение о ликвидации канала было принято и в течении нескольких лет конца 60-х начало 70-х годов прошлого века канал был засыпан, мосты разобраны.

Получившаяся магистраль получила название улица Введенского канала, а в 1980 году утратила топонимическое обозначение "улица" и была переименована в "Введенский канал". Вот так в городе Санкт-Петербурге появился канал, которого нет.

В завершении, для тех кто планирует прогуляться по этим местам, мы хотим сказать, что главные ныне существующие достопримечательности сконцентрированы у пересечения Введенского канала и Загородного проспекта. Это и Витебский вокзал, и Введенский сад, и интересное здание Женского отделения Обуховской больницы (в настоящее время Клиника Военно-медицинской академии). Попытки прогуляться к Обводному каналу или к Фонтанке вряд ли доставят вам эстетическое наслаждение.

Может быть заинтересуют материалы (прямые ссылки с маленькими картинками, кликаете и переходите):

Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))