Время заботливо сохранило в памяти полузаброшенный скверик между Театром юных зрителей и корпусами ЦКБ "Рубин", на аллеях которого мамочки с колясками прятались от городского шума. Именно через этот скверик мы и решили пройтись, направляясь в любимую нами "Коломну", о некоторых местах которой ссылки в конце статьи. И вдруг, в центре этого сквера, вместо непримечательной клумбы, нас встречает монументальный памятник князю Петру Ивановичу Багратиону.
Памятник поразил своей отсылкой к историческим скульптурам М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли перед Казанским собором (1837, скульптор Б.И. Орловский), но это потом. При первом же взгляде монумент, своей композицией и геометрией скульптуры и постамента, а также портретным изображением, заставил нас предположить авторство Б.И. Орловского, вспомнив одну историческую байку. Якобы изначально у Казанского собора должны были находится три скульптуры Кутузова, Барклая-де-Толли и Багратиона.
Установить скульптуру П.И. Багратиона, не смотря на поистине всенародное почитание любимого ученика А.В. Суворова (и в деревнях, и в столичных салонах о нем говорили не иначе как "Бог"-"рати"-"он") запретил император Александр I. Причиной высочайшего предубеждения называют роман князя с сестрой императора, Великой княжной Екатериной Павловной. Это та самая княжна, в руке которой было отказано Наполеону, что по одной из версий явилось причиной вторжения в Россию в 1812 году.
Пикантности истории добавляет и достаточно фривольная переписка между Александром I и Екатериной Павловной, дававшая повод предположить в доверительных отношениях между братом и сестрой нечто выходящее за сферу родственной привязанности. Ведь не просто так после гибели П.И. Багратиона император направил специального курьера для изъятия бумаг князя, а потом в разгар войны лично шесть дней разбирал их на предмет наличия компрометирующих писем, повторив затем эту процедуру ещё и в 1818 году.
На самом деле все гораздо прозаичнее, что никак не умаляет величия скульптуры. Монумент, открытый 7 сентября 2012 года в 200-летний юбилей Бородинской битвы, создан в 2009 году скульптором Яном Нейманом совместно с М. Аннануровым и архитектором Г. Челбогашевым по инициативе и на средства А.И. Ебралидзе, скажем так, достаточно колоритной личности.
Сам собой возникает вопрос: "Почему памятник такому выдающемуся лицу установлен в таком глубоком захолустье?" Всё просто. Дело в том, что скверик (с 2013 "Багратионовский") относится к историческому району города "Семенцы". Не смотря на созвучие забавное название "Семенцы" не имеет никакого отношения к семенам, а обязано знаменитому Семёновскому полку, созданному ещё в XVII веке Петром I. При переводе в Петербург в 1723 году полк расквартировали в этом районе, ограниченном Обводным каналом, Московским и Загородным проспектами и улицей Звенигородская, "разрезанный" в 1837 году первой в России железной дорогой (Витебский вокзал).
Там же расположился и Лейб-гвардии Егерский батальон (в последствии полк), шефом которого в 1800 году назначается Пётр Иванович Багратион. О значимости такого назначения говорит хотя бы тот факт, что с 1800 по 1811 год именно это подразделение осуществляло охрану царской семьи, выезжавшей из столицы в летние резиденции. Собственно памятник установлен совсем недалеко от казарм егерского батальона, так называемых "староегерских казарм" (построены в период шефства П.И. Багратиона), что с учётом отсутствия у князя своего дома в Петербурге, вполне может претендовать на статус основного памятного места.
На доме 23/12 улица Большая Морская, где была квартира князя, в 2008 году была открыта мемориальная доска. Правда случилось это на петь лет позже, чем открытие на этом же доме мемориальной доски Джону Полу Джонсу, адмиралу и педофилу, основателю флота США.
К сожалению состояние "староегерских казарм" (ул. Звенигородская д. 5), в которых посей день размещаются подразделения Министерства обороны и спортивного клуба армии, крайне далеко от идеального. С учётом же участи постигшей Фуражный дом (снесён полностью на его месте ТРК "Планета Нептун") и здания казармы фуражной роты Семёновского полка (осталась одна фасадная стена), мы надеемся, что памятник П.И. Багратиону напомнит о славном прошлом этих мест и защитит от "полного уничтожения" во время практического применения.
Некоторые наши статьи, которые могут показаться вам интересными:
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуется)))