Ранним весенним утром в домике на окраине большого города уже давно все проснулись, и уже собирались каждый по своим делам. Кто на работу, кто на учебу, а кто просто в огород, там тоже нужно было работать. Татьяна уже приготовила завтрак и ждала домашних. Первой пришла дочь Римма, позавтракав, она тут же убежала в университет. Следующим был Марк, ему надо было в школу. А потом Татьяне приходилось будить и старшее поколение, вернее помогать подниматься, ведь и самой Тане надо было торопиться на работу.
Свекровь и свекор были уже в солидном возрасте, ведь Таня вышла замуж за их сына Михаила, когда еще была совсем молодая, а ему в то время было 36 лет. Его сын Саша был старше ее дочери на пять лет, а разница у старшего брата с младшим братом была в восемь лет. Саша давно жил в центре города, у него была своя семья, но все праздники они проводили здесь, в родном доме. Жили все дружно и всегда поддерживали друг друга, Петр Исаевич пришел на кухню сам:
– Ты, Танюша, иди на работу, мы тут сами справимся, но скажи, что нам к ужину надо сделать?
– Ужин мы с Риммой приготовим, а вот часа в четыре надо бы полить то, что я вчера посадила, – и она показала ему две грядочки, –хорошо?
– Будет исполнено, моя хорошая, иди собирайся.
Через десять минут, разбудив свекровь и одев ее, Таня отвела Валентину Сергеевну на кухню, после инсульта та еще не совсем оправилась.
Именно так и начинался почти каждый день в семействе Ордынских, А сегодня день был особенным, сегодня у их покойного сына был день рождения. Михаил умер, когда их сыну Марку исполнилось всего 6 лет. Но их дружная семья пережила это несчастье и стала только крепче. Если в семье возникали проблемы, их решили сообща. Старший сын Михаила относился к Татьяне, как к матери. Его родной матери не стало, когда она рожала второго ребенка, но врачам не удалось спасти ни ее, ни ребенка. Когда она умерла, Михаил долго переживал, как рассказывали Тане родители, которые помогали ему, ведь Саша тогда разрывался между работой и сыном.
А когда Татьяна пришла работать на то предприятие, где Михаил работал, он совершенно случайно узнал, что она мать-одиночка, и жить ей негде. Тогда он стал приглядываться к ней, и вскоре, на радость своих родителей, которые видели, что он очень уж тяжело переживает смерть своей жены и ребенка, сделал ей предложение. И Татьяна, не слишком долго раздумывая, согласилась. Через три года она родила Марка и они счастливо прожили восемь лет. А почти год назад Михаил скоропостижно умер, его даже не довезли до больницы. И до сих пор у всех не прошло тяжелое чувство утраты, поэтому все старались чаще бывать вместе, им казалось что так они обезопасят друг друга от любых непредвиденных обстоятельств.
Да, между двумя семейными трагедиями прошли годы, но все жили в какой-то непонятной тревоге, которая выражалась в их личной опеке, особенно над дедушкой и бабушкой. Вот и сегодня, в день рождения Михаила, эта тревога почему-то не отпускала Татьяну, она чувствовала, что без трагедии сегодня не обойдется. Таня всех предупредила, что задержится сегодня после работы, так как хотела одна сходить на кладбище, считая, что не детям, ни родителям ни к чему лишний раз расстраиваться. Дата такая, что на кладбище можно и не ходить а вот в церковь, которая совсем близко от дома, родители Миши пойдут обязательно. И Татьяна она была только рада этому, ведь они будут на виду у всех, и если кому-то из них станет плохо, то люди, стоящие рядом, вызовут Скорую. Она вышла за калитку и решила, что зайдет к соседям и попросит их приглядеть за свекровью и свекром, почему-то она боялась за них.
Татьяна и знать не знала, что беда объявится с другой стороны, вдруг вернув ее в далекое, почти напрочь забытое прошлое. Но совсем скоро это прошлое будет переплетено с ее нынешней семьей. На кладбище было тихо и безлюдно, Татьяна дошла до могилы мужа и положила цветы. Они совсем недавно всей семьей навели здесь порядок. Мишины дед и бабушка покоились в могиле рядом, это он и поставил им памятник. А ему самому они решили сделать памятник на следующий год или даже чуть позже, так подсказали им в церкви двое мужчин, которые долго объясняли им почему именно так нужно сделать, но Татьяна и родители Миши не особенно вникали в их объяснение, просто приняли это, как факт. И сразу отложили деньги на памятник. Таня уже звонила недавно по номеру, который дала ей ее сотрудница, и через неделю ей должны были позвонить и назначить встречу, чтобы обговорить последние детали, тогда же нужно было отдать и фотографию Михаила, а также сказать дату рождения и смерти.
Таня прокручивала всю эту информацию в голове, и не чувствовала, как плачет. Она еще долго стояла у могилы, мысленно рассказывая мужу об их в жизни в семье, как бы успокаивая и его и себя:
– У нас все хорошо, живем мы дружно, спокойно. А главное, всегда помним о тебе, Мишенька! Вот совсем скоро мы поставим тебе памятник, только сердце что-то у меня не на месте, словно беды оно ждет. Был бы ты жив, то обязательно бы утешил меня, не дал волноваться. А сейчас не к кому мне прислониться.
Остаток дня тянулся медленно, но все же рабочий день кончился и она заторопилась домой. Римма, вернувшаяся с занятий в университете, говорила матери:
– День какой-то был непонятный, я сейчас, по дороге домой, еле-еле ноги передвигала.
– Странно у меня ведь тоже так было, словно на мне воду возили, – отвечала ей мать.
А ночью на Татьяну нахлынули воспоминания, давно уж такого уже не было. Ведь она постаралась выбросить из памяти все, что было связано с ее родными, в частности и их самих, и всех, кто был причастных к тому событию, что послужило причиной ее бегства из дома.
Только лучшая подруга Лиза была в курсе всей ее последующей жизни, они сначала переписывались, потом перезванивались, причем очень часто. А после смерти мужа Татьяна долго находилась в каком-то депрессивном омуте, который затягивал и затягивал ее, пока Лиза не позвонила сама и не отослала ее к психотерапевту. И только тогда Татьяна вернулась к нормальной жизни.
Но вот сейчас у нее опять проявляются какие-то непонятные симптомы тревожности.
– Может мне снова обратиться к этому же мужчине психотерапевту, который мне помог, – подумала она и вновь вернулась к воспоминаниям.
Тогда, после третьего курса университета она поверила Олегу, уже считавшемуся ее женихом и уходящему в армию, но уже после университета, так как был старше ее на год. Тот уверил ее, что, как только он вернется,то они сразу и поженятся. Результатом ее доверчивости в последний вечер перед его отъездом оказалась маленькая дочка, родившаяся вне брака.
Таня, оставшись один на один с проблемой, была растеряна и совсем не знала как ей жить дальше. Ведь все родственники Татьяны ополчились на нее, а в селе о ней пошли неприятные слухи. Тогда мать с отцом попытались заставить ее сделать аборт. Но в ней теплилось надежда что ее бывшей жених, вернувшись из армии все-таки женится на ней. Но тот привез жену из того города, где служил. Родные тогда и вовсе отвернулись от нее, считая, что она опозорила всю семью. Родители и младший брат осуждали ее, громко крича, чем еще сильнее позорили Таню перед соседями. И тогда Татьяна сказала, что в любом случае она будет рожать, к тому времени уже было известно, что у нее будет дочь.
Вскоре противостояние между ними настолько обострилось, что родители во всеуслышание показали ей на дверь. И Таня, обливаясь слезами, ушла к бабушке. Даже село тогда разделилось на два лагеря: кто-то защищал ее, а кто-то осуждал. Когда пришел срок, Таня родила здоровую девочку и назвала ее Риммой, разозлив окончательно свою родню необычным именем.
Благодаря бабушке Таня смогла окончить университет, устроиться в городе на работу, а когда Римме исполнилось три года, она устроила дочь в садик и сняла квартиру недалеко от своей работы. Но с бабушкой продолжала общаться. Но сейчас, когда прошло столько лет, ей было стыдно перед бабушкой, что она бросила ее одну. Ведь она очень редко навещала ее, а после замужества и вовсе с трудом находила время, чтобы выбраться к ней, но бабушка была не в претензии, она желала Татьяне только счастья, зато мать постоянно добавляла масла в огонь, давая повод для сплетен в селе, постоянно напоминая о том, что она, неблагодарная, бросила старушку одну и даже не сказала спасибо.
Но тут мать ошибалась. Таня, как только начала работать, стала ежемесячно высылать бабушке деньги, хоть и небольшие, но она была уверена, что и они были для бабули не лишними. Но после того, как родился Марк и она перестала работать, такие переводы стали реже, но даже сейчас, когда мужа не стало она раз в три месяца посылала ей деньги. Изредка они переговаривались по телефону, когда ее подруга Лиза приходила навещать бабушку, и звонила ей чтобы та поговорила с бабушкой,ведь у бабушки телефона не было, так как она уже совсем плохо слышала.
А вот Танин отец болел, Лиза говорила, что он с трудом ходит, и у него очень болит спина.
На следующее утро ее тревога не проходила, а раздавшийся вскоре звонок напугал ее, звонила Лиза и сообщила то, что не зная, уже интуитивно ждала Татьяна, нервничая все эти дни. Оказывается в родительском доме случилось короткое замыкание электропроводки, и начался пожар, но по какой-то причине входную дверь заклинило и брат с женой не смогли ее открыть.
А когда они хотели из коридора вернуться в комнату, где были родители и, как потом решили пожарные, попытаться выбраться в окно, то одна из стен коридора рухнула, завалив и проход в комнату, а их родители просто задохнулись от дыма, отец уже не вставал, а мать от страха, вероятно просто растерялась. Это было в субботу, и их дети были в гостях у родителей жены брата.
Татьяна тут же собралась ехать в родную деревню, понимая, что хоронить родных придется ей. И надеялась, что отложенных ей на учебу детей денег хватит, ведь все же в сельской местности это будет значительно дешевле. Предупредив на работе о том, что ей необходимо уехать, она отправилась на автовокзал. А поздно вечером уже стояла у пепелища. Смотреть на сгоревший родной дом было страшно, так как по мнению пожарных он не подлежал восстановлению, ведь они приехали слишком поздно. И Татьяна заплакала.
Дорогие мои читатели, благодарю вас за внимание к моему творчеству, за обратную связь и лайки. Счастья вам и всех благ!
Читайте также друге рассказы: