108K подписчиков

Дом на отшибе

52K прочитали

Елена Павловна стояла у окна кухни, именно оттуда была видна вся их деревня Литвиновка. Ведь ее новый “дом на отшибе”, как все их по привычке называли, и старый и новый, стоял на взгорке. Она была счастлива. Лена состоялась в профессии, она преподает в своей школе математику, и преподает первокурсникам математику в колледже.

Елена Павловна стояла у окна кухни, именно оттуда была видна вся их деревня Литвиновка. Ведь ее новый “дом на отшибе”, как все их по привычке называли, и старый  и новый, стоял на взгорке.

У нее прекрасная, дружная семья, любимый муж и двое детей, уже взрослых. Дочь почти год замужем, а сын уже привозил домой свою девушку, показывал родителям. И сказал, что как только они закончат университет, так сразу и поженятся, а до окончания рукой подать, уже май, все вокруг цветет и благоухает на радость людям. На сегодня все дела закончены, и вместо отдыха она выделила себе час на воспоминания.

Ту весну она запомнила на всю жизнь. Ее родителей вдруг направили в зарубежную командировку на целых два года, Лена тогда заканчивала седьмой класс, и внучку отправили к бабушке в деревню. Это была мама ее папы, для этого она ее видела несчастно, так как жила она в соседней области, приезжала она к ним в гости очень редко, поясняя внучке, что домашние дела не дают гостить часто. И вот теперь Лена будет жить два года в деревне, ей совсем этого не хотелось, но другого выхода не было, так как другая, мамина, бабушка, болела. И за ней ухаживала мамина сестра.

Она, Лена, была тогда убита горем. Но, увидев небольшой бабушкин домик, весь утопающий в цветущем саду, решила, что не все так плохо, раз такая красота тут у бабушки растет. И она как-то сразу успокоилась и смирилась, ведь все равно будет, так как сказали родители, а они сказали, что другого выхода просто нет.

Лена получила свое первое боевое деревенское крещение через неделю после приезда, когда баба Клава заставила ее сходить в курятник за яйцами, а она вернулась оттуда вся грязная, так как упала там, к тому же 8 из 12 яиц оказались разбитыми. В тот день Лена дала себе слово, что выдержит все деревенские невзгоды, и через два года вернется домой закаленная беспросветной деревенской жизнью.

А вскоре случилось еще одно событие, которое тоже стало знаковым для нее. Она посетила “дом на отшибе”, который, как говорила баба Клава, все обходили стороной. Его посещали только почтальонша и Зоя и фельдшерица Галина Викентьевна. В тот день тетя Зоя подвернула ногу прямо перед их домом и попросила Лену отнести пенсию хозяйке дома, которая всего на несколько месяцев раньше поселилась в их краях, и именно этом доме, который, как утверждали жители села, был мрачный и страшный.

Некоторые даже пытались доказать, что раньше там жила ведьма. Баба Клава тогда сказала девочке, что никакой ведьмы там нет, и никогда не было. А жил один-единственный старик, завещавший его своей племяннице, которая его и доглядывала перед смертью, а потом и похоронила. Почти сразу она заколотила в доме окна и на долгие годы уехала. А недавно она неожиданно перебралась из города в Литвиновку и поселилась в этом доме.

Лена конечно боялась туда идти, но тетя Зоя сказала:

– Не слушай глупые небылицы, Александра Васильевна очень умный, интеллигентный человек, как про нее наш агроном отзывается, беги быстрей, а то я до почты не успею дойти, а мне деньги сдать надо.

И Елена пошла, а потом была благодарна тете Зое, ведь благодаря ее просьбе, она познакомилась с хозяйкой “дома на отшибе”.

Тот свой первый визит она запомнила на всю жизнь. Она открыла калитку и вошла во двор, там было видно, что хозяйка недавно сюда переехала, старая ненужная мебель и еще много всего ждали у ворот, когда их вывезут. Но двор был убран от прошлогодней травы, а кустики клубники видно недавно были посажены.. И деревья здесь цвели так же, как у бабушки. А у крыльца висел такой же рукомойник, как и у них. Лена со страхом поднялась на крыльцо и постучала:

– Открыто, – раздался приятный женский голос.

Толкнув дверь она вошла. И к своему величайшему удивлению увидела пианино, оно пока было единственной вещью, стоявшей в комнате. Налево было кухня, это Лена сразу поняла, а направо были две двери, видно там были комнаты, но очень маленькие, потому что сам домик тоже был очень маленький.

– Здравствуйте, меня тетя Зоя прислала, она подвернула ногу и не может к вам прийти.
– Значит ты за нее? Видно человек ты надежный, раз тебе мою пенсию доверили, – улыбнулась она.
– Нет ненадежный, ответила Лена, – просто кроме меня было некому идти.
–Ты в каком классе?
– В восьмой перешла.
– Вот уже в восьмом будешь учиться, а правильно сформулировать фразу не можешь.
Лена смутилась, она не ожидала, что ее еще и учить будут.
– Ты не обижайся, это привычка. Я учитель словесности.

Лена внимательно посмотрела на нее, она была по сравнению с бабой Клавой совсем молодая.

– А уже пенсионерка, почему?

Но она тут же забыла свое удивление, и восхищенно посмотрела на рога, висящие на одной из стен.

–Это я решила оставить в память о хозяине дома, – сказала хозяйка, увидев ее восторг.
– Какие красивые!
– Было еще чучело совы, но я его в деревенскую школу отдала. Меня ее глаза пугали. А зовут меня Александра Васильевна.
– А я Лена.
– А почему я тебя не видела? Я ведь часто по улице хожу, гуляю, пытаюсь познакомиться с местными, а они от меня как черт от ладана шарахаются. Я сначала обижалась, пыталась заговорить, а потом смирилась, я ведь не знала ничего про свой дом. И вовсе он не страшный, дом как дом, здесь все дома похожи друг на друга, видно архитектор на всю деревню один был, – засмеялась хозяйка, – чай будешь?

Лена сразу собиралась сказать “нет”, но вдруг четко произнесла “да”.

За столом она рассказала почему она оказалась здесь, у бабушки, а потом она услышала историю Александры Васильевны о том, что она всю жизнь проработала в школе, что у нее было двое детей.

– Мой муж умер рано, и ребят своих я поднимала и воспитывала сама, старшей тогда было семь лет, а младшему пять. Дочь стала врачом, а сын был офицером, он погиб два года назад, даже жениться не успел. А у дочери уже две девочки, внученьки мои любимые. Я ведь переехала сюда чтобы им не мешать. В квартире тесно стало после их рождения. Человек я общительный, спокойный и совсем не скандальный, но то, как меня тут встретили, было для меня большим ударом. Видишь, я тебе это рассказываю, хотя ты меня не поймешь, да и вовсе незачем тебе это знать.Но мне просто хочется высказаться, а не держать все в себе. Ты уж прости меня, Лена.
– Бабушка всегда говорит: выслушай человека, если хочешь чтобы тебя любили, люди любят излить душу, особенно незнакомым.
– А твоя бабушка психолог. Вот-вот в этой ее фразе основным словом является слово “выслушай”. А меня просто игнорируют, как хорошо, что ты, Леночка, пришла. Я тебе, можно сказать, исповедовалась.
–Тяжело мне дается моя изоляция, целыми днями молчать тяжело, ведь хочется просто поговорить по-соседски, рассказать о своих проблемах и неурядицах, а я все в себе держу. Ты прости меня, девочка, что я выплеснула свою казалось бы пустяковую беду, но мне больше некому. Зато теперь мне легче стало, теперь у меня будет собеседник, думаю что ты уже не будешь меня бояться, приходи еще, я буду только рада, очень рада.

А потом перед тем, как идти в магазин Лена всегда ждала Александру Васильевну, и они вдвоем шли по улице, а люди с любопытством за ними наблюдали. Сначала обе смущались такому вниманию, а потом, когда Александра Васильевна с 1 сентября стала работать в школе, люди к ней потихоньку потянулись, ведь она была добрая, умная и внимательная. А педагогом она была от Бога.

Перед началом учебного года в Литвиновке случилось трагедия: умерла самая старая жительница деревни баба Варя, а ее правнук, ровесник Лены, Илья, неожиданно стал бездомным. На дом бабушки претендовал ее, внук живший по соседству, а матерью Ильи была его сестра, которая еще по молодости уехала из деревни в город, потом привезла бабе Варе правнука и снова исчезла на долгие годы. В школе только и говорили, что о судьбе Ильи, директор школы уже звонил в опеку.

Но вдруг всех удивила Александра Васильевна.

– Нет, сказала на директору школы, никакого детдома, я возьму Илью под опеку, а вы мне в этом поможете.

Никто больше не узнавал спокойую, сдержанную учительницу. Она просто светилась от счастья. Директор договорился, что до официального решения органов опеки, Илья останется у него в семье. Но на самом деле мальчик сразу перешел жить в “дом на отшибе”, в который ему с самого раннего детства очень хотелось попасть. Он говорил тогда Лене:

– Знаешь, я был так разочарован, ведь я ждал, что окажусь в замке Синей Бороды, именно так меня баба Варя пугала в детстве, когда я не слушался.

На их счастье Александра Васильевна стала их классным руководителем, а для Ильи через два месяца и мамой, ведь свою родную маму он даже не помнил. На два года Александра Васильевна заменила и маму Лене. А потом, когда родители вернулись домой, на семейном совете решили, что Елена будет заканчивать школу в деревне, она сумела их убедить, что так будет лучше. Все в деревне утверждали, что такого дружного класса они еще не помнят.

И сейчас, много лет спустя, они каждый год собираются вместе, вспоминают самые лучшие годы своей жизни, когда Александра Васильевна посвящала своему классу все свое личное время. Она не только учила их, она, как наседка, заботилась о каждом, зная о каждом своем ученике даже то, о чем он сам не догадывался. А они платили ей своей любовью и привязанностью.

Вскоре “домик на отшибе” усилиями девочек стал настоящим цветником, а внутри их художник Саша Вершинин расписал стены дома под Гжель. Илья оформил ей двор в стиле кантри, он нашел даже где-то старую телегу, они с трудом ее туда поставили и покрыли ее лаком, эта телега органично вписывалась в общую картину под названием "русская деревня", как назвал всю свою композицию Илья.

Они собирались У Александры Васильевны на все праздники Она играла им на пианино, рассказывала о тех местах, где она бывала, а бывала она и на Алтае, и на Байкале, проехала по всему золотому кольцу России. Когда Лена с деревенской подругой Ирой поступили в университет, естественно педагогический, они резко отличались от всех своих однокурсников и широким интеллектуальным багажом, умением вести разговор, и знаниями, выходящими далеко за пределы школьной программы.

Когда Илье исполнилось восемнадцать лет он, как и все их в классе, тоже поступил в университет, на архитектурный факультет. Ни Лена, ни Илья уже не представляли, что они когда-либо расстанутся. Баба Клава пророчила им долгую и счастливую семейную жизнь, и все говорила, что хочет дожить до их свадьбы. Илья убедил Елену в том, что надо поторопиться с женитьбой, ведь если они поженятся, то ему, как сироте дадут двухкомнатную квартиру.

– Мне квартира не нужна, мне нужен дом, такой же загадочный и притягивающий к себе, как у Александры Васильевны, “дом на отшибе” Я продам квартиру, куплю землю рядом с ее домом и буду строить свой.

Елена Павловна вспоминала, что у них в семье было все: и взлеты, и падения, был период, когда они все вчетвером жили впроголодь, но никто не роптал, ведь они любили друг друга и верили, что все, в конце концов, будет прекрасно. Надеялись, но то, что все их трудности временные.

Упертый характер Ильи и мягкая настойчивость Лены сделали возможным то, о чем они мечтали. И вот он предмет их мечтаний – дом, красивый, двухэтажный. Они долго шли к своей мечте, им с Ильей почти 50, но в этом новом ”доме на отшибе” они живут уже девять лет. Столько же лет уже нет с ними Александры Васильевны, их любимой, лучшей в мире учительницы. Все одноклассники каждый год в годовщину ее смерти приезжают к ним и они идут на кладбище, где Илья и Саша Вершинин поставили памятник Александре Васильевне по их собственному проекту, дочь Александры Васильевны должна приехать к этому дню, чтобы передать в дар их Литвиновке свой старый “дом на отшибе”. Она решила сделать такой подарок в честь своей мамы, которая была почетным гражданином их Литвиновки.

Елена Павловна спустилась со второго этажа и направилась в старый “дом на отшибе”, давно ставший музеем, в который частенько приходят пациенты санатория построенного недавно в сосновом лесу неподалеку. Здесь, в Литвиновке, завтра они соберутся снова, чтобы почтить память Александры Васильевны, поэтому в ее музее, все должно соответствовать той торжественности, которая отличала все праздники и дни военной памяти, проводимые когда-то Александрой Васильевной, особенно Лене запомнились ее уроки мужества, которые проходили в день победы.

Именно 9 мая они шли в школу и слушали очередную историю о подвиге. Да, Александра Васильевна говорила пафосно. Но разве могут быть другие эмоции и чувства к тем, кто погиб от вражеской пули или к тем, кто посвятил всего себя без остатка делу служения людям, а особенно детям. Нет, никто не должен забывать и стремление сделать нашу жизнь лучше, добрее и легче.

Во дворе Лена вдохнула чистый деревенский воздух и медленно направилась к старому, но такому родному и близкому “дому на отшибе”, чтобы посмотреть всё ли там в порядке, ведь гостей завтра будет много и все будут вспоминать. Память - это единственная радость человека, и чем чаще он погружается в нее, тем умней и счастливее он становится.

Елена Павловна чувствовала, что где-то далеко в подсознании птицей метались до боли знакомые слова:

Где-то далеко
В памяти моей
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.

А по лицу Лены катились слезы...

Навигация

Мои дорогие подписчики, благодарю вас за лайки, комментарии и добрые слова! Желаю вам счастья!

Читайте также и другие мои публикации:

Происшествие в лесу

Попутчицы

Непрошенные гости

Все познается в сравнении