С наступление весеннего тепла, когда деревья начинают постепенно одевать зеленый наряд, на прудах Питера появляются лебеди. Наиболее распространен и общеизвестен в домашнем состоянии лебедь-шипун, голос которого представляет обыкновенно шипение, похожее на гусиное, разводят на прудах в качестве украшения. Его можно встретить в водоемах Летнего сада, Пискаревского кладбища, ЦПКиО и других, но наиболее близко подружиться с ними и практически сделать селфи можно в Приморском парке Победы на Лебяжьем пруду.
В противоположность лебедю шипуну кликун (и малый лебедь) держат шею обыкновенно не согнутой в виде буквы S, а вытянутой. Кликуна можно увидеть в зоопарке города.
Черный лебедь почти такой же величины, как лебедь-шипун. Водится в Австралии и довольно многочислен в ненаселенных местностях внутри страны, но сильно истребляется; довольно обыкновенен в зоологических садах. Встречался в некоторых водоемах Питера, но последнее время исчезли на них.
В дикой природе лебеди водятся по всей земле, за исключением тропиков, но в наибольшем количестве встречаются в умеренных и холодных областях северного полушария, в основном живут на пресных водоемах, где выводят птенцов. Плавают превосходно, не ныряют, а только погружают в воду голову и шею, взлетают с трудом, но раз поднявшись летят быстро; ходят плохо и редко выходят на сушу. Пища их преимущественно растительная, именно различные водяные растения, а также насекомые, моллюски, черви, мелкие рыбы и земноводные. Осторожные и умные птицы. Живут парами и, по-видимому, соединяются на всю жизнь; гнездо строится на маленьких островах или по берегам пресных вод, или же прямо на большой куче камыша и т. п. материала; лоток гнезда выстилается перьями и пухом; гнездо довольно большое, строит его самка, но самец притаскивает материалы для постройки.
Человек охотился за лебедями частью ради мяса, а особенно ради перьев и пуха; другие враги, за исключением орлов, мало вредят лебедям, так как от хищных млекопитающих их обыкновенно спасает жизнь на воде, а от более мелких пернатых хищников — значительная сила. У нас на Севере лебеди во многих местах не трогают, считая охоту на них грехом. В пещерах Мальты найдены ископаемые остатки крупного лебедя Раlaeocygnus falconeri, составляющего переход от гусей к лебедям.
Область распространения каждого вида обширна, а свои правильные перелеты лебеди делают на большие расстояния. Перелеты совершают все виды, но не при всяких условиях, так как отдельные экземпляры нередко остаются и на зиму в той же стране, или кочуют только в пределах небольшого района.
Вот что писал о лебедях Аксаков С. Т. в «Записках ружейного охотника» (Т. 6 1910 г., стр. 16): «Лебедь, по своей величине, силе, красоте и величавой осанке, давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей, по темно синей, гладкой поверхности воды. Но и все его движения исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимает голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; начнет потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — все живописно и великолепно в нем.
Лебеди прилетают почти всегда попарно; появляются весной довольно рано, в начале апреля, когда, по большей части, все еще бывает покрыто снегом.
Не понимаю, отчего лебедь считался в старину лакомым или почетным блюдом у наших великих князей и даже царей: вероятно, тогда знали искусство делать его мясо мягким; а мысль, что лебедь служит только украшением стола, должна быть несправедлива. Лебедь живет в старинных наших песнях, очевидно, сложенных на юге России, живет также до сих пор и в народной хотя там, где теперь обитает настоящая Русь, лебедь не мог войти ни в песню, ни в речь, — так мало знает и видит его народ.
Про силу лебедя рассказывают чудеса: говорят, что он ударом крыла убивает до смерти собаку, если она приблизится к нему, легко раненому, или бросится на его детей.
Пения лебедей, разумеется, никто не слыхал.
Лебеди легко делаются ручными. Я сам видел их несколько годов сряду, живущих лето на отведенном им пруду, а зиму проводящих в теплой избе. Не могу только хорошенько сказать: маленькими или большими были они пойманы. Я слышал, что ручные лебеди выводят детей, как обыкновенные гуси, в избах и хлевах, но что для этого нужно достать сначала свежих лебединых яиц и подложить под гусыню. Высиженные ею лебедята вырастают в стае домашних гусей (первый год с подрезанными крыльями), делаются совершенно ручными и ведутся, как дворовые гуси.»
Продолжу рассказ по тексту книги бар. П. П. Фон-Винклера «Выращивание ценных и декоративных пород птиц» (1914 г., стр. 141): «Деятельны они только днем и не пользуются ночами даже для своих перелетов. На суше они передвигаются неохотно и неловко. Отставленные далеко назад ноги затрудняют им ходьбу, и походка их является, поэтому, тяжелой и нетвердой; полет их, особенно в тот момент, когда они поднимаются с воды, требует, видимо, значительного напряжения, но как только лебедь достиг известной высоты, он летит очень скоро. Лебеди почти не в состояния подняться на воздух с земли и едва ли отваживаются садиться на нее. Поднимаясь на воздух, они хлопают крыльями, одновременно ступают своими широкими лапами по поверхности воды и подвигаются так—не то бегом, не то летом, при громком плеске. На лету они вытягивают прямо вперед свою длинную шею, расправляют крылья во всю ширину и делают частые и сильные взмахи, производя слышный на далекое расстояние свист. При спуске, который при обычных обстоятельствах едва ли совершается когда-нибудь на землю, лебедя скользят с высоты, совсем не шевеля крыльями и постепенно приближаясь к водной поверхности по косой линии, наконец, касаются воды и затем еще некоторое расстояние проносятся по ее поверхности; в других случаях они упираются вытянутыми вперед ногами о поверхность воды, чтобы ослабить толчок.
Некоторые виды лебедей редко издают какой-либо звук; в крайнем случай это звук в роде трубного, до некоторой степени сходный с журавлиным криком, но обыкновенно это только сильное шипение или глухое ворчание. В противоположность этим видам, другие лебеди имеют большой и сильный голос, до некоторой степени даже модулирующий и кажущийся благозвучным уху человека, слушающего его издали. Самцы кричать сильнее, звучнее и чаще самок; птенцы обоего пола пищат, как гуси. Умственные способности лебедей не уступают умственным способностям других членов этого семейства. Они применяются к обстоятельствам и к поведению людей, с которыми им приходится иметь дело, но редко забывают присущую им боязливость и осторожность. В характере их нельзя не заметить известной злобности. Более или менее крупные общества образуют только лебеди, принадлежащее к одному виду; эти общества, не терпят в своей среде никаких других птиц и не присоединяются также к родственным формам; даже лебедь, отбившийся от стаи, предпочитает скитаться в одиночестве, чем пристать к другим плавающим птицам.
Лебеди живут очень привязанными друг к другу парами; хотя обычно самец и не принимает сам участия в высиживании яиц, он все же постоянно остается вблизи самки, готовый встретить всякую опасность, или отправляется к самке на гнездо. При постройке гнезда, производимой самкою, самец помогает по меньшей мере тем, что доставляет материал для гнезда, который он либо приносить в клюве, либо издали пригоняет по воде кучками. Самое гнездо представляет собой очень большую, безыскусственную постройку; основание его делается из всевозможных водяных растений, а окончательная отделка и выстилка из сухого тростника и тому подобна го материала. Там, где из воды поднимаются маленькие безопасные островки, самка пользуется ими для постройки гнезда: в других случаях она притаскивает к какому-нибудь месту на воде столько растений, чтобы составившаяся плавучая куча их могла нести на себе обоих супругов. Кладка состоит из 6—8 яиц грязного белого или грязного бледно-зелёного цвета, имеющих толстую скорлупу; из этих яиц после высиживания, длящегося до шести недель, вылупляются птенцы, в высшей степени изящные птички, покрытая густым пухом.
В течении, еще приблизительно, одного дня птенцы обогреваются и обсушиваются в гнезде, a затем их ведут на воду и учат отыскивать себе пищу. Самка часто берет их на спину, ночью прячет под крыльями, отважно защищает от опасности и вообще неутомимо заботится о них до тех пор, пока они совершенно не оперятся и не смогут обходиться без всякого ухода и руководства. С этого момента они расстаются с родителями на всю жизнь; если бы они на следующий год вновь появились на месте своего рождения, они должны были бы ожидать со стороны своих родителей того же отношения к себе, как все другие лебеди, осмеливающиеся ступить на облюбованную супругами территорию.
Растущие на болоте и в воде растения, корни, листья и семена, насекомые, черви, моллюски, маленькие земноводные и рыбы составляют пищу лебедей. Добывают себе пищу они со дна, причем опускают длинную шею в глубину воды, срывают там растения или перебирают ил и отцеживают все съедобное. На более или менее глубоких водоемах они могут временно прокармливаться лишь там, где мелкие животные значительными массами населяют верхние слои воды. В неволе лебеди привыкают к разнороднейшей пище, но и здесь положительно предпочитают растительную пищу животной.
Орланы и орлы порой нападают и на взрослых лебедей, но чаще на молодых; от других хищников эти хорошо вооруженный птицы страдают немного. Человек преследует их из-за мяса и перьев, особенно же из-за пуха. Лебедей, пойманных молодыми, легко вырастить; при сколько-нибудь тщательном уходе они становятся в этом случае ручными, как выведенные в неволе из яиц. Отдельные экземпляры лебедей горячо привязываются к человеку, который ходит за ними, но ласки их бывают обыкновенно так бурны, что необходимо всегда быть настороже.
Наиболее известны следующие виды лебедей: 1) Ручной лебедь наших прудов есть лебедь шипун (Cygnus olor). Он еще теперь живет в качестве дикой птицы на севере Европы, а также в восточной Сибири, на Балканском полуострове в области Южного Урала и в Туркестане. Главнейшие отличительные признаки этого лебедя—вытянутое в длину тело, длинная и тонкая шея с длинным, равным голове клювом, характеризующимся черным бугром. Оперение взрослого лебедя чисто-белого цвета; оперение молодого лебедя серого цвета или тоже белого. Радужина бурая, клюв красный, уздечка и бугор черные, ноги бурового или чисто чёрного цвета.
2) Лебедь-кликун (Cygnus musicus) отличается от лебедя шипуна своими плотным телосложением, несколько более короткой и толстой шеей и лишенным бугра, хотя также вздутым у основания клювом, желтым в основной своей части и черным на конце.
3) Живущий в северной Азии и в северной Европе лебедь малый (Cygnus bewicki), отличается от лебедя-кликуна, главным образом, своей небольшой величиной, тонкой шеей, очень высоким у основания клювом, на котором желтая окраска не доходить до ноздрей.
Самым красивым из чужеземных видов лебедей является, без сомнения, лебедь черношейный (Cygnus melanocoryphus). Для него характерны короткие крылья, едва достигающие до основания хвоста. Оперение его белого цвета, но голова, за исключением белой брови, и по меньшей мере две трети или три четверти шеи чёрного цвета. Радужина бурая, клюв свинцово-серый с желтой вершиной, бугор на клюве и голая уздечка кроваво-красного цвета, ноги бледно-красные. Птенцы вылупляются из яйца в белом пуховом наряде, необычайно быстро растут и уже в первую осень их едва можно отличить от взрослых.
Область распространения черношейного лебедя ограничивается югом Америки и простирается от южной части Перу до Фолклендских островов, а отсюда вдоль восточного берега южной Америки до города Сантос в Бразилии. Свое место пребывание он меняет соответственно временам года. Осенью и весной видят черношейных лебедей летящими в небольших стайках над городом Буэнос-Айресом, осенью они направляются на север, чтобы там перезимовать, а весною возвращаются на юг, чтобы выводить птенцов. Для гнездования черношейный лебедь селится на прибрежных и пресноводных озерах или лужах, на некоторых в значительном числе; после гнездового периода он со своими родичами сбивается в большие стаи, в которых может насчитываться много сотен особей.
Своими нравами и привычками он мало отличается от своих северных родственников. Держится он, однако, не так красиво, как лебедь-шипун: во время плавания и ходьбы он несет свою шею более выпрямленною и до некоторой степени напоминает, благодаря этому, гусей. Полет его, говорят, легкий и красивый.
С половины XIX века черношейные лебеди попадают в зоологические сады и при соответствующем уходе выдерживают в них неволю очень хорошо. Они ведут себя как лебеди-кликуны, но лишь очень редко издают свой слабый крик.
Лебедь черный (Chenopsis atratus) имеет очень вытянутое в длину тело, шея, по сравнению с телом, еще более длинная, чем у лебедя-шипуна; голова маленькая и изящная; клюв приблизительно одинаковой длины с головой и без бугра. Мелкое оперение одноцветное буровато-черное, более светлое на нижней стороне тела; лишь на краях перьев цвет переходит в черно-серый. Великолепным контрастом с окраской мелкого оперения является ослепительно белый цвет всех маховых первого разряда и большей части маховых второго разряда. Радужина ярко-красного цвета, уздечка цвета красной гвоздики, клюв ярко-красный, полоса перед вершиною верхней половины клюва и самые концы обеих половинок его белого цвета, ноги чёрные. Величина чёрного лебедя несколько меньше величины лебедя-шипуна.
С 1698 года чёрного лебедя находят еще на всех подходящих озерах, лужах и реках южной Австралии и Тасмании, хотя кое-откуда он и вытеснен. В менее посещаемых местностях Австралии он еще и теперь встречается в огромных стаях. В течение зимних месяцев черный лебедь появляется в южной Австралии и распределяется здесь по большим болотам и озерам, сбившись в небольшие стаи, являющиеся, может быть, семьями; с приближением австралийской весны он снова отлетает к местам своего гнездования. Время его размножения приходится на месяц с октября по январь; находили свежеснесённые яйца еще в половине января и получали пуховых птенцов в середине декабря.
Гнездо чёрного лебедя представляет собой большую кучу всевозможных болотных и водяных растений и помещается, как и гнезда северных видов лебедей, то на маленьких островах, то на самой воде. Птенцы вылупляются в пуховом наряде сероватого цвета или цвета сажи; с первого дня жизни они превосходно плавают и ныряют.
Плавающий черный лебедь очень украшает воды, но все свое великолепие он обнаруживает лишь тогда, когда летит высоко в воздухе, и когда при этом видны его ослепительно белые маховые перья, представляющие резкий контраст с остальным оперением. Черные лебеди летят по несколько экземпляров ломаной косой вереницей, так называемым клином; на лету они сильно вытягивают вперед свои длинные шеи и сопровождают свист крыльев частыми призывными криками, которые на далеком расстоянии производят впечатление звона. В тихие лунные ночи они перелетают от одного водного пространства к другому и при этом беспрестанно перекликаются…
В заключение уместно будет упомянуть здесь о так называемой «лебединой песне», т. е. яснее, которую согласно многочисленным легендам, поет лебедь перед смертью. Происхождение этой легенды имеет за собой некоторое основание.
Дело в том, что лебедь-кликун, называемый «певучим лебедем», испускает постоянно разнообразные, громкие звенящие звуки и по всякому поводу, — в качестве призывного и в качестве предостерегающего крика, в качестве крика соревнования, когда находится в стае, и для собственного удовольствия. Когда в сильные морозы вся поверхность озер, кроме тех мест, где идет течение, покрывается льдом, и, благодаря этому, излюбленные лебедем-кликуном мелкие места озера становятся недоступными для него, тогда эти великолепные птицы покоятся на открытой воде тех мест, где идете течение, собравшись целыми сотнями, точно жалуются своими меланхолическими криками на свою злую судьбу — на невозможность добыть из глубокой воды необходимое пропитание. При таких обстоятельствах эти многоголосые жалобные звуки, это своеобразное пение превращает в действительность считавшееся вымыслом сказание о «лебединой песне». И часто бывает, что пение, действительно, оказывается похоронной песнью этих прекрасных птиц: они не в состоянии добывать себе пищу на глубокой воде, и голод так обессиливает их, что у них не хватает силы продолжать свой путь в более тёплые страны; в этих случаях их, изголодавшихся и полузамёрзших, часто находят на льду близкими к смерти или уже мертвыми.»
Использованы также материалы Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А., 86 томов, (1890-1907): Лебедь, птицы из семейства лебединых.
Дополнительный материал: