Найти тему
Друг Народа

"Заживо" сгнившие в забвении советские автомобили будущего - "Лаура", "Охта", "Лимпопо"

Питерская выставка ретро автомобилей и мотоциклов "Олдтаймер-Галерея", проходившая 12-14 апреля 2024 г., порадовала небольшой коллекцией советских "автомобилей будущего", которые разрабатывали советские "самоделкины" Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов. Но их интересные автомобильные разработки в СССР не производились серийно. Их творчество попало на период "Перестройки".

Автомобиль "Охта". Фото автора
Автомобиль "Охта". Фото автора

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются

Советский "перестроичный" автомобиль будущего "Охта". Постройки 1985-1987 гг. в Ленинградской лаборатории перспективного макетирования легковых автомобилей при НАМИ. Конструктор - Геннадий Хаинов, дизайнер интерьера Александр Костевич. История этого автомобиля такова - по распоряжению Генерального Секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков предложил молодым конструкторам Хаинову и Парфенову, создателям автомобиля "Лаура" (см. ниже), работать в НАМИ в специально созданной для них лаборатории. Работа началась по теме "Автомобиль 2000 года", т. е. перспективный автомобиль, который будет актуальным через 15 лет. Скажу честно, на 2000 г. вполне не плохо.

Автомобиль "Охта". Фото автора
Автомобиль "Охта". Фото автора

В результате проекта "Автомобиль 2000 года" за 20 месяцев была построена "Охта". Причем сначала из дерева был сделан макет, по которому выколачивали части металлического кузова, которые были сварены точечной сваркой. Двигатель и коробка передач использовались от современного на то время ВАЗ-2108 "Спутник". Макет "Охты" продувался в аэродинамической трубе ленинградского Политехнического института. Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх выходил 0,30. В марте 1988 г. "Охта" экспонировалась на автосалоне в Женеве и вошла в число 10 лучших прототипов. Потом ее показывали в США и Канаде. После заграничных выставок "автомобиль будущего" стал никому не нужен - он долгое время находился на таможенном складе, где с него сняли двигатель. На складе его и повредили. Видно, что на данный момент у него разбито стекло, а кузов поржавел. Понятно, что такой концепт-кар в СССР был не нужен, под него еще технологию производства создавать, а у нас Перестройка в самом разгаре. Просто не до него было.

Автомобиль "Лаура". Фото автора
Автомобиль "Лаура". Фото автора

Автомобиль "Лаура" - самодельный, который построили Г. Хаинов и Д. Парфенов в 1981-1985 гг. в Ленинграде. Точнее, было построено два таких автомобиля. В отличие от других самодельных автомобилей, два молодых талантливых конструктора при создании "Лауры" применили самые современные технические решения на тот период - передний привод, передняя подвеска типа "Мак-Ферсон", задняя независимая подвеска на косых рычагах, электрика и электроника, руль с гидроусилителем. Двигатель был взят от ВАЗ-2105, а коробка передач сделана на основе ЗАЗ-968. Большинство узлов было самодельным.

Автомобиль "Лаура". Фото автора
Автомобиль "Лаура". Фото автора

Автомобили "Лаура" участвовали в автопробеге Москва-Пловдив, где они экспонировались на на международной выставке научно-технического творчества молодежи, а в 1986 г. в Праге на выставке "100 лет автомобиля". Показанный экземпляр - личный автомобиль Геннадия Хаинова, который он в начале 1990-х переделал из хэтчбека в двухдверное купе.

Автомобиль с забавным названием "Лимпопо" был спроектирован в вышеупомянутой лаборатории при НАМИ вышеупомянутыми Г. Хаиновым и А. Костчевичем в 1986 г. Это был проект городского автомобиля сверхмалого класса, причем он задумывался с возможностью его сборки любым гражданином СССР у себя в гараже (!). Подразумевалось, что граждане будут покупать этот автомобиль в виде набора деталей и самостоятельно его собирать (!). "Лимпопо" разрабатывался одновременно с "Охтой".

Автомобиль "Лимпопо". Фото автора
Автомобиль "Лимпопо". Фото автора

"Лимпопо" был разработан в двух вариантах: с бензиновым двигателем от мотоцикла "Урал" М67-36 и электрическим приводом от двух электромоторов. Установка электробатарей - под сиденьями и в багажном отсеке. Привод в обоих случаях - задний. Конструкция их стального трубчатого каркаса, на котором стеклопластиковые панели. Колеса от "инвалидки" СЗД.

Всего была начата постройка трех автомобилей "Лимпопо", которые, однако, достроены не были: двух с бензиновыми двигателями (пропали в начале 1990-х годов) и одного с электрическим приводом. В 2020 г. этот недостроенный электрический "Лимпопо" начали реставрировать и дособирать команда во главе с сыном конструктора "самоучки" - Данилой Хаиновым.

Автомобиль "Astero". Фото автора
Автомобиль "Astero". Фото автора

Этот внедорожник под названием "Astero" был спроектирован все тем же Геннадием Хаиновым совместно с Леонидом Кононовым (интерьер). Проектирование началось в 1994 г., а премьера состоялась на Московском международном автосалоне в 1997 г. Агрегаты заимствованы от УАЗ-31512. Автомобиль имел стальной каркас, на который крепились пластиковые навесные панели. Рулевая колонка регулировалась по высоте и длине, был гидроусилитель руля. Могли устанавливаться четыре типа двигателей: V-образный 8-ми цилиндровый ЗМЗ-511 (объемом 4,25 литра с мощностью 147 л. с.), рядные 4-х цилиндровые ЗМЗ-4062.10 (объемом 2,28 литра 152 л. с.), ЗМЗ-409 (2,7 литра 112 л. с.), а также УМЗ-421 (2,9 литра 100 л. с.). Один экземпляр получил V-образный 8-ми цилиндровый двигатель ЗМЗ-13 от автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" с автоматической коробкой передач. За период 1997-2002 гг. было выпущено всего 30 автомобилей.

Сборка осуществлялась на экспериментальном автозаводе в Санкт-Петербурге, который принадлежал Министерству обороны и в Бурятии. Представленный экземпляр - самый первый опытный "Astero". В 2004 г. на него был установлен дизельный двигатель от "Мерседеса" и переделана рама.

Автобус "АС-1 АКХ-60". Фото автора
Автобус "АС-1 АКХ-60". Фото автора

Напоследок еще одно "автотворчество". АС-1 АКХ-60 (Автомобиль самодельный, первый, АКХ - это инициалы, а 60 - возраст изобретателя) - это самодельный автобус, который создал Качазум Хачатурович Алхазов, 30 лет работавший в г. Нальчике в автоколонне водителем. Алхазов вышел на пенсию и в 60 лет начал конструировать автобус АС-1, причем внешне очень похожий на "Икарус", который он водил на работе. Получился мини-Икарус. Кузов несущий, среднемоторная установка, подвеска пневматическая, как на "Икарусе". Двигатель и КПП от ГАЗ-24, передняя балка от УАЗ-451, задний мост от ГАЗ-21, сиденья от РАФ-2203 и др. В салоне только 7 пассажирских мест (предел для категории "В"). Постройка автобуса заняла 5 лет с 1986 г. по 1991 г. В течение 25 лет автобус эксплуатировался, потом пошел "по рукам".

При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

Другие статьи канала - Ретро-авто с выставки "Олдтаймер-Галерея"-2024. Фотоотчет

Московский музей японских ретро-авто "Buckers Empire" - множество "япошек" для любителей

"Pontiac Tempest" Ю. Гагарина в Выборгском автомобильном музее, которого уже нет

Снегоочиститель РС-363 М в составе хозяйственного поезда Московского метрополитена на ст. м. Партизанская

#геннадийхаинов #данилахаинов #дмитрийпарфенов #лаура #лимпопо #охта #astero #олдтаймергалерея #советскиеавто #автоссср #АС-1Алхазов