Питерская выставка ретро автомобилей и мотоциклов "Олдтаймер-Галерея", проходившая 12-14 апреля 2024 г., порадовала небольшой коллекцией советских "автомобилей будущего", которые разрабатывали советские "самоделкины" Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов. Но их интересные автомобильные разработки в СССР не производились серийно. Их творчество попало на период "Перестройки".
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Советский "перестроичный" автомобиль будущего "Охта". Постройки 1985-1987 гг. в Ленинградской лаборатории перспективного макетирования легковых автомобилей при НАМИ. Конструктор - Геннадий Хаинов, дизайнер интерьера Александр Костевич. История этого автомобиля такова - по распоряжению Генерального Секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков предложил молодым конструкторам Хаинову и Парфенову, создателям автомобиля "Лаура" (см. ниже), работать в НАМИ в специально созданной для них лаборатории. Работа началась по теме "Автомобиль 2000 года", т. е. перспективный автомобиль, который будет актуальным через 15 лет. Скажу честно, на 2000 г. вполне не плохо.
В результате проекта "Автомобиль 2000 года" за 20 месяцев была построена "Охта". Причем сначала из дерева был сделан макет, по которому выколачивали части металлического кузова, которые были сварены точечной сваркой. Двигатель и коробка передач использовались от современного на то время ВАЗ-2108 "Спутник". Макет "Охты" продувался в аэродинамической трубе ленинградского Политехнического института. Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх выходил 0,30. В марте 1988 г. "Охта" экспонировалась на автосалоне в Женеве и вошла в число 10 лучших прототипов. Потом ее показывали в США и Канаде. После заграничных выставок "автомобиль будущего" стал никому не нужен - он долгое время находился на таможенном складе, где с него сняли двигатель. На складе его и повредили. Видно, что на данный момент у него разбито стекло, а кузов поржавел. Понятно, что такой концепт-кар в СССР был не нужен, под него еще технологию производства создавать, а у нас Перестройка в самом разгаре. Просто не до него было.
Автомобиль "Лаура" - самодельный, который построили Г. Хаинов и Д. Парфенов в 1981-1985 гг. в Ленинграде. Точнее, было построено два таких автомобиля. В отличие от других самодельных автомобилей, два молодых талантливых конструктора при создании "Лауры" применили самые современные технические решения на тот период - передний привод, передняя подвеска типа "Мак-Ферсон", задняя независимая подвеска на косых рычагах, электрика и электроника, руль с гидроусилителем. Двигатель был взят от ВАЗ-2105, а коробка передач сделана на основе ЗАЗ-968. Большинство узлов было самодельным.
Автомобили "Лаура" участвовали в автопробеге Москва-Пловдив, где они экспонировались на на международной выставке научно-технического творчества молодежи, а в 1986 г. в Праге на выставке "100 лет автомобиля". Показанный экземпляр - личный автомобиль Геннадия Хаинова, который он в начале 1990-х переделал из хэтчбека в двухдверное купе.
Автомобиль с забавным названием "Лимпопо" был спроектирован в вышеупомянутой лаборатории при НАМИ вышеупомянутыми Г. Хаиновым и А. Костчевичем в 1986 г. Это был проект городского автомобиля сверхмалого класса, причем он задумывался с возможностью его сборки любым гражданином СССР у себя в гараже (!). Подразумевалось, что граждане будут покупать этот автомобиль в виде набора деталей и самостоятельно его собирать (!). "Лимпопо" разрабатывался одновременно с "Охтой".
"Лимпопо" был разработан в двух вариантах: с бензиновым двигателем от мотоцикла "Урал" М67-36 и электрическим приводом от двух электромоторов. Установка электробатарей - под сиденьями и в багажном отсеке. Привод в обоих случаях - задний. Конструкция их стального трубчатого каркаса, на котором стеклопластиковые панели. Колеса от "инвалидки" СЗД.
Всего была начата постройка трех автомобилей "Лимпопо", которые, однако, достроены не были: двух с бензиновыми двигателями (пропали в начале 1990-х годов) и одного с электрическим приводом. В 2020 г. этот недостроенный электрический "Лимпопо" начали реставрировать и дособирать команда во главе с сыном конструктора "самоучки" - Данилой Хаиновым.
Этот внедорожник под названием "Astero" был спроектирован все тем же Геннадием Хаиновым совместно с Леонидом Кононовым (интерьер). Проектирование началось в 1994 г., а премьера состоялась на Московском международном автосалоне в 1997 г. Агрегаты заимствованы от УАЗ-31512. Автомобиль имел стальной каркас, на который крепились пластиковые навесные панели. Рулевая колонка регулировалась по высоте и длине, был гидроусилитель руля. Могли устанавливаться четыре типа двигателей: V-образный 8-ми цилиндровый ЗМЗ-511 (объемом 4,25 литра с мощностью 147 л. с.), рядные 4-х цилиндровые ЗМЗ-4062.10 (объемом 2,28 литра 152 л. с.), ЗМЗ-409 (2,7 литра 112 л. с.), а также УМЗ-421 (2,9 литра 100 л. с.). Один экземпляр получил V-образный 8-ми цилиндровый двигатель ЗМЗ-13 от автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" с автоматической коробкой передач. За период 1997-2002 гг. было выпущено всего 30 автомобилей.
Сборка осуществлялась на экспериментальном автозаводе в Санкт-Петербурге, который принадлежал Министерству обороны и в Бурятии. Представленный экземпляр - самый первый опытный "Astero". В 2004 г. на него был установлен дизельный двигатель от "Мерседеса" и переделана рама.
Напоследок еще одно "автотворчество". АС-1 АКХ-60 (Автомобиль самодельный, первый, АКХ - это инициалы, а 60 - возраст изобретателя) - это самодельный автобус, который создал Качазум Хачатурович Алхазов, 30 лет работавший в г. Нальчике в автоколонне водителем. Алхазов вышел на пенсию и в 60 лет начал конструировать автобус АС-1, причем внешне очень похожий на "Икарус", который он водил на работе. Получился мини-Икарус. Кузов несущий, среднемоторная установка, подвеска пневматическая, как на "Икарусе". Двигатель и КПП от ГАЗ-24, передняя балка от УАЗ-451, задний мост от ГАЗ-21, сиденья от РАФ-2203 и др. В салоне только 7 пассажирских мест (предел для категории "В"). Постройка автобуса заняла 5 лет с 1986 г. по 1991 г. В течение 25 лет автобус эксплуатировался, потом пошел "по рукам".
При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Ретро-авто с выставки "Олдтаймер-Галерея"-2024. Фотоотчет
Московский музей японских ретро-авто "Buckers Empire" - множество "япошек" для любителей
"Pontiac Tempest" Ю. Гагарина в Выборгском автомобильном музее, которого уже нет
#геннадийхаинов #данилахаинов #дмитрийпарфенов #лаура #лимпопо #охта #astero #олдтаймергалерея #советскиеавто #автоссср #АС-1Алхазов