Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Арт-терапевтические техники в работе с ПТСР

Факт переживания травматического стресса для многих людей не проходит бесследно и является причиной приобретаемого Посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля.

В этой статье хочу поделиться, как можно мягко и бережно работать с ПТСР средствами арт-терапии.

Арт-терапевтические техники можно использовать в случае, когда клиент может быть не готов говорить о своих переживаниях. Пережитый травматичный опыт воспринимается им очень остро и болезненно, и тогда можно эти чувства отреагировать через образы и символы, а затем интегрировать пережитый опыт в новую картину мира.

Невербальные средства зачастую являются единственно возможными для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния.

Психотерапевтическая помощь при ПТСР должна учитывать особенности расстройства и реализовываться в виде трех последовательных этапов:

  • стабилизация физического и эмоционального состояния;
  • проработка травматического опыта на основе обсуждения или использования невербальных средств выражения опыта;
  • преодоление последствий психической травмы (перестройка отношений, привычных схем реагирования и самооценки).

1 Этап. Арт-терапевтическая техника «Создание безопасного места»

Начальная психологическая стабилизация создает для клиента атмосферу безопасности, позволяет уйти от поглощенности травматическими переживаниями и воспоминаниями, позволяет восстановить ощущение комфорта и безопасности в ситуации психотравмы.

Клиенту предлагается вспомнить, представить, а затем изобразить место, которое дает ему ощущение безопасности, способствует поддержанию внутреннего равновесия.

Безопасное место клиент может нарисовать или выбрать из заранее приготовленных иллюстрированных журналов несколько изображений, пребывание в которых давало бы ощущение комфорта и безопасности (создание коллажа).

Далее выбранные картины располагались на листе и с помощью изобразительных материалов (акварельные краски, гуашь, цветные карандаши) оформлялись в целостный образ. После оформления образа клиенту предлагалось подробно описать созданный образ, отметить свое место в пространстве этой картины, вербализировать физические ощущения, возникающие в состоянии безопасности и комфорта.

Только после того, как клиент будет знаком с тем ресурсным состоянием, которое ему может дать практика «Безопасное место», можно двигаться дальше.

Этап 2. Арт-терапевтическая техника «Маска»

Следующим этапом работы с ПТСР является возвращение к болезненным, вытесненным чувствам и переживаниям. Встреча с собственными чувствами помогает человеку, пережившему травматичный опыт, восстановить способность чувствовать и осознавать свои переживания, а затем от осознания перейти к их трансформации.

Отразить болезненные переживания клиента в невербальной форме с помощью образов, помогает арт-терапевтическая техника «Маска».

Клиенту предлагается самостоятельно изготовить маску, отражающую ту его часть, которая пережила чувства, связанные с перенесенной ранее травмирующей ситуацией (гнев, ужас, беспомощность и т.д.).

Маска может быть изготовлена из гипсового бинта, бумаги или картона.

-2

На первом этапе клиент определяет форму маски, затем маска раскрашивается с помощью гуаши либо акриловых красок.

Процесс создание маски сам по себе терапевтичен (постепенное обретение маской форм и очертаний). С помощью созданной маски выводится внутреннее глубинное состояние человека на поверхность.

-3

Требований к форме и размерам маски - нет. Маска может быть абсолютно любой, такой, какой ее чувствует клиент. Ниже на фото приведены примеры созданных масок.

Важным этапам работы с данной арт-терапевтической техникой является процесс описания и самоанализа. Клиенту предлагается описать созданный образ от первого лица, ответив на следующие вопросы:

1. Как зовут Вашу маску?
2. Как выглядит изготовленная маска?
3. Назовите несколько главных качеств созданной Вами маски.
4. Когда она появилась у хозяина? Сколько ей лет?
5. В каких ситуациях маска пробуждается. Зачем она нужна своему хозяину?
6. Какие ощущения в теле возникли в процессе создания маски?
7. Что ей нужно? Чего она хочет и к чему стремится?
8. Как маска относится к другим людям? Как она общается с другими людьми?
9. Можно ли потребности, которые отражает маска реализовать как-нибудь по-другому?

Возможно использовать свободную схему интервью. Правила, которые используются в процессе презентации любой созданной арт-терапевтической продукции, применимы и к данной технике.

На что стоит обратить внимание: наличие в маске глаз либо рта, придание маске определенной формы, ее цветовое оформление. Важно не интерпретировать образы за клиента!

Заключительный этап работы с маской предполагает изменение созданного образа, что облегчает последующую трансформацию материализованных чувств.

3 Этап. Техника «Линия жизни»

Следующим этапом в работе с ПТСР является работа, направленная на переоценку травматического опыта, самовосприятия и картины мира.

Целью работы на данном этапе является возможность интегрировать имеющийся опыт, переосмыслить конструктивные и деструктивные модели поведения, проявляющиеся в трудных жизненных ситуациях.

Техника «Линия жизни» дает возможность актуализировать и выразить чувства, связанные с разными периодами жизни, обозначить эффективные и дезадаптивные копинговые механизмы, проявляющиеся в трудных жизненных ситуациях. Клиенту предлагается выложить свою линию жизни символично отражающую пережитые события на некой условной линии жизненного пути.

-4

В качестве инструментов могут быть использованы личные фотографии клиента, отражающие разные периоды его жизни, вырезки из журналов, с помощью которых можно отметить травматичное событие, метафорические карты.

Далее клиенту предлагается подобрать из того материала, с которым идет работа отразить свою модель поведения в связи с определенным событием. Для каждого события подбираются две карты (адаптивное и дезадаптивное поведение).

Дальнейший самоанализ дает возможность перейти к вербализации и обобщению приобретенных жизненных навыков и механизмов адаптации, еще раз обратить внимание на личностные особенности, усложняющие процесс проживания трудных жизненных ситуаций.

Таким образом, техники арт-терапии могут быть эффективным инструментом как на этапе начальной психологической стабилизации, так и на этапе преодоления последствий психической травмы, личностной реконструкции.

Стоит заметить, что техники могут быть любыми, главное – соблюдать последовательность: ресурсирование – проработка чувств, связанных с травматическим опытом – трансформация привычных схем реагирования и самооценки.

Автор: Кудрявцева Ирина Александровна
Психолог, Семейный Созависимые отношения

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru