Найти в Дзене
V_A_N

Pro… последний из метал [TDK MAex]

Аудиокассеты типа метал (IV) являлись несбыточной мечтой большинства меломанов СССР, да и новой России – тоже. Причина – шибко кусачая цена. А ныне так вообще негуманная. К тому же всё больше фактов, что метал очень капризен к условиям хранения и до наших дней доживает с большим трудом.

Казалось бы, произведённый в самом конце 90-х годов метал в силу своей юности по сравнению с другими возрастными кассетами обязан быть крепким «огурцом». Но на излёте эры кассет все производители стали слишком экономить, причём на всём. Поэтому гложут сомнения.

TDK 1998 JAPAN

Кассета, представленная в данном тесте, выпускалась для рынка Японии в 1997-1998 годах в полном ряду хронометража вплоть до 110 минуток. Относится к классу SUPER PREMIUM, т.е. выше только ... звёзды на небе.

[https://www.tapetype.by/Tape.aspx?id=f33bf9053501470d9ae4c9c6a0d20a19]
[https://www.tapetype.by/Tape.aspx?id=f33bf9053501470d9ae4c9c6a0d20a19]

Производителем заявлены следующие основные параметры:

MOL at 315 Hz, dB: +6,5

SOL at 10 kHz, dB: 0

Bias noise, dB: -58,5

Озадачивает картиночка на тыльной части целкофановой упаковки. Якобы бы по сравнению с моделью МА чего-то там выше (или ниже?) аж на 10 дБ. При этом значения частот не указаны. Надписи на японском сугубо рекламные.

[http://pureanalogue.su/index.php/en/catalogue/audio-cassettes/tdk/tdk-by-models/tdk-ma-ex-maex/68]
[http://pureanalogue.su/index.php/en/catalogue/audio-cassettes/tdk/tdk-by-models/tdk-ma-ex-maex/68]

Кто разгадает сей ребус, будет вписан золотыми буквами в историю! )))

-4

Кассетка с хиленькими антифрикционными прокладками, дребезжит. Корпус с тонюсенькими стенками, поскрипывает. Так и вспоминается перл Л.И.Брежнева "Экономика должна быть экономной"(С)

Очень любопытная инфа оказалась на вкладыше:

-5
выше 4 кГц конечно не MOL, а SOL! Нижний пунктирчик - всяко с шумодавом S .
выше 4 кГц конечно не MOL, а SOL! Нижний пунктирчик - всяко с шумодавом S .

М-да, на 10 кГц уровень записи выше 0 дБ лента не сдюжит - выйдет на насыщение. Что неплохо даже для метал.

Для "затравки" и разогрева мозгов перед прослушиванием чутка поизмеряем.

Калибровка на TEAC V6030-S: после танцев а-ля гопак крутилки встали в раскоряку. Уровень (400 Гц) пришлось неслабо прибрать (на 10 часов), а ВЧ по левому каналу выжать до упора за счёт биас (11 кГц):

-7

Во времени болтанки уровня практически нет:

-8

Биас по левому каналу иногда проваливается не смотря на калибровку:

-9

Система автоматической калибровки FLAT недавно рассмотренного Pioneer T770 долго не парилась, шустренько скушав кассетку без всякого гав-мяу.

Белый шум при уровне записи 0 дБ пиковых :

c калибровкой на Pioneer T770 при -20 дБ (ещё HX Pro явно расстаралась)
c калибровкой на Pioneer T770 при -20 дБ (ещё HX Pro явно расстаралась)
свип Pioneer T770 при -20 дБ - многовато для метал ВЧ валятся даже с калибровкой, зато НЧ приподнимаются
свип Pioneer T770 при -20 дБ - многовато для метал ВЧ валятся даже с калибровкой, зато НЧ приподнимаются
свип Pioneer T770 при -10 дБ
свип Pioneer T770 при -10 дБ

Пионэр 770й за счет системы автокалибровки FLAT, промеряющей ленту на трёх частотах (400 Гц, 3 кГц и 15 кГц) всё-таки подтянул ВЧ получше, чем Тиак.

Белый шум с калибровкой TEAC V6030
Белый шум с калибровкой TEAC V6030
TEAC V6030 чистый синус 400 Гц при 0 дБ
TEAC V6030 чистый синус 400 Гц при 0 дБ
TEAC V6030 шум не намагниченной ленты
TEAC V6030 шум не намагниченной ленты
TEAC V6030 10 кГц SOL по одному каналу около -1 дБ, по другому чуть не дотягивает до 0 дБ
TEAC V6030 10 кГц SOL по одному каналу около -1 дБ, по другому чуть не дотягивает до 0 дБ
Искажения (трейс во времени) при пиковом уровне -1..~0 дБ на 10 кГц
Искажения (трейс во времени) при пиковом уровне -1..~0 дБ на 10 кГц

Однако вытягивание одного канала по биас до упора приводит к резкому скачку искажений на этом канале (которые к тому же сильно болтаются во времени), поэтому про MOL +6.5 лучше забыть, ограничившись +5 дБ пиковых, да и то на топовых деках. Вообще, с возрастными кассетами, даже свежераспечатанными, выше +3 дБ при записи лучше не лезть. Со временем, как правило, МОЛ подсаживается на несколько дБ, и то, что когда то было указано - далековато от действительности.

TEAC V6030 15 кГц  -3 дБ
TEAC V6030 15 кГц -3 дБ
15 кГц - по идее частота дискретизации 96 кГц должна полноценно обеспечивать 3ю гармонику, но уже вылазит отражённый сигнал от других гармоник
15 кГц - по идее частота дискретизации 96 кГц должна полноценно обеспечивать 3ю гармонику, но уже вылазит отражённый сигнал от других гармоник

"Чуйка" у данной ленты на низких и средних частотах относительно хорошо сохранилась, тут юный возраст явно в плюс. Выраженные нерешаемые калибровкой проблемы биас с левым каналом спишем на брак - видать, край рулона попался в начале тестируемой кассеты.

А вот завал на ВЧ, с которым сталкиваюсь у распечатанных кассет метал уже не первый раз - дело серьёзное. Напомню, нанесение рабочего слоя у метал отличается от других типов тем, что мастика и лак не применяются, порошок железа напыляется в вакууме и диффундирует в несущий слой. Видать, уже через ~15 лет на ВЧ такой рабочий слой "на тонком уровне" утрачивает заявленные производителем параметры.

Следует отметить реально низкий шум ленты, незаметный даже при записи с цифры, а уж про винил и говорить нечего.

Послушаем-ка сэмплы во флаках (исходная оцифровка 24-96 TASCAM 208i ASIO):

Тестовая подборочка, как всегда, фирменная:

Обычно не особо жалующий метал TEAC V6030-S чистенькие цифровые исходники неплохо прописал на TDK MAex аж до +5 дБ пиковых! Выше - очень заметная даже на слух искажуха.

С винилом (а таковой весь частотнокомпрессирован по определению!!!) дела хуже. На Тиаке звонкий винильчик при пиковом уровне +1 дБ еще нормуль, но при +4 дБ искажения на ВЧ становятся слишком заметны:

770-й Пионер скушал сей метальчик иначе: +2 и не поперхнулся, причем при большем сигнале на выходе. +5 тоже проглотил, не плодя заметных искажений на ВЧ (чего не скажешь о средних частотах). На мой ух запись вышла не айс. А на Ваш?

Поскольку это уже далеко не первая кассета метал из числа сейчас продаваемых у нас и привезенных извне (уже были Maxell MX, Sony SR, TDK MA), к которой пришлось применять усиленную калибровку (выручившую лишь частично), то напрашивается вывод, что все хранились "на отвали" (кое-как), и этого явно недостаточно для вожделенного типа IV.

К тому же, потенциал ленты метал раскрывают далеко не все даже недешёвые деки, то, как говорится, приобщиться торопиться не надо.

Ну и, как всегда, вопрос лишь в цене. Запечатка 90 минутки в России на текущий момент под трюльник !!!((((((((( Фетиш, однако )))

======================================================