борисова м.
Мой милый папа. Сегодня он стал на год старше - ему исполнилось 87 лет. Никто не становится моложе. Какая скоротечная жизнь!
У папы есть наша мама, две дочки, четверо внуков и правнучка
Папу все любят, у него отличное чувство юмора, он у нас в семье самый харизматичный. Родители назвали его Виталием, знакомые зовут Виктором. Оба имени ему очень идут.
На семейных вечеринках он с выражением читает Маяковского. Внуки ему кричат: «Дед, давай!». И дед дает. Он никогда не забывает текст, а если сбивается, все смотрят на меня: ну, подскажи!
У папы есть наша мама. Для него - самая красивая женщина на свете. Он всегда говорит: «Посмотрите, какая красивая у нас мамочка!”.
А еще у него две дочки, четверо внуков и правнучка. Родители живут вместе с семьей моей младшей сестры — молодые всегда рядом. Квартира у них огромная, но и людей полно.
Папа шикарно играл на бильярде. Сейчас у него любимое занятие - смотреть снукер, разновидность бильярда. Если чемпионат в Америке, он ставит будильник на три часа ночи. Мама говорит:
- Не спим все из-за твоего снукера!
Еще отец слушает музыку, читает новости и пишет комментарии. Компьютер - его лучший друг и товарищ. К сожалению, все его настоящие товарищи уже ушли. Теперь папа дружит с интернетом.
А дальше - мои детские воспоминания о папе.
Веселое чтение
Я стою в кроватке, держусь за деревянные прутья, рядом на диване сидят папа и мама. Папа только вернулся из командировки, на полу чемодан. Он вытаскивает меня из кроватки и сажает к себе на колени. Я обнимаю его и мечтаю, чтобы командировок больше никогда не было и мы часто-часто гуляли с ним, где захотим. Например, на ВДНХ и в Ботаническом саду. Поэтому я так люблю бывать там до сих пор.
Мне, как и всем, в детстве читали книжки. Бабушка читала медленно и с выражением, чтобы я потом писала без ошибок. Мама - вечером сонным голосом, чтобы я быстрее заснула. Папа читал лучше всех - он читал интересно! Мы вдвоем ложились на тахту, папа закладывал одну руку за голову, а другой держал книгу. Я закладывала за голову обе руки, считая, что так лучше слушается. И вот папа читает мне Паустовского - "Кот Ворюга", "Барсучий нос", "Заячьи лапы". Читает так интересно, что лежать я не могу. Я сажусь, смотрю ему в рот и смеюсь, уже не слушая текст. Книги Паустовского - самые любимые мои детские книжки.
Папа сейчас прочитает и скажет: как ты все помнишь?
Это вышил папа
На некоторых фотографиях я маленькая сижу в платье, около горловины которого есть вышивка:
Это вышил мой папа. И платье он тоже сшил. У кого еще такой папа?
Польская швейная машинка у нас появилась еще до моего рождения. Родители строчили на ней мне пеленки. Потом я немножко подросла, и мне понадобились платья. Папа это тоже освоил. Он из журнала брал выкройку и переводил на ткань, затем шил.
Мама рассказывает:
- Представь, он шил тебе рубашку и вышил поросенка! Девочке! С ума сойти!
Я спрашиваю:
- А почему ты сама не вышила?
Мама отвечает:
- А я не умею.
Папа тоже сначала не умел, а потом научился.
Ткани они тогда покупали в "Мерном лоскуте" в Сокольниках. Там был такой магазин напротив больницы. Какую ткань купил - такую и модель выбрал. Все зависело от размера куска ткани.
Как-то папа нам всем сшил купальные костюмы из одной ткани - красной в тонкую черную полоску. Себе длинные плавки, маме купальник и мне маленькие плавочки. Просто «фемили лук».
Головомойка
Мои родители считали, что ребенка, то есть меня, нужно ежедневно купать. В горячей воде с мылом и мочалкой. Как будто я шахтер! Но тогда считалось, что ежедневные купания укрепляют детский организм.
До пяти лет меня чаще всего купал папа.
Сначала - в оцинкованной ванночке, «на локотке», в пеленке, чтобы не выскользнула из рук. Когда подросла, меня стали мыть в ванне. Ванну наполовину наполняли теплой водой, рукой проверяли температуру, доливали еще горяченькой. Мыться я шла с игрушками, набирала столько, что не было видно воды. Я купалась, обстоятельно мыла игрушки, папа сидел рядом на маленьком стульчике и поливал меня ковшиком - чтобы плечики не остыли. Да куда уж! В ванной жара.
Но тут наступает "время икс" - надо мыть голову. Я принимаюсь орать благим матом: боюсь, что мыло попадёт мне в глаза и будет щипать. Как поступит мама? Она просто шлепнет меня по мокрой попе и намылит голову. И помоет волосы под мой ор. А вот папа знает, как со мной договариваться. Он предлагает сделать шапочку из пены. Я согласна. Вот и попалась! Папа на мои волосы кладет пену. Потом делает из намыленных волос рожки. Я умираю от смеха - я похожа на теленка! Чтобы смыть мыло, он предлагает мне нырнуть под воду - как дельфин. Я ныряю.
На полу полно воды, зато мир! Голова чистая, меня, завернутую в махровое полотенце, и на ручках несут в комнату. Я почти сплю и тащу в кровать помытую обезьянку. Тишина - до следующей головомойки.
Первое купание - папино
Наш папа перемыл всех своих внуков. Его всегда приглашали на первое купание. Искупать ребенка после роддома - всегда суета. Нужно особо помыть ванночку, вскипятить(!) и остудить воду, добавить раствор марганцовки... Ванные комнаты у нас тогда были маленькие, и первое купание устраивалось на кухне.
Дед засучил рукава, проверил локтем температуру - все, можно начинать! - и опустил очередного своего внука или внучку в воду. Вся остальная родня может только счастливо кудахтать:
- Ах, какой славный малыш!
Дед тем временем моет тряпочкой маленькое тельце, поливает водичкой голову, что-то щебечет, чтоб не плакал. Потом произносит символическое: "С гуся вода, с мальчика худоба!». Так говорила наша бабушка и прабабушка. Купание окончено, малыша кладут на пеленку, лежащую на подушке, и уносят в комнату спать. Папа собирается домой: "В следующий раз будем купать сами!".
Только правнучку папа не купал - родители не захотели кипятить воду.
Другие истории Маргариты Борисовой о семье:
.