Трейлер нового фильма британского писателя и режиссера Алекса Гарланда “Падение империи” (Civil War) показали публике еще в декабре.
Civil War не из тех фильмов про вымышленные миры и “параллельную историю”, о которых многочисленные критики пишут длинные и педантичные “пояснения”.
Нет, тут нет вымышленных миров, глубоких и сложных, способных породить целую вселенную пояснений, анализа и фанатских теорий .
Сам А. Гарланд, если судить по интервью, понимает свой фильм как своего рода фильм-послание.
Послание об опасностях партийной принадлежности и важности журналистики в мире (!).
Короче говоря, в фильме “Падение империи” затрагивается и так называемая пресловутая “повестка”.
Но примечательно, что Civil War нравится самой широкой аудитории. Из разных политических лагерей.
О чем фильм.
Нам рассказывают историю о четырех военных репортерах. Они едут из оккупированного Нью-Йорка через выжженное Атлантическое побережье США в некий населенный пункт Шарлоттсвилл, штат Вирджиния.
Там западные силы (!) планируют последнее нападение на округ Колумбия (!).
Журналисты хотят пробраться через линию фронта и взять интервью у президента США. Или хотя бы сфотографировать его, живого или мертвого.
- Актриса Кирстен Данст играет легендарную женщину-фотографа Reuters, специализирующуюся на военной тематике.
Актер Вагнер Мура играет её партнера, он тоже корреспондент.
Они путешествуют автостопом, с ними ещё молодая девушка- фотограф, она фрилансер.
По пути они сталкиваются со сценами боевых действий.
Видят и снимают отчаянные сражения между измученными солдатами, видят местных ополченцев, линчующих грабителей. Видят лагеря беженцев, видят коллективные захоронения.
Наконец, они достигают округа Колумбия, но к этому моменту их число уже сократилось до трех. Тут они присоединяются к отряду западных сил (Western Forces), который взрывает Мемориал Линкольна. А затем собирается начать последний штурм Белого дома (!).
Итак, какие факты о гражданской войне в США показывает фильм?
- Техас и Калифорния возглавляют альянс под названием «Западные силы», который собирается захватить Вашингтон.
- Флорида возглавляет свой собственный сепаратистский альянс, к которому, возможно, присоединится штат Каролина.
- Канадский доллар стоит намного дороже, чем американский доллар.
- Президент угрожал американским гражданам по ТВ (!) и распустил ФБР, совсем недавно перед началом событий фильма.
- В Портленде есть и были маоисты (!).
В общем, про гражданскую войну в США тут ничего нового не показывают такого, чего не было бы известно сейчас.
Можно предположить, что автор фильма А. Гарленд вообще не про это снимал.
То есть, Civil War - это фильм не про гражданскую войну в США.
Скорее, миропостроение А. Гарланда произросло из ранней эпохи голливудской научной и военной фантастики.
Тогда зрителям показывали сюжеты расплывчатые, географически невероятные, и политически неконкретные.
Военные конфликты содержали минимум конкретики. В тех фильмах зрителям во время просмотра как бы предлагалось не задавать вопросов.
Если смотреть под таким углом, тогда “Падение империи” становится понятнее. Потому что оно, по сути, является возвратом к прошлому.
Это блокбастер, в сердцевине которого спрятан “эксплуатационный фильм” (exploitation movie), жанр популярный и в 1970-х, и в 1980-х.
Заметно, что А. Гарленд черпает образы из классических фильмов о войне. Таких как “Поля смерти” (The Killing Fields, 1984) и “Сальвадор” (1986).
Ну и ещё Гарланд черпает, конечно, из более известных, мейнстримовых фильмов о войне. Таких как “Иди и смотри” (СССР), и “Апокалипсис сегодня” (США).
Как было сказано, главные герои — журналисты.
Но за всю продолжительность им отводится всего пять или шесть минут на разговоры об этике военных репортажей. Или на рассуждения про моральные дилеммы. На эти дилеммы только намекают, но никогда не показывают в реальных событиях.
Например, персонажи-журналисты показаны жестокими и амбициозными социопатами. Они делают фотографии, например, и куда-то их сохраняют (?) и даже отправляют. Но зрителям даже не показывают, куда.
Или вот ещё пример:
в фильме вроде бы речь идет о гражданской войне. Но не показывают прямо или абстрактно, общественную “поляризацию”, то есть противостояние.
Чего в сюжете точно нет, это своего рода “легенды”. Предыстории или альтернативной реальности.
Да, всё это зритель может додумать, или придумать “под себя”. Но это уже другой жанр. Не удастся найти и конкретного политического или морального заявления.
“Падение империи” - это по сути, высокобюджетная классика с великолепными актерами.
Режиссер Гарланд имеет репутацию “умного” режиссера, у него изящный визуальный стиль.
И всё это иногда отвлекают от простого факта: все его фильмы - бульварные истории, сюжетно-ориентированные истории.
Снаружи это выглядит как нечто настоящее, научно-фантастическое... но в мягкой обложке. Мягкая обложка упакована в обманчиво стильную эстетику.
В фильме “Падении империи “ (Civil War) зрителям демонстрируют многочисленные сильные стороны режиссера А. Гарланда.
Его выдающуюся способность создавать и поддерживать напряжение, его умение создавать яркие фантастические образы и его способность задавать тон игры выдающимся актерам.
- Это, кстати, вовсе не означает, что всем обязательно понравится этот фильм.
- Ведь такого рода фильмы эксплуатируют ранее уже заряженные идеи и образы ради мрачного и захватывающего повествования. Тут нет ни политических обязательств, ни моральной ответственности.
- Но всё же, есть действительно сильные моменты.
Например, американский президент, готовый отдать приказ наносить удары по американским гражданам с помощью дронов (!).
Что это - сюжет из альтернативной, выдуманной истории? Или сюжет из настоящей истории?