Найти в Дзене

"Падение империи" (2024) - гражданская война для богатых

Оглавление

Трейлер нового фильма британского писателя и режиссера Алекса Гарланда “Падение империи” (Civil War) показали публике еще в декабре.

Civil War
Civil War

Civil War не из тех фильмов про вымышленные миры и “параллельную историю”, о которых многочисленные критики пишут длинные и педантичные “пояснения”.

Нет, тут нет вымышленных миров, глубоких и сложных, способных породить целую вселенную пояснений, анализа и фанатских теорий .


Сам А. Гарланд, если судить по интервью, понимает свой фильм как своего рода фильм-послание.

Послание об опасностях партийной принадлежности и важности журналистики в мире (!).

Короче говоря, в фильме “Падение империи” затрагивается и так называемая пресловутая “повестка”.


Но примечательно, что Civil War нравится самой широкой аудитории. Из разных политических лагерей.



О чем фильм.




Нам рассказывают историю о четырех военных репортерах. Они едут из оккупированного Нью-Йорка через выжженное Атлантическое побережье США в некий населенный пункт Шарлоттсвилл, штат Вирджиния.
Там западные силы (!) планируют последнее нападение на округ Колумбия (!).

Журналисты хотят пробраться через линию фронта и взять интервью у президента США. Или хотя бы сфотографировать его, живого или мертвого.

  • Актриса Кирстен Данст играет легендарную женщину-фотографа Reuters, специализирующуюся на военной тематике.
    Актер Вагнер Мура играет её партнера, он тоже корреспондент.
Актриса Кирстен Данст
Актриса Кирстен Данст

Они путешествуют автостопом, с ними ещё молодая девушка- фотограф, она фрилансер.

девушка-фрилансер
девушка-фрилансер


По пути они сталкиваются со сценами боевых действий.

-4


Видят и снимают отчаянные сражения между измученными солдатами, видят местных ополченцев, линчующих грабителей. Видят лагеря беженцев, видят коллективные захоронения.

журналисты
журналисты

Наконец, они достигают округа Колумбия, но к этому моменту их число уже сократилось до трех. Тут они присоединяются к отряду западных сил (Western Forces), который взрывает Мемориал Линкольна. А затем собирается начать последний штурм Белого дома (!).

Итак, какие факты о гражданской войне в США показывает фильм?

  • Техас и Калифорния возглавляют альянс под названием «Западные силы», который собирается захватить Вашингтон.
  • Флорида возглавляет свой собственный сепаратистский альянс, к которому, возможно, присоединится штат Каролина.
  • Канадский доллар стоит намного дороже, чем американский доллар.
  • Президент угрожал американским гражданам по ТВ (!) и распустил ФБР, совсем недавно перед началом событий фильма.
  • В Портленде есть и были маоисты (!).

В общем, про гражданскую войну в США тут ничего нового не показывают такого, чего не было бы известно сейчас.
Можно предположить, что автор фильма А. Гарленд вообще не про это снимал.

То есть, Civil War - это фильм не про гражданскую войну в США.

Скорее, миропостроение А. Гарланда произросло из ранней эпохи голливудской научной и военной фантастики.



Тогда зрителям показывали сюжеты расплывчатые, географически невероятные, и политически неконкретные.
Военные конфликты содержали минимум конкретики. В тех фильмах зрителям во время просмотра как бы предлагалось не задавать вопросов.

Если смотреть под таким углом, тогда “Падение империи” становится понятнее. Потому что оно, по сути, является возвратом к прошлому.


Это блокбастер, в сердцевине которого спрятан “эксплуатационный фильм” (exploitation movie), жанр популярный и в 1970-х, и в 1980-х.


Заметно, что А. Гарленд черпает образы из классических фильмов о войне. Таких как “Поля смерти” (The Killing Fields, 1984) и “Сальвадор” (1986).

Ну и ещё Гарланд черпает, конечно, из более известных, мейнстримовых фильмов о войне. Таких как “Иди и смотри” (СССР), и “Апокалипсис сегодня” (США).

Как было сказано, главные герои — журналисты.

Но за всю продолжительность им отводится всего пять или шесть минут на разговоры об этике военных репортажей. Или на рассуждения про моральные дилеммы. На эти дилеммы только намекают, но никогда не показывают в реальных событиях.

Например, персонажи-журналисты показаны жестокими и амбициозными социопатами. Они делают фотографии, например, и куда-то их сохраняют (?) и даже отправляют. Но зрителям даже не показывают, куда.

Или вот ещё пример:

в фильме вроде бы речь идет о гражданской войне. Но не показывают прямо или абстрактно, общественную “поляризацию”, то есть противостояние.

Чего в сюжете точно нет, это своего рода “легенды”. Предыстории или альтернативной реальности.

Да, всё это зритель может додумать, или придумать “под себя”. Но это уже другой жанр. Не удастся найти и конкретного политического или морального заявления.


“Падение империи” - это по сути, высокобюджетная классика с великолепными актерами.

Режиссер Гарланд имеет репутацию “умного” режиссера, у него изящный визуальный стиль.
И всё это иногда отвлекают от простого факта: все его фильмы - бульварные истории, сюжетно-ориентированные истории.
Снаружи это выглядит как нечто настоящее, научно-фантастическое... но в мягкой обложке. Мягкая обложка упакована в обманчиво стильную эстетику.

В фильме “Падении империи “ (Civil War) зрителям демонстрируют многочисленные сильные стороны режиссера А. Гарланда.
Его выдающуюся способность создавать и поддерживать напряжение, его умение создавать яркие фантастические образы и его способность задавать тон игры выдающимся актерам.

  • Это, кстати, вовсе не означает, что всем обязательно понравится этот фильм.
  • Ведь такого рода фильмы эксплуатируют ранее уже заряженные идеи и образы ради мрачного и захватывающего повествования. Тут нет ни политических обязательств, ни моральной ответственности.
  • Но всё же, есть действительно сильные моменты.

Например, американский президент, готовый отдать приказ наносить удары по американским гражданам с помощью дронов (!).
Что это - сюжет из альтернативной, выдуманной истории? Или сюжет из настоящей истории?

Оригинальное название: Civil War

Год выпуска: 2024

Жанр: боевик, триллер, исторический

Трейлер фильма на русском: