Иногда говорят, что сравнение с классикой современных форм в искусстве (со свойственными времени "экспериментами") некорректно. Мол, классика – это прекрасно, она есть и будет, но что-то рождается сегодня, и только время покажет, насколько это новое окажется способным сохраниться в культуре.
Другие возражают, говоря, что, во-первых, творчество во всяком случае не должно сеять грубость, и уж точно не должно в своих транскрипциях посягать на чистоту уже созданных прекрасных творений. Да, к сожалению, "эксперимент" в современном искусстве – это, как правило, искажение и извращение классических произведений (это касается в основном театра).
Что думаете Вы, уважаемые читатели о том, как сохранить свободу творчества, право на искания, и при этом оберечь искусство и культуру? Как вообще, не отменяя право на искания, сохранять качество в искусстве?
Казалось бы, очевидный ответ на такие вопросы – критерий Красоты, культура во всём. Но как реализовать? Как, не посягая на свободу, оградить культуру от разрушения? И не является ли проблемой также и консервативность в самом классическом искусстве – что само по себе, как все сдерживающие факторы, "провоцирует" разрушения? Так, к примеру, в музыкальном исполнительстве очевидна проблема копирования эталонных "образцов". "От мала до велика" копируются как "технические" приёмы, так и выразительность, и стиль, и характер интонирования, что всё более превращает музыкальное исполнительство в утончённую форму спорта (а в случаях исполнения глубоких произведений малышами – в пародию). В этих условиях импровизационность для многих исполнителей видится единственной возможностью "законного" самовыражения.
…При всей очевидной необходимости контроля качества (особенно, когда сейчас так явно разлагаются театральное искусство, киноискусство, столь любимые всеми…), задача совместить принцип свободы творчества и необходимость сдержать потоки грубости, является одной из важнейших в наше время. Роль искусства так недооценена, несмотря на накопления научных, искусствоведческих, философских трудов и множества методических наработок в области воспитания.
Несмотря на очевидность проблемы с искусством сейчас (масштаб её очевиднее, чем в прошлые десятилетия ещё и по причине развития информационных технологий, благодаря чему любое явление и впечатление молниеносно "разносится"), вопрос соотношения "Искусства" и "искусства" древний, как само человечество. И тесно связан с мировоззрением, образованием, ролью государства в воспитании.
В образе идеального государства, описанного Платоном, государству "предписывалось" строго следить за тем, какого рода музыка и театр предлагается гражданам. Так, театральные постановки не должны были бы проявлять ничего непочтительного к Богам, а музыка не должна быть расслабляющей волю, рождающей пессимизм.
Нельзя не сказать, что "Государство" Платона – во многом символичное произведение. Этот Великий философ-Посвящённый в изложении образа и строения государства воплотил образ совершенного человека, где, говоря обобщённо, высшее начало (дух) должно управлять всеми иерархически низшими уровнями "души". Эмоции должны контролироваться разумом, а разум подчиняться духу. Непонимание символичности многих утверждений породило много заблуждений и нападок на Учение – этот идеал государства Платона. Но так или иначе, искусству в этом идеальном государстве, во-первых, отводится огромная роль в воспитании, а во-вторых, за воспитание "отвечают" "философы" (мудрецы и носители справедливости) – именно они стоят во главе государства…
Скажете, какое это имеет отношение к проблеме современного искусства? – Искусство сейчас, как и во все времена, приносит в жизнь не только огни духовной жизни и Красоту Духовного Мира (настоящее Искусство), но и отражает состояние сознания человечества в тот или иной век, и в целом процессы культуры и цивилизации.
Сейчас – уникальное время, глобальных перемен, и сама "ткань" мировой жизни, так же, как искусство, словно "расползается". Но "расползается" лишь старая "материя", а под нею – уже готовая проявиться новая действительность. Сейчас происходит то, что называется "переоценкой ценностей", новое осознание идеалов и ценностей на новом уровне знаний о Действительности и человеке. С другой стороны, определённые испытания проходит вся современная цивилизация, как и каждый народ, и страна, и каждый человек…
Когда в 1935 году был подписан Пакт Культуры, который более известен как первая в истории Декларация Защиты культурных ценностей во время войн, то надо понимать, что его более глубокое значение, олицетворённое в Знамени с символом Триединства, заключено именно в том, чтобы в это идущее "смутное" время напоминать человечеству о сокровищах Красоты, подобно маяку во тьме освещающих путь в период, когда старое рушится, а Новое ещё не видно…
Что же делать, видя разложение в искусстве? – Думать о Красоте, поддерживать всё утончённое и гармоничное. И защищать произведения искусства, и сам принцип культуры в искусстве, не мириться с грубостью и пошлостью. Остальное, как говорится, "сделает время", всё и все займут соответствующие места… в Действительности…
Закончим словами Е.И. Рерих, относящимися к вопросу об обрядовых формах в религии, но имеющими полное основание быть применёнными и в отношении форм искусства и творчества:
"…конечно, в будущем каждая форма будет оцениваться по той огненной основе, которую она воплощает. Так не смущайтесь и творите так, как Вам подсказывает сердце. Красота бытия в его разнообразии проявлений. Пожелаем, чтобы каждая новая форма была прекраснее предыдущей" (Е.И. Рерих. Письмо от 04.11.1930 г.).
Автор статьи Гореликова М. В.