Deep Purple - Smoke On the Water
Smoke on the water and fire in the sky (дым над водой и огни на небе). Имеется в виду... Нет, не война, а пожар!
Как-то группа решила записать свой новый альбом за пределами Англии, чтобы избежать лишних налогов, и в декабре 1971 года музыканты съехались в Монтрё для записи альбома на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне — "the gambling house"), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention в рамках их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.
Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь — очевидно, один из зрителей выстрелил из ракетницы в крышу ("some stupid with a flare gun"). Заппа спокойно сказал "без паники, у нас пожар". В общем-то, эта история и легла в основу текста песни.
Dire Straits - Money For Nothing
Песня полностью написана Марком Нопфлером. Тот стремился создать в песне такой же гитарный звук, что и у ZZ Top. Для записи и микширования такого звучания Нопфлер выбрал звукозаписывающую студию, находящуюся на острове Монсеррат в Карибском море.
В песне присутствовала такая строчка - I want my MTV - известный слоган, который впервые прозвучал от мегапопулярной в те годы группы The Police. Кстати, строчка в песне была спета на мотив песни Don't Stand So Close To Me - одного из хитов The Police (хотя, кстати, на тот момент из-за текста эта песня была запрещена на радио и телевидении Великобритании, но недолго):
В это же время на остров прибыл фронтмен The Police - Стинг. Он просто был в отпуске и приехал на остров, чтобы заняться виндсерфингом. По вечерам он приходил ужинать в звукозаписывающую студию, и однажды Марк Нопфлер дал прослушать Стингу их новую песню - Money For Nothing. Стинг ответил: "Черт, на этот раз вы это сделали, ублюдки". Марк сказал, что если он думает, что это так хорошо, почему бы ему не пойти и не добавить что-нибудь к этому. Стинг так и сделал - пошел, написал и исполнил небольшой фрагментик песни (его голос Вы можете слышать в припевах) и несколько раз пропел фальцетом строчку I want my MTV. Кое-что подкорректировал в аранжировке и слегка изменил при сводке ритмические рисунки гитары и баса. Вот и все. Стинг довольно часто помогал своим музыкантам-товарищам и вносил в их песни свои правки, поэтому ничего необычного здесь нет.
Но лейбл решил записать Стинга как соавтора песни, просто чтобы повысить продажи. С тех пор Стинг получает 50% (!) с продаж этой песни. Музыкант признавался, что ему очень неудобно за этот инцидент, и он неоднократно пытался отказаться от выплат (даже ходят слухи, что Стинг подавал в суд на лейбл, за то, что они "платят ему лишние деньги". Это информация от лейбла, сам Стинг ее никак не прокомментировал), но лейбл все же настаивал, а Марк Нопфлер отнесся к этому довольно спокойно, они и по сей день являются со Стингом приятелями.
Queen, Дэвид Боуи - Under Pressure
Запись этой песни вообще не была запланирована. Музыканты совершенно случайно встретились в звукозаписывающей студии в Монтре (туда, как я уже писала в Smoke On the Water, часто приезжали музыканты, так как во многих студиях Монтре при международных лейблах очень маленькие налоги). У Queen на тот момент уже давно не было хитов, а ненависть к ним со стороны критиков и СМИ все росла. Дэвид предложил прямо сейчас написать и записать песню, которую они должны включить в новый альбом и выпустить синглом. Эта песня, по обещанию Боуи, гарантирует им возвращение в чарты. Так и случилось.
Здесь же расскажу небольшую историю о том, как познакомились "квины" и Боуи. Эта встреча произошла еще в далеком 1969 году. Шел как-то Дэвид Боуи по Лондону в поисках обувного отдела. Он поворачивает на Кенсингтонский рынок и заходит уже в знакомый ему обувной магазин. К нему подходит Алан Мейер - владелец этого магазина и хороший знакомый музыканта. На вопрос Мейера "Будешь ли ты покупать обувь?" музыкант отвечает: "У меня денег нет" - "Не волнуйся, сейчас подставим тебе консультанта, он поможет найти хорошую обувь подешевле". К Боуи подходит консультант, который начинает их разговор с "Добрый день, дорогуша". Да, этим консультантом был именно Фредди Меркьюри! С тех пор они часто встречались, Боуи помогал молодой группе, в том числе, с аранжировками песен, часто давал какие-то советы на ранних этапах существования коллектива.
Дэвид Боуи - Aladdin Sane (1913-1938-197?)
Аладдин Сейн - бесспорно, один из лучших альбомов Дэвида Боуи за всю его карьеру и один из самых ярких его персонажей. Сам Боуи часто говорил, что Аладдин - это некий "американский Зигги Стардаст", однако концепция и идея этих творений в корне отличаются. Если Зигги Стардаст - это инопланетянин, первоначально пытающийся изучить психологию людей и философию земного мира, а затем впутывающийся во все земные тяжкие, то Аладдин был вдохновлен вполне земным живым человеком. И даже более - сводным братом Дэвида Боуи - Терри Бернсом.
Терри был на десять лет старше Дэвида, и именно он познакомил его с джазом, бит-поколением, научной фантастикой, литературой, кино, ритм-н-блюзом и буддизмом (в дальнейшем, кстати говоря, Дэвид Боуи учился и даже какое-то время работал буддийским ламой). Со слов музыканта, именно брат оказал на него самое сильное влияние.
Спустя еще 10 лет, Терри идет в армию и служит в Адене, на Мальте и Ливии. Бернс был ветераном британских Королевских ВВС. Возвратившись, он понимает, что дома его не ждали. Приемный отец даже выбросил его кровать. Единственный, кто был рад его возвращению - младший брат Дэвид. Но несмотря на это, у Терри не получилось договориться с родителями и спустя всего пару дней проживания его выгоняют из дома и он исчезает на несколько лет, не поддерживая связь ни с кем из родственников. Спустя время, они узнают, что Терри поместили в психиатрическую больницу с диагнозом шизофрения, где он и провел остаток жизни, неоднократно пытаясь покончить с собой. Незадолго до выпуска альбома ему удается в очередной раз сбежать из больницы. Он доходит до вокзала и бросается под поезд. Боуи решил, что его присутствие на похоронах превратит их в медийный цирк, поэтому держался подальше, и нигде эту информацию не афишировал. Но прислал корзину с цветами вместе с запиской, содержащей строчку из фильма "Бегущий по лезвию": "Вы видели больше вещей, чем мы могли представить, но все эти моменты будут потеряны, как слезы, смытые дождем". Дэвид посвятил брату ряд песен: "All the Madmen", “Bewlay Brothers”, "Jump They Say" и другие.
Aladdin Sane - игра слов от A Lad Insane (безумный парень), хотя первоначально альбом планировалась назвать Love Aladdin Vein. А цифры (1913-1938-197?), скорее всего, намекают на приближающуюся третью мировую войну.
Они смотрят, как он спешит их покинуть
И машет на прощание букетом увядших роз.
Его ждёт японское вино и причудливые божества (Ты добьёшься своего).
Желание овладеть страстными юными развратницами
Толкает его идти на войну (Не обманывайся)
Под печальное глиссандо струнных.
Кто полюбит безумного парня?
Боевые выкрики и брызги шампанского —
Самое то, чтобы встретить рассвет.
Так кто полюбит безумного парня?
Nirvana – Scentless Apprentice
Название песни можно перевести как "ученик без запаха". Эта песня была вдохновлена книгой французского писателя Патрика Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы", где речь идет о младенце, родившемся без запаха, но обладающего уникальным даром - сверхъестественным обонянием. Он способен различать тончайшие ароматы, недоступные обычным людям. Однако, его дар оборачивается проклятием, когда он становится одержим идеей создать идеальный аромат...
Iron Maiden - Paschendale
Iron Maiden всегда славились своими "историческими" текстами. Эта песня - не исключение. Пашендейл - одно из самых кровопролитных сражений Первой мировой войны, которое предпочли вычеркнуть из учебников истории. Как вспоминают музыканты группы, в годы, когда они росли, никто вообще не знал о таком сражении, а большинство информации о погибших, подробности битвы, были засекречены. Если кто-то и слышал название Пашендейл, то оно расценивалось как какое-то "мелкое" незначительное сражение.
Целью британцев был прорыв немецкой обороны, уничтожение немецких подводных лодок и захват бельгийских портов. Условия были просто ужасными: непрекращающиеся дожди превратили поле боя в море грязи, затрудняя передвижение войск и техники. Несмотря на огромные потери, продвижение союзников было минимальным. Пашендаль стал символом бессмысленной бойни и некомпетентности военного командования. Потери с обеих сторон составили более полумиллиона человек.
Он лежит в чужеземном поле,
Одинокий солдат в безвестной могиле.
Его последними словами была молитва,
Просьба рассказать миру о Пашендейле.
Я оживляю всё, через что он прошёл,
Последнее причастие его души.
Ваши пули ржавеют от его слёз,
Позвольте, я расскажу вам о нём.
Лежу глубоко в окровавленной траншее,
Убиваю время перед собственной смертью.
На лице я чувствую капли дождя,
Я больше никогда не увижу своих друзей.
Guns N'Roses - Don't Cry
Don't Cry - одна из песен знаменитой трилогии Guns N'Roses (вместе с November Rain и Estranged), основывающейся на новелле "Without You" американского писателя Дела Джеймса.
А история песни началась еще задолго до популярности группы. Дело в том, что Экслу Роузу и Иззи Стрэдлину нравилась одна и та же девушка, Рокси. Она отдала предпочтение Иззи. На скамейке в парке произошло трогательное объяснение Рокси с Экслом, во время которого у того появились слезы. Тогда-то девушка и сказала ему: “Don’t cry”. Эти слова вдохновили Эксла написать песню.
Отдельной темой для разговора здесь является клип - один из самых запутанных и непонятных клипов в рок-музыке (да почти все клипы Guns N'Roses непонятные, но очень интересные и "метафоричные"). Эксл Роуз рассказал о главных сложностях съемок клипа:
С нашим клипом на песню «Don't Cry» и ссорой, которую мы со Стефани Сеймур (тогдашней девушкой Эксла) устроили из-за пистолета, вы не всегда знаете, что происходит. Но в реальной жизни это случилось со мной и Эрин Эверли (бывшей женой Эксла). Я в реальной жизни тогда собирался застрелиться. Мы ссорились из-за пистолета, и я, наконец, позволил ей победить. После этого я был в некотором роде психически искалечен. Перед съемками нашего клипа, увидев сценарий и сцены с пистолетом, я сказал: «Это кажется очень сложным, потому что это действительно со мной было. Я не могу возвращаться в эти воспоминания». И в тот вечер, когда мы написали эту сцену, мой друг Джош сказал: «Хорошо, как ты собираешься это сыграть?». Он хотел репетировать, а я ему: «Слушай, оставь меня в покое». Но он продолжал давить, пока, наконец, я не встал. У меня была зажигалка, которая выглядела как настоящий пистолет, и я сказал: «Слушай, я сделаю вот так». И я просто подошел, немного "пошлепался" по коридору, бросил пистолет и сказал: «Этого достаточно для тебя?»
Джордж Майкл - Jesus To a Child
Трек является посвящением Ансельмо Фелеппе - возлюбленному Джорджа Майкла. В 1993 году Фелеппе скончался от СПИДа, что стало для Джорджа большим ударом. Настолько большим, что он оставил музыку на целых полтора года, находясь, по его словам, в сильнейшей депрессии. Но певец смог справиться с тяжелой болью и осенью 1994 года снова взялся за написание песен, написав всего за час (а обычно Джордж Майкл писал песни неделями и месяцами, записывая сотни демо) Jesus To A Child. Впервые он продемонстрировал композицию на премии MTV Music Awards в Берлине. Ведущий Том Джонс, сразу же после выступления дал свой комментарий: "Джордж, я должен сказать Вам - это гениально".
В 2017 году (уже после смерти самого певца) выяснилось, что всю свою жизнь, начиная с успеха альбома Fantastic дуэта Wham!, Майкл был "тайным филантропом", пожертвовавшим на благотворительность, по современным подсчетам, более 70% своего состояния. Сам певец нигде и никогда не афишировал этот факт. Так вот, как оказалось, все средства, полученные с песни Jesus To A Child были направлены в фонд поддержки детей Childline; данный акт позволил спасти тысячи человеческих жизней.
Читайте также статьи из рубрики "О чем эти песни":