Итак, 14 апреля 1912 года, в 23:40 лайнер "Титаник", в попытке обойти айсберг, прошелся правым бортом по подводной части ледяной глыбы.
В результате столкновения "Титаник" получил вроде незначительные повреждения обшивки корпуса на 7 метров ниже ватерлинии.
Эти повреждения представляли собой своего рода порезы - шесть узких пробоин общей площадью около 1,2 м² и общей длиной примерно 90 м, согласно ультразвуковому сканированию обломков лайнера.
Пробоины-порезы вроде небольшие, но они находятся на глубине 7 метров и в "Титаник" прибывает примерно 7 тонн воды в секунду. Насосы лайнера могли откачивать только 0,47 тонны воды в секунду.
В результате вода заполнила шесть носовых отсеков корабля и у него образовался дифферент на нос. Водонепроницаемые переборки носовых затопленных отсеков упирались в палубы корабля, которые выше ватерлинии были НЕ водонепроницаемыми. Поэтому из-за дифферента на нос вода из затопленных носовых отсеков перетекала по палубам через всякие люки и межпалубные лестницы в соседние, не затопленные отсеки. "Титаник" был обречен.
А вот еще картинка
Таким образом водоПРОНИЦАЕМЫЕ палубы стали приговором для "Титаника".
Заклепочники и антизаклепочники.
Но почему обшивка лайнера оказалась пробитой, ведь ее толщина была невообразимые 25-38 мм, больше толщины лобовой брони первых танков?
А ведь обшивка лайнера "Маджестик" из этого же сорта стали и после 20 лет эксплуатации находилась в прекрасном состоянии.
По этом вопросу ломают копья сторонники годных/негодных заклепок, которые скрепляли листы корабельной обшивки, до изобретения сварки в далеком уральском городе Пермь(те, кто хорошо учился в школе, знают, что название города произносится как Перьмь).
Заклепочники утверждают, что исследование нескольких стальных заклепок, поднятых с места крушения, выявили в них избыточное наличие шлаков, что приводит к их повышенной хрупкости.
Антизаклепочники же утверждают, что по единичным поднятым заклепкам нельзя судить обо всех остальных, которых было почти три миллиона. В конце-концов "Олимпик", близнец "Титаника", плавал до 1935 года и за это время смог почти без последствий потопить таранным ударом немецкую подлодку и американский плавучий маяк.
Как ни удивительно правы обе стороны.
В 1912 году стальные заклепки были своего рода хай-теком, передовыми технологиями.
И при строительстве "Титаника", в носовой и кормовой его части использовались железные заклепки, вместо стальных, что было, впрочем, вполне обычным явлением для того времени.
Но из желания сэкономить, на "Титанике" были применены железные заклепки стандарта “Best”, вместо стандарта “Best-best” для железных корабельных заклепок (согласно архивной документации компании-строителя лайнера).
А ведь стандарт “Best” обеспечивал предел прочности на разрыв только в 73 % от предела прочности стальных заклепок. Мало того, заклепки стандарта “Best” обладали повышенной хрупкостью при низкой температуре, а ведь "Титаник" несколько часов шел в морской соленой воде с температурой около минус 2 градуса по Цельсию.
Ну и в добавок, листы обшивки в носу скреплялись только двумя рядами заклепок, в то время как в средней части корабля было уже три ряда заклепок.
И в результате удара по айсбергу железные заклепки не выдержав, сломались и в образовавшиеся щели между листами обшивки хлынула забортная вода.
После столкновения
Сразу после удара айсберга из своей каюты на мостик вернулся капитан Смит.
О повреждениях корабля поступали противоречивые данные, так 4-й офицер Боксхолл, вернувшись с нижней палубы, доложил, что повреждений нет.
Но тут же приходит известие, что вода заливает хранилище почты и капитан вместе с конструктором корабля Томасом Эндрюсом, который возглавлял гарантийную команду от судоверфи, спускается вниз.
Оценив характер повреждений, Томас Эндрюс сказал капитану Смиту, что "Титаник" неизбежно утонет в течение не более двух часов.
Капитан тут же отдал распоряжение расчехлять спасательные шлюпки и готовиться к эвакуации и направился в радиорубку, где дал указание радисту Филлипсу передавать сигналы бедствия с координатами "Титаника".
По иронии судьбы, самое близкое к "Титанику" судно - американский пароход "Калифорния", этого сигнала не услышало.
"Калифорния" легла в дрейф среди плавающих айсбергов и попыталась предупредить по радио "Титаник" об опасности.
Но радист "Титаника" был буквально завален радиограммами пассажиров, которые необходимо было срочно отправить.
Поэтому Филлипс не стал слушать предупреждение с "Калифорнии" и просто оборвал ее радиста: «Отстаньте! Я занят, я работаю с мысом Рейс!».
Так как время шло к полуночи, радист "Калифорнии" просто закрыл радиорубку и ушел спать.
Круглосуточные радиовахты на судах ввели только после гибели "Титаника".
Среди откликнувшихся на призыв "Титаника" был и русский пароход "Бирма".
Но ближе него оказалось американское судно "Карпатия", которое первым достигло место крушения.
С мостика "Титаника" видели огни "Калифорнии" и чтобы привлечь его внимание стали пускать сигнальные ракеты, которых было около 20 штук.
На беду, эти ракеты были белого цвета, для праздничного салюта в Нью-Йорке, а тревожные красные ракеты на борт не погрузили.
Поэтому на "Калифорнии", которая находилась примерно в 20 милях от "Титаника", их не посчитали сигналом бедствия.
Тем более, из-за оптической рефракции, вследствие тепловой инверсии, "Титаник" смотрелся как небольшой торговый пароход, который лег в дрейф из-за ледовой обстановки, а не как самый большой в мире корабль.
Чтобы избежать возможной паники при погрузке в шлюпки, которых явно не хватало на всех пассажиров, никакого общего сигнала покинуть корабль не было, оповещением пассажиров занимались стюарды, которые быстрее успели с эвакуацией пассажиров первого класса.
В 00:20 началась посадка пассажиров в шлюпки, причем капитан распорядился, чтобы шлюпки спускали на воду после того, как она заполнится женщинами и детьми.
Второй офицер Чарлз Лайтоллер, руководивший посадкой по левому борту лайнера, выполнял приказ буквально, пуская в шлюпки только женщин и детей.
Первый офицер Уильям Мэрдок на правом борту сажал в шлюпки и мужчин, если в очереди не было женщин.
Чарлз Лайтоллер спасся, забравшись из воды на опрокинутую складную шлюпку, а Уильям Мэрдок погиб вместе с "Титаником". Правда он успел посадить в одну из шлюпок владельца "Титаника" Джозефа Исмея.
Практически до самой гибели лайнера радист Филлипс передавал сигналы о помощи, в том числе и только появившийся "SOS" и погиб вместе с кораблем.
А на палубе до конца играл корабельный оркестр.
Примечание.
26 февраля 1852 года корабль "Биркенхед" перевозил английских солдат с семьями и налетел на подводную скалу у Кейптауна.
Шлюпок на всех не хватило, назревала паника, тогда командир распорядился дать сигнал к построению. Когда солдаты построились раздалась команда, ставшая потом знаменитой:
- Женщины и дети — вперед!
Было спасено 182 человека, в том числе все женщины и дети, более 400 солдат погибло.
Этот случай широко освещался в английской прессе:
Знаменитые пассажиры "Титаника".
Около 02:15 нос "Титаника" резко нырнул вниз и по шлюпочной палубе прокатилась сильная волна, которая смыла многих пассажиров за борт, в том числе капитана Смита и первого и второго офицеров Уильяма Мэрдока и Чарлза Лайтоллера.
На "Титанике" путешествовало 57 миллионеров, большинство из них погибло, в том числе и самый богатый на лайнере - финансист Джон Джейкоб Астор IV и Бен Гуггенхайм, брат основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Из 175 мужчин кают первого класса погибло 118 человек.
Стюардесса Вайолетт Джессоп пережила в 1911 году столкновение "Олимпика" с крейсером "Хоуп", гибель "Титаника", а будучи медсестрой и гибель "Британика" в 1915 году.
Как тут не вспомнить "Непотопляемого Сэма", кота с линкора "Бисмарк".
Кота спасли матросы эсминца "Казак", кот пережил и его гибель, и был взят на борт авианосца "Арк Ройал". И только после гибели авианосца, невредимого кота, наконец, списали на берег в Белфасте, где он благополучно прожил до 1956 года.
"Не пьянства ради, а здоровья для..."
Главный пекарь "Титаника" Чарльз Джокин, был пожалуй единственным человеком, который дождался "Карпатии", находясь в ледяной воде.
Ему повезло оказаться рядом с перевернутой складной шлюпкой, на которой спасалось примерно 17 человек.
Один из них хорошо знал Джонкина и все время держал его за руку, ну а Джонкин периодически прикладывался к фляжке с виски, которую он прихватил с собой. В результате у него не случилось даже насморка, только опухли ноги, которые все время были в воде.
Скончался он в 1956 году в возрасте 78 лет.
А вот он в жизни
"Титаник" тонет:
Репетиция катастрофы.
За пять лет до гибели "Титаника", летом 1907 года немецкий лайнер "Кронпринц Вильгельм" попал в ситуацию, аналогичную "Титанику".
Около полуночи, в дымке он столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике.
Но "Кронпринцу " повезло, он был вдвое меньше "Титаника" по водоизмещению и шел со скоростью только 16 узлов, так как из-за забастовки кочегаров наспех набранная замена не могла дать полный ход.
Удар пришелся также в правый борт, но немецкие заклепки выдержали и у "Кронпринца" только ободрало краску до металла в месте столкновения.
Пара мемов о событии
Современный "Титаник"
Предыдущая часть здесь:
Кто не читал, еще одна статья об английском корабле, правда не таком известном как "Титаник"
Пишите комменты, ставьте лайки и читайте статьи на канале