Тысячи кораблей плавали в северной Атлантике до и после гибели "Титаника", избегая столкновений с айсбергами. Почему же самый современный на тот момент лайнер погиб в первом же своем рейсе?
Давайте разбираться.
Предупреждение
В 1898 году в Америке вышла книга "Futility" бывшего моряка Моргана Робертсона о приключениях американца, уволенного из военного флота и нанятого матросом на суперлайнер "Титан".
Суперлайнер сталкивается с айсбергом, на который главный герой и перебирается с гибнущего корабля, попутно убивая белого медведя и спасая ребенка. В конце хеппи-энд - за совершенные подвиги главный герой принят на госслужбу с хорошим окладом.
Кроме названия корабля, в книге пророческими оказались такие детали как:
- время катастрофы - апрельская полночь,
- причина гибели корабля - столкновение с айсбергом в тумане,
- правый борт - место в которое ударил айсберг,
- большое количество жертв из-за нехватки спасательных лодок и из-за уверенности в непотопляемости "Титана".
Как обычно, книге-предупреждению не придали значения вплоть до 1912 года, когда срочно вышло повторное издание.
Автор - Морган Робертсон, скончался в 1915 году.
Рождение суперлайнера
В начале XX века одна из ведущих британских пароходных компаний "Уайт Стар Лайн" ( «White Star Line») стала проигрывать в конкурентной гонке компании "Кунард Лайн" («Cunard Line» ), которая для рейсов в Америку построила гиганты лайнеры "Лузитания" и "Мавритания" водоизмещением по 43 тыс. тонн.
Чтобы остаться "на плаву", компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить три более крупных лайнера водоизмещением по 52 тыс. тонн.
Для еженедельных рейсов в Новый Свет требовалось три корабля, поэтому были построены три однотипных лайнера: "Олимпик"-головной, затем "Титаник" и "Британик".
На тот момент это были самые большие корабли в мире. С их появлением в судовождении появился даже новый термин -"присасывание кораблей", т.е взаимное притягивания кораблей при их движении на малых расстояниях друг от друга, при этом корабль меньшего водоизмещения, может потерять управление и врезаться в корабль большего водоизмещения. Приблизительный аналог - притяжение космических тел. А прецедентом стало столкновение "Олимпика" с крейсером "Хоуп" в 1911 году.
Новые лайнеры класса «Олимпик» были менее быстроходны чем «Лузитания» и «Мавритания», но получились более роскошными и имели больше удобств. У них были плавательный бассейн, турецкие бани, спортзал, корт для сквоша и даже каюты с отдельными ванными комнатами.
Сейчас все эти удобства и роскошь кажутся вполне обыденными, но в начале XX века это был громадный шаг вперед.
Второй корабль класса "Олимпик" получил название"Титаник", а ведь известно, как корабль назовешь, так корабль и поплывет.
«Титаник», был назван в честь титанов - героев древнегреческих мифов. Титаны стремились свергнуть богов-олимпийцев - Зевса, Аполлона и прочих, но после отчаянной борьбы были низвергнуты в Тартар, который являлся самым удалённым местом в Аиде. В Тартаре, кроме титанов, томились такие известные персонажи как Сизиф, Тантал и циклопы.
То есть "Титаник" бросал вызов богам-олимпийцам, тому же Посейдону.
Олимпийцы ответили и в начале 1912 года проявились некоторые природные аномалии как раз в северной Атлантике.
Подготовка места трагедии
На начало XX века в северной Атлантике пароходы плавали уже не один десяток лет и спокойно уклонялись от столкновения с айсбергами, которые обычно видны издалека на фоне темного неба.
Но в 1912 году произошли довольно редкие природные явления, которые запустили процесс трагедии "Титаника".
В январе 1912 года Луна и Солнце расположились таким образом, что их гравитационное воздействие на Землю взаимно усиливало друг друга и вызывало усиленные или так называемые «сигизийные» приливы.
"Сигизийные" приливы приводят в том числе и к более частому откалыванию ледяных глыб от берегов Гренландии, как основного источника айсбергов в этой части Атлантического океана.
Кроме того, 4 января 1912 года Луна приблизилась на самое близкое расстояние к Земле за последние почти полторы тысячи лет, то есть произошло так называемое "суперлуние". Что только усилило приливы и их воздействие на ледяные объекты.
Примечание.
Один мой знакомый океанолог как-то признался, что в мировой океанологии нет разделения на прилив и отлив и существует лишь один термин - «прилив». И только у нас в России есть еще и второй термин - "отлив".
Хотя к апрелю 1912 года вновь отколовшиеся айсберги не успевали доплыть до трансатлантической трассы, но мощный прилив января 1912 снял с более южных, прибрежных отмелей Лабрадора большое количество старых айсбергов, которые попав в холодные воды Лабрадорского течения, оказались в районе трансатлантической трассы, на пути лайнера "Титаник".
Вот что писал А. Рострон, капитан парохода "Карпатия":
“... примерно в двух или трех милях от места крушения “Титаника” мы увидели огромное ледяное поле, простиравшееся, насколько мы могли видеть... . Я послал младшего офицера наверх рулевой рубки и сказал ему сосчитать айсберги высотой от 150 до 200 футов (45-60 м); я отобрал один или два и сказал ему сосчитать айсберги примерно такого размера. Он насчитал 25 крупных, высотой от 150 до 200 футов, и перестал считать те, что поменьше; их были десятки повсюду ”.
Но это еще не все.
В районе трансатлантической трассы проходит теплое течение Гольфстрим, температура воды которого в месте крушения в это время года достигает плюс 12 градусов по Цельсию.
Севернее Гольфстрима проходит холодное Лабрадорское течение и "Титаник" в ту роковую ночь вошел в зону столкновения теплых вод Гольфстрима с холодными лабрадорскими водами, которые оказались гораздо южнее, чем обычно.
В природе обычно температура воздуха падает с поднятием на высоту, но в месте столкновения "Титаника" с айсбергом холодный лабрадорский воздух оказался ниже теплого воздуха Гольфстрима.
Второй помощник капитана "Титаника", Чарльз Лайтоллер, в отчете о катастрофе отметил, что за два часа между 19:00 и 21:00 воздух стал холоднее на 10 градусов.
А ведь при тепловой инверсии возникают миражи и другие оптические искажения, известные как сверхрефракция.
Вот пример недавнего миража у побережья Англии.
Оптические искажения приводят к повышению уровня видимого морского горизонта и светлые айсберги становятся малозаметными на светлом фоне.
Малозаметности айсбергов способствовала и безлунная ночь.
При тепловой инверсии также появляется дымка, которая может укрывать айсберги.
Вот опрос Реджинальда Ли, одного из двух наблюдателей в "вороньем гнезде" на "Титанике":
Что это была за ночь?
Над головой была ясная звездная ночь, но в момент аварии прямо впереди была дымка.
Во время аварии прямо впереди была дымка?
– Дымка прямо впереди – на самом деле она простиралась более или менее до горизонта. Луны не было.
И нет ветра?
– И никакого ветра, если не считать того, что сделал сам корабль.
Довольно спокойное море?
– Довольно спокойное море.
Было холодно?
– Очень, морозно.
Вы заметили эту дымку, которая, по вашим словам, простиралась над горизонтом, когда вы впервые вышли на смотровую площадку, или она появилась позже?
– Не при заступлении на вахту. Мой помощник случайно передал мне это замечание. Он сказал: “Что ж, если мы сможем видеть сквозь это, нам повезет”. Именно тогда мы начали замечать, что над водой появилась дымка. В поле зрения ничего не было.
Вам, конечно, сказали внимательно следить за льдом, и вы пытались пробиться сквозь дымку, насколько это было возможно?
– Да, чтобы увидеть как можно больше.
Можете ли вы дать нам какое-либо представление о ширине айсберга? Как он выглядел? Это было что-то, что находилось над баком?
– Это была темная масса, которая проступала сквозь эту дымку, и белого не было видно, пока она не оказалась совсем рядом с кораблем, и это была просто бахрома вверху.
Вы говорите, это была появившаяся темная масса?
– Сквозь эту дымку, и когда она отошла от нее, была видна только белая бахрома вдоль верха.
Можете ли вы сказать нам, как далеко от вас находился айсберг, эта масса, которую вы видели?
– Возможно, это было полмили или больше; возможно, меньше; я не могу назвать вам расстояние при таком странном освещении.
Сага о биноклях
Общеизвестно, что в злополучную ночь катастрофы у впередсмотрящих на "Титанике" не оказалось биноклей.
Дело в том, что второй офицер лайнера Дэвид Блэр в Саутгемптоне был заменен на Чарльза Лайтоллера.
Огорченный Блэр, уходя с корабля забыл отдать ключ от сейфа с биноклями.
Но на самом деле, Блэр забыл отдать ключ от шкафа с биноклем в каюте второго офицера. В этом не было никакой трагедии, ведь на "Титанике" хранились дубликаты всех ключей корабля.
Мало того, в английском ТОРГОВОМ флоте считалось вредным снабжать впередсмотрящих биноклями, так как они могли отвлечься на рассмотрение объекта и запоздать с докладом об опасности.
Капитан Джордж Бартлетт, (позднее капитан "Британика"):
«Бинокли — источник опасности. Они мешают работе впередсмотрящих».
Судья: «Как это?»
Бартлетт: «Впередсмотрящий должен просто искать объекты впереди. Рассматривать их через бинокль — задача офицера».
То же самое говорил и второй офицер "Титаника" Чарльз Лайтоллер:
«Впередсмотрящие вполне могут попытаться рассмотреть объект, но мы не хотим, чтобы они это делали. Все что они должны сделать — позвонить в колокол».
Не думай о секундах свысока
Впередсмотрящие обнаружили айсберг прямо по курсу на расстоянии 500-600 метров от "Титаника". Это расстояние определено исходя из промежутка времени от обнаружения айсберга и до столкновения и исходя из скорости лайнера. Расстояние кажется вполне приличным и "Титаник" теоретически мог успеть обогнуть препятствие. Для этого надо было просто повернуть в обход айсберга сразу после сигнала колокола от впередсмотрящих. Но практически сразу повернуть было невозможно.
Ведь тройной удар колокола просто означал: "Вижу препятствие перед кораблем". После этого сигнала впередсмотрящий Фредерик Флит снимает трубку телефона, который располагался у него за спиной, для доклада в рулевую руку. Вахтенный офицер Муди поднял трубку только на 9-й секунде, так как он был в другом углу рулевой рубки рядом с рулевым. Следует диалог:
Флит: «Вы там?»
«Муди: «Да, что вы видите?».
Флит: «Айсберг прямо по курсу»,
Муди: «Спасибо».
Затем Муди бежит к двери рулевой рубки, чтобы передать сообщение первому офицеру Мэрдоку на мостике. Когда он за секунды доходит до двери на мостик, в ней уже появляется Мэрдок, который после слов Муди «Айсберг прямо по курсу», отдает приказ «Право на борт».
Мэрдок - опытный моряк, который в 1903 году отличился, будучи вторым офицером на лайнере "Арабик".
"Его хладнокровие, быстрое мышление и профессиональное суждение предотвратили катастрофу, когда из темноты было замечено судно, приближающееся к "Арабику". Он игнорирует приказ своего начальника, офицера Фокса, резко повернуть влево, врывается в рулевую рубку, отмахивается от квартирмейстера и удерживает корабль на курсе. Два корабля прошли в нескольких метрах друг от друга. Любое изменение курса привело бы к столкновению."
После сигнала в колокол от впередсмотрящих Мэрдок разглядел впереди айсберг. Он должен был быстро оценить ситуацию и решить, с какой стороны огибать неожиданное препятствие. Ситуацию осложняла безлунная ночь. Когда он принял решение и добежал до рулевой рубки, прошло примерно 20 секунд.
Вот этих секунд и не хватило, для того, чтобы разминуться с айсбергом.
А ведь у Мэрдока почти получилось и на "Титаник" пришелся просто скользящий удар, который даже не пробил листы обшивки корабля толщиной 25 мм.
Лобовая броня первых танков было только 10 мм.
Принято считать, что надо было не отворачивать от айсберга, а идти на лобовое столкновение. Мол отделались бы просто смятой носовой частью, но лайнер остался бы на плаву.
На самом деле лайнер водоизмещением в ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ ТОНН, который мчался со скоростью в 22 узла (примерно 40 км/ч), столкнулся бы лоб в лоб с ледяной глыбой весом примерно 420 тысяч тонн, центр тяжести которой был глубоко внизу.
Не исключено, что у "Титаника" просто сорвало бы котлы с фундаментов с катастрофическими последствиями.
Считается, что айсберг, который погубил "Титаник", течением Гольфстрим вынесло в российские воды, в район Земли Франца-Иосифа, где он окончательно и растаял.
Окончание здесь:
Пока пишу продолжение, можно прочитать (кто еще не читал):
Пишите комментарии, ставьте лайки и читайте статьи на канале