Данная статья написана на контрасте статьи о цусимском синдроме японского флота. Кто не читал, ссылка в конце этого материала.
Падение Сингапура.
К 13 февраля 1942 года падение Сингапура стало неизбежным.
Поэтому из обреченной крепости массово стали уходить все оставшиеся корабли и суда. Но время было упущено и в проливе Банка уже появились японские корабли.
Одним из последних кораблей Сингапур покинула канонерская лодка с типично английским названием "Ли Во". Канонерка отправилась на юг, в Джакарту.
Но так как световой буй, обозначавший ночью границу английского минного поля, почему-то не заработал, канонерка задержалась с выходом до рассвета, что во многом и определило ее судьбу.
Утром "Ли Во" атаковали японские самолеты и хотя существенных повреждений удалось избежать, осколками авиабомбы была разбита корабельная рация.
Поэтому о судьбе канонерки узнали только по окончании войны.
На следующий день
Отбив несколько воздушных атак, весь день 14 февраля "Ли Во" беспрепятственно двигалась на юг, к своей цели, в Батавию.
И вот уже к вечеру, впередсмотрящий заметил многочисленные дымы прямо по курсу.
Это был японский конвой, состоящий из 8 транспортов и трех кораблей охранения - лёгкого крейсера "Юра"(Yura) и эсминцев "Фубуки" и "Асагири".
Конвой перебрасывал 229-й пехотный полк для срочной поддержки японского воздушного десанта, который стремился захватить голландские нефтеперерабатывающие заводы на острове Суматра.
Корабль Его Величества (НMS) канонерская лодка "Ли Во"
Рассмотрим по-подробнее, что из себя представляла эта канонерка.
В девичестве "Ли Во" была простым речным паромом, водоизмещением примерно 700 тонн, построенным в Гонконге для перевозки пассажиров на территории английской колонии в Китае.
Капитаном парома был Томас Уилкинсон 43-х лет, который во время Первой мировой войне начал свою службу в торговом флоте.
В 1940 году паром был реквизирован и передан в состав английского ВМФ, в статусе канонерской лодки.
Капитан парома Томас Уилкинсон получил звание временного лейтенанта Королевского военно-морского резерва и вступил в командование теперь уже канонерской лодки "Ли Во".
Канонерка получила вооружение из 4-дм (102-мм) пушки времен первой мировой войны и двух спарок пулеметов "Льюис" в качестве зенитных.
Перед уходом из Сингапура на борт поднялись 19 матросов из состава экипажей потопленных "Принца Уэльского" и "Рипалса", 7 человек из армейских подразделений и значительное количество эвакуированных гражданских. Всего на борту находилось около 140 человек, в том числе 10 малайцев и 6 китайцев из прежнего состава экипажа парома.
Бой
Построенный как обычный речной паром, "Ли Во" имел неплохие шансы проскочить мимо японского конвоя, ведь японцы на него никак не отреагировали, считая каботажным пароходиком местных обитателей.
Но лейтенант Уилкинсон приказал атаковать японцев.
Свое решение он так объявил своему экипажу:
"Покажем, что и мобилизованные могут сражаться не хуже регулярного флота и сделаем то, что "настоящий флот" называет "Closing the enemy".
Заберем с собой столько япошек, сколько сможем!"
Его слова были с энтузиазмом встречены экипажем.
Примечание
Выражение "Closing the enemy" дословно переводится как "Закрыть врага", а на флотском сленге означало "Похороним (потопим) врага", т.е фактически что-то типа "Топи их всех!" или "Топи, сколько сможешь!"
Например в ЖДБ английских танкистов, которые поставили точку в карьере Виттмана, подбитые вражеские танки обозначались как "сваренные".
Вот это стремление атаковать практически всегда и отличало английский флот от флотов остальных стран.
Такой вот своеобразный синдром английского флота, когда не жалеют ни своих кораблей (У короля много!), ни своих и ни чужих жизней.
Из характеристики на капитана английского фрегата: "Из недостатков - обладает излишним гуманизмом."
Надо учитывать, что лейтенант Уилкинсон, отдавая приказ на атаку, видел, что караван японских транспортов сильно растянулся и в результате охранение оказалось далеко впереди и далеко сзади, оставив середину колонны практически беззащитной.
Но атаку осложняли два обстоятельства:
- на канонерке не было дальномера,
- боекомплект единственного орудия насчитывал только ШЕСТНАДЦАТЬ снарядов, в том числе три учебных и три шрапнельных, без ударного взрывателя, для стрельбы по самолетам.
Поэтому "Ли Во" нужно было подойти как можно ближе к противнику.
Помогло то, что экипажи транспортов проявили удивительную беспечность и чувствуя себя в полной безопасности, не обращали внимания на идущий наперерез кораблик.
Поэтому, подойдя примерно на 1500 метров к колонне транспортов, канонерка открыла огонь.
Попадания удалось достичь только при третьем выстреле, но снаряд очень удачно попал под мостик транспорта водоизмещением около 3000 тонн, выведя из строя его командование.
Потом в течении каких-то двух минут канонерка выпустила весь свой боекомплект по транспорту, на котором начался пожар и возникла паника.
Но тем не менее транспорт тонуть не собирался и Уилкинсон приказал идти на таран.
На транспорте к этому времени к зенитному автомату наконец-то добрался его расчет и обрушил шквал огня на мостик "Ли Во", но много пострелять ему не дали английские пулеметчики, которые уничтожили артиллеристов и расстреляли остатки патронов по солдатам на палубе.
Канонерка ударила в борт вражеского судна в районе машинного отделения, сделав большую подводную пробоину.
Больше ничего отважная канонерка сделать уже не смогла, все боеприпасы были израсходованы, а корабль стал не управляем из-за разрушения рулевого привода.
Отойдя задним ходом от вражеского транспорта, канонерка попала под огонь кораблей охранения, которые наконец-то отреагировали на нападение.
Безоружный и без хода "Ли Во" был расстрелян за несколько минут и ушел на дно со своим капитаном, который отказался покинуть корабль.
Японцы не стали спасать экипаж "Ли Во", а наоборот, старались уничтожить всех выживших.
Но все же 11-ти человекам удалось спастись, прячась среди плавающих обломков и воспользовавшись наступившей темнотой.
Они смогли добраться до ближайшего острова, где наутро были обнаружены японским патрулем и попали в плен.
На родину из них вернулось только семеро.
Итогом боя канонерки стал полностью выгоревший транспорт, который весело горел всю ночь и несколько часов, потерянных японцами, которые спешили на помощь своему авиадесанту , истекающему кровью на нефтяных полях Суматры.
Посмертно лейтенант Т. Уилкинсон был награжден высшей английской наградой - Крестом Виктории.
О синдроме японского флота читайте здесь:
Пишите комменты, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.