Есть мнение, что наши митрополиты прозваны так в честь своих шапок. Если же посмотреть, что такое «Митра», окажется что это ведический бог. Мнение это новое, – никогда раньше не сталкивался, – и очень длинное. Занимает два скрина.
В основе же своей (как, впрочем, и в остальных частях) мнение это, конечно, ошибочно. «Митра», всего-лишь, «головная повязка» по-гречески. Другое дело, что божества по имени Митра, тоже существовали. Целых три.
Первый Митра это, действительно, ведический, солнечный бог, занимавший, после Варуны, второе по важности положение в пантеоне. Постепенно он утратил значение, и – со всем уважением к Ведам, – индуизм стал оперировать другим списком важных богов.
Был ещё Митра персидский. Бог справедливости и тоже солнечный. В большинстве случаев он признаётся родственным индийскому Митре, а значит, восходящим к некому начальному индоевропейскому пантеону. Греки считали, что под именем «Митры» персы чтят Гелиоса, Аполлона или Гермеса, но точно сказать затруднялись. Обычная для средиземноморского язычества терпимость к чужим верованиям подразумевала и отсутствие интереса к ним. Везде же одно и то же, лишь называет богов каждый народ по-своему.
Наиболее же интересен третий Митра – римский. Культ этого божества, изображаемого с мечом и факелом, либо же поборающим быка, получает большое распространение в начале новой эры. Римский Митра считается богом воинов и почитается в среде легионеров.
Догматы митраизма, – то есть, во что именно велики культисты, – неизвестны, поскольку нигде не описаны. И в этом нет ничего удивительного. При общей высокой грамотности, ни греки, ни римляне не написали «священных книг» и о других богах. О богах писали они поэмы, превращающиеся со временем в «мифы», и ещё комедии иногда. Но Митра нигде не фигурирует, в силу особенностей культа, рекламировавшегося с широких солдатских массах, как «тайный». Мистерии проводились в подземных помещениях, никак не отделанных, чтобы придать им сходство с пещерами, однако, украшенных скульптурами Митры и ритуальными предметами. Храмов Митры сохранилось много, и нет оснований полагать, что легионеры-митраисты действительно скрывали свои верования. Скорее, «тайна» подразумевала ограничение круга посвящённых.
...Что породило гипотезу об эзотерической сущности митраизма. И, соответственно, о его близости к преследующим цель овладения тайным знанием (и магической силой) культам Гермеса, – герметизму. Митраизм, вероятно, представлял собой что-то подобное, – но по-проще. Для рядовых, а не для офицеров.
Гипотеза о влиянии митраизма на римское христианство в прошлом имела популярность, но не нашла подтверждений. Некоторые пересечения обусловлены, вероятно, лишь общей культурной средой – римской. Плюс, если христианство распространялось прежде всего в восточных провинциях империи, то митраизм – в западных.
Не нашла также подтверждения и гипотеза о связи римского Митры с Ираном. Сами приверженцы думали, что бог их «персидский», но ни одна из известных деталей культа не намекает, что служители знали о зороастрийском Митре что-либо кроме имени. Персидский Митра – бог солнца, а не огня (это разное), бог судей, а не воинов. Конфликтов с быками он также не имел.
Главное же, что исключает связь митраизма с зороастризмом и христианством, – в этом культе не было не только основы в виде «священного писания», но также и профессиональных жрецов. И тем более, жреческой касты либо организации. Мистерии проводились теми, кто из присутствующих имел наивысшую степень (говорят о семи степенях) посвящения в тайны культа. Тайны же, разумеется, посвящённый придумывал сам.
Появление митраизма связано с возникшей в начале эры в Риме модой на эзотерику, мистику и ассоциирующийся с ними «таинственный восток». Неизвестно кто именно первым начал устраивать мистерии в честь Митры – и почему именно Митры. Скорее, легионеру, назначившему себя жрецом, нравилось имя («Ахура-Мазда» он банально не смог выговорить), или же о других восточных богах он не слышал. Неизвестно также, какую именно силу сулило неофитам участие в мистериях… По изображению Митры борющимся с быком можно предположить, что физическую.
Не являясь полноценной религией, не имея даже канона, – каждом из легионов «тайное знание» было своим, – митраизм не смог конкурировать с христианством, и быстро исчез после распространения последнего в западных провинциях.