Эктазий - второй период мезопротерозоя, который начался 1,4 миллиарда и закончился 1,2 миллиарда лет назад. Является аж третьим подряд периодом "скучного миллиарда". Но скучно в эктазии точно не было. Продолжался распад супер-континента Колумбия. Распад распадом, но при этом общая территория материков стремительно росла, увеличившись за время периода больше чем на половину. В основном это происходило за счёт того, что древние щиты расходились, а промежуток между ними заполнялся осадочными породами. Самое интересное, что если первую половину периода материки двигались друг от друга, то во второй половине вектор движения поменялся. Материки снова начали сближаться, готовясь соединиться в следующий супер-континент.
На планете тогда было достаточно прохладно. Среднепланетная температура едва достигала 12 градусов по Цельсию (сейчас - 15), а куски Колумбии, которые при распаде супер-континента занесло в высокие широты и вовсе покрылись ледниками. Такие следы мезопротерозойских оледенений были обнаружены в Австралии, Южной Африке и Китае. Было хоть и прохладно, но душновато, так как уровень углекислоты в атмосфере ну очень сильно превышал не только современный, но и мезозойский, и палеозойский. Уровень же содержания кислорода оставлял желать лучшего. Он словно застыл на отметке 1%.
И если с климатом и составом атмосферы всё действительно было стабильно и скучно, то совсем не так было с органическим миром. Во-первых, одноклеточные эукариоты окончательно определились с планом строения и способом питания. Они окончательно разделились на три ветви. Первая укротила хлорофилл и другие светоулавливающие пигменты, став автотрофами (сами могут производить органические вещества с помощью энергии света) с прочной клеточной стенкой из целлюлозы. Вторая тоже обзавелась клеточной стенкой (правда, из хитина) в дополнение к мембране, но вот производить органические вещества не могла. Эти эукариоты были вынуждены питаться уже готовыми органическими веществами, всасывая их в виде раствора. Неудивительно, что многие из них стали паразитировать на более удачливых экологических соперниках. Ну а третья ветвь ещё в далёком орозирии освоила фагоцитоз (умение поглощать твёрдые частички пищи).
В общем, первые стали предками хромист и растений, вторые - предками грибов и многочисленных грибоподобных организмов, а третьи - предками протист и животных, включая и нас с вами. Вполне возможно, что генеральных линий эукариот было значительно больше, чем три, но за давностью веков и отсутствием потомков (невозможно хотя бы биохимические следы отследить) это установить уже невозможно. Во-вторых, именно в эктазии зафиксирован первый выход живых организмов на сушу. Это первыми сделали грибы. Биохимические следы именно грибных организмов были обнаружены в тех областях Гренландии и Австралии, которые точно никогда не были морским дном. Что, к слову, немного странно. Не то, что эти регионы морским дном не были, а то, что на сушу вышли грибы.
Просто грибам необходимы готовые органические вещества, причём растворённые в воде. На безжизненной суше давностью 1,2-1,4 миллиарды лет назад их просто некому было производить, да и с водой были проблемы. Можно только предположить, что проживали эти организмы в мелководных пресных водоёмах, а питались, чем Бог подаст, то есть оставшимися органическими веществами неорганического происхождения, сносимыми в эти водоёмы, да матами бактериальными и цианобактериальными, которые в пресной воде жили хоть и хуже, чем в морской, но жили. Ну а в-третьих, в данном периоде появились первые точно подтверждённые многоклеточные эукариотические организмы. Не колонии (как вольвокс или цепочки цианобактерий, известные нам по учебникам биологии) и не псевдомногоклеточные, как слизевики, а самые настоящие.
Пионерами стали те эукариоты, которые использовали фотосинтез для "приготовления" органических веществ и имели прочную клеточную стенку из целлюлозы. Первыми стали красные водоросли или багрянки, чьи окаменелости были найдены в эктазийских породах северной Канады (тогда приэкваториальной). Буквально пару десятков лет назад они бы назывались первыми растениями, но сейчас это первые многоклеточные хромисты, которые хотя и являются родичами растений, но вовсе не они. Мезопротерозойские багрянки несущественно отличались от современных. Разве что разнообразия поменьше было. Основной жизненной формой 1,2 миллиарда лет назад у красных водорослей была нить, толщиной в одну клетку. По факту это была цепочка клеток с очень слабой дифференциацией. Уверенно можно выделить только три типа: прикрепляющие, основные и половые.
Да-да-да, половое размножение - это тоже изобретение времён эктазийского периода. Собственно, оно и невозможно было бы без появления истинной многоклеточности. Половые клетки мало того, что сильно отличаются от других, так ещё и обладают только половинным хромосомным набором. Замечу, кстати, что даже современные багрянки не захотели за миллиард с лишним лет развития эволюционировать свои гаметы (половые клетки). Они не приобрели ни органы передвижения, ни заметные размеры, ни ещё какие-то плюсики. Они остались банальными основными клетками с половинным набором хромосом, которые с трудом и только случайно осуществляют половой процесс с помощью водотечений.