Найти в Дзене

Театр на Таганке "Деревянные кони"

ПРЕМЬЕРА спектакля по мотивам повестей Фёдора Абрамова " Деревянные кони", "Пелагея", "Алька".

Режиссёр - Светлана Землякова.

На пустой сцене во всю её длину расположен деревянный штакетник: доски гнилые, давно не крашенные, разной длины и размера. Прибиты они вкривь и вкось, где-то и прореха виднеется. На штакетинах сушится вверх дном посуда: есть глиняные горшки, глечики, неубиваемые алюминиевые кружки, гранёные стаканы. Наверное, можно отыскать и расписную нарядную кружку со сколами. На заднем плане сцены крутится гигантское колесо, как жернова истории - всё перемалывает в муку.

Начиная с символов, проходит наше знакомство с героями пьесы.

Большую часть занимают бытовые разговоры героев: сколько сороковин справили за последние годы, каков выдался урожай грибов и ягод ("У зимы длинные зубы - всё сгодится"). Сидят на завалинке старики и старухи в фуфайках, тулупах, шерстяных платках, накинутых поверх ситцевых, ноги обуты в войлочные боты или резиновые сапоги.

Образная северная речь с оканьем неторопливо льется,и постепенно, как на дарреготипе, проступает образ Василисы Милентьевны(Елена Оболенская). Каждая реплика героев пронизана любовью и сочувствием к её тяжёлой судьбе. Тягуче плывёт рассказ, и мы постепенно узнаем о нелёгкой судьбе крестьянки, пережившей коллективизацию, раскулачивание ("5 хозяйств на Пижме распотрошили"). Слезы на глазах иконописного образа Милентьевны не просыхали: не жалуясь на судьбу, но глубоко скорбя о своей доле, она с мужеством и покорностью принимает все тяготы своего существования. Очень пронзительна сцена повешения её дочери-самоубийцы Санюшки(Александра Хованская), которая идёт босиком на казнь, снимая кирзачи:"Помнит об обутке для матери ". Символична и сцена прохода неродившейся внучки мимо несостоявшейся бабушки. А вот взрослый мужчина садится на игрушечного коника в углу сцены -это сын Миленьевны: пока жива его мама, он чувствует себя ребёнком.

Всё действие первой части построено на антитезе: чем тише и сокровеннее разговор, тем трагичнее и пронзительнее судьба героини.

Молодые актрисы, играющие глубоких старух с клюками в трясущихся руках, сгорбленные, раздавленные жизнью, с неисчерпаемым морем слез в глазах, поражают зрителей: для меня это мои знакомые бабушки из деревни детства. От лица Марии Рябковой, Анастасии Захаровой, Ксении Мон Сор невозможности оторвать взгляд: в каждом лике - своя неисповеданнная судьба.

В анонсе театра рассказывается о "глухой русская деревне как замкнутом, самостоятельном мир. Три героини. Три поколения. Три судьбы. Василиса Милентьевна - почти иконописный образ смирения-принятия. Пелагея — мощь и красота, за которыми уже прячется "эго". И Алька – вылетела птичка из родового гнезда"

Во второй части спектакля нас встречает штакетник из трёх рядов - больше судеб, больше крестов.

Тут правит повествованием Пелагея Амосова(Александра Басова). Хозяйственная женщина тянет каждый день с работы сумку с хлебом и ведро с помоями. К вёдрам она подходит, как борец к штанге- вес взят! Женщина довольна жизнью, несмотря ни на что. Честно прожила она свою жизнь, не в чем ей упрекнуть себя. А что на пекарню в Заречье устроилась после того, как нужный человек проснулся на копне её рыжих волос - никто не вправе упрекнуть за это. В тот же день смыла свои грехи в бане!

Как же символична сцена полных вёдер, которые батареей выстраивает её покойный муж Павел(Максим Михалёв) перед ней на авансцене. Нельзя человеку без живой воды! Вот и героиня плещется в ведрах, умывается так, что брызги летят во все стороны, пьёт с наслаждением ключевую воду из ведра и... испивает свою жизненную чашу.

А вот для её дочки Альки (Анастасия Лазукина) полные вёдра носит молодой офицер. Вместо крови течёт в Альке кипяток: мужики голову теряют, а ведь она совсем девчонка -ещё за школьной скамьей сидит."Через её красу, золото норовистое суждено выбраться ей в люди". Так ли?

Актриса появляется на сцена в двух образах Альки:одна - разбитная, весёлая, смешливая в ситцевом коротком платье или в разномастном нижнем бельё ( красотка ведь!) и в образе дамы из города в дорогом кожаном плаще, брюках клеш, модной водолазке. Я только к концу действия поняла, что это один и тот же образ, сыгранный одной актрисой - так велико было перевоплощение.

Концентрированное присутствие актёров в эпизодических ролях фантастически талантливое: искрометный дуэт Мани Маленькой (уже любимой мною актрисы Марии Рябковой) и Мани Большой (Анастасия Захарова) чуть ли не главное украшение спектакля: " и в кино ходить не надо ".

Спектакль получился эпическим по форме и содержанию. Поздравляю всю творческую группу театра, всех актёров постановки с талантливой возрождением спектакля Юрия Любимова 50 лет спустя. За приглашение благодарю сообщество МоскваЛюблю и лично Нину Железнову

#театрНаТаганке

#ДеревянныеКони

#moskva_lublu #moskvalublu

#премьера