Московский район Останкино в первую очередь известен тем, что здесь находится построенная в прошлом веке телебашня высотой 540 метров. Но здесь же находится замечательный дворец Шереметева.
Об этом районе среди москвичей, особенно старых, ходят легенды, например, о страшной горбатой старухе-вещунье, которая ходит в туманные и ночные часы, в особенности вокруг телебашни, а потом медленно уходит в сторону дворца.
История этой легенды такова.
В 1558 году селом Останкино владел боярин Алексей Сытин. К нему-то в первый раз и пришла старуха со своими предсказаниями скорого несчастья. Но боярин в предсказания не верил и её не послушал, а через несколько дней его схватили и казнили по приказу Ивана Грозного.
После этого там жил какой-то опричник, чьё имя история не сохранила. Жил, а потом неожиданно пропал, никому ничего не сказав. По преданию, сгинул в останкинских болотах.
При графе Шереметеве старуха, говорят, часто появлялась в картинной галерее возле различных шедевров живописи. И каждый раз после её появления происходили какие-то серьёзные перемены. Откуда она приходит и куда внезапно исчезает, для всех оставалось загадкой.
Имение Шереметева пришло в упадок, когда в 1856 году сюда собрался приехать император Александр II со своей семьёй. Но на пороге дворца его встретила горбатая вещунья и прошептала: "Будешь ты править 25 лет, а погубит тебя безбожник - злой враг." Император не обратил тогда внимания на слова страшной старухи. А в 1880 году в Зимнем прогремел взрыв, устроенный Степаном Халтуриным. И тогда слова старухи припомнились.
В 1967 году была построена Останкинская телевизионная башня, начал свою работу телецентр, появились в окрестностях новые люди, закипела другая жизнь. Но тайна проклятия останкинского осталась нераскрытой и по сей день.
Правда это или нет, но работники башни постоянно жалуются на болезни, видения, загадочные явления и звуки. Говорят даже, что некоторые сотрудники телецентра видели неподалёку уродливую старуху-горбунью. И вроде было это перед знаменитым пожаром 2000 года, когда без телевизионного вещания осталась вся Москва и Подмосковье.
Я хорошо помню тот пожар. В то время мне приходилось ездить на работу трамвайным маршрутом, в одном месте которого башня была хорошо видна. И к этому месту все пассажиры трамвая вставали и переходили к окнам на левой стороне, откуда была видна несчастная башня. Москвичи всё гадали, упадёт она или устоит. Устояла.
Летом мы с сыном иногда ездили прогуляться в Останкинский парк, полюбоваться на Останкинский пруд. Но вот искупаться в нём я ни разу не решилась, хотя многие купались. На мой взгляд, он очень грязный и запущенный. А вот усадьба Шереметева - очень красивая, хоть и находится много лет уже на реставрации.
В усадебный комплекс входит церковь Живоначальной Троицы, где, кстати, крестилась и я сама, и мой сын.
Относительно новая достопримечательность Останкина - это лёгкое метро, монорельс, в просторечии называемый гусеницей.
Помню, когда его только построили, он работал в экскурсионном режиме, то есть ходил редко, билеты были дорогие, но мы всё равно катались на нём. Маршрут его недлинный: от метро Тимирязевская, где я тогда жила, мимо Останкинской телебашни, до ВДНХ. Потом какое-то время эта линия работала как обычный московский транспорт, а сейчас вновь работает в экскурсионном режиме, два раза в час, поскольку говорят, что не оправдывает себя экономически.
Тем не менее, это, между прочим, единственный монорельс в России.