В предыдущей статье мы «остановились» в непосредственной близости (километрах в шести-восьми) от шлюза №6 в составе Пахомовского гидроузла – первого шлюза в каскаде из шести сооружений на нашем пути по реке Вытегре. От него начинается спуск по северному склону Волго-Балтийского канала к Онежскому озеру. Этот участок наш теплоход проходил 2 раза – вниз и вверх по течению, и оба раза ночью. Уважаемые читатели, знали бы Вы, как обидно осознавать, что я проспал (по незнанию) самые живописные места на ВБК. Не знаю, удастся ли мне самому ещё раз пройти по Вытегре, но, может быть, моя путевая информация поможет коллегам-круизёрам не пропустить эту красоту (независимо от времени суток прохождения шлюзов – говорят, ночью это выглядит ещё красивее). Ниже я приведу схему маршрута и данные по расстоянию между шлюзами, которые я так и не увидел.
Шлюз №6 входит в состав Пахомовского гидроузла, расстояние от Анненского моста – 30,8 километров, время в пути – около 2 часов. На этом шлюзе самый большой перепад уровней между верхним и нижним бьефами – 16,25 метра.
Шлюз №5, как и шлюзы №4 и №3, входит в состав Новинковского гидроузла. Расстояние между пятым и шестым шлюзами составляет около 6 километров. О времени прохождения между шлюзами сказать ничего не могу, так как скорость движения мне не ведома. Известно время шлюзования – 40 минут при шлюзовании 2 судов одновременно.
Эти три шлюза – третий, четвёртый и пятый – образуют так называемую «Новинковскую лестницу шлюзов». Появилась «лестница» благодаря небольшому расстоянию между камерами шлюзов – всего 800-900 метров. В результате окружающая природа вместе с рукотворными сооружениями сотворили шикарный пейзаж.
Шлюз №2 входит в состав Белоусовского гидроузла, расположен в 6,5 километров от третьего шлюза.
Ещё через 8,2 километра находится шлюз №1 в составе Вытегорского гидроузла. О подходе к нему я и расскажу в сегодняшней статье.
Первые кадры в районе шлюза №1 я сделал при входе в верхний подходный канал – по нему, далее через камеру шлюза и нижний подход шлюза, проходит основное русло ВБК. Длина верхнего подходного канала составляет полтора километра, вход в него образован двумя 400-метровыми дамбами.
На снимке – вид от южной оконечности правой дамбы на залив, образованный дамбой и берегами Вытегорского водохранилища. У левого берега Вытегры на вечной стоянке стоит подводная лодка Б-440.
Дизель-электрическая подводная лодка Б-440 проекта 641 была спущена на воду в 1970 году. После сдаточных испытаний в 1971 году вошла в состав 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1994 году переведена в состав Балтийского флота, а в 1998 году выведена из состава флота и передана для утилизации. В 2003 году было принято решение переоборудовать лодку в музей. Работы проводились на Кронштадтском морском заводе. В 2005 году, после переоборудования, лодка пришвартовалось у берега Вытегорского водохранилища. В 2012 году был создан «Вытегорский объединённый музей», в который вошли Вытегорский краеведческий музей (основан в 1912 году) и музей «Подводная лодка Б-440» (я ещё встречал название «Музей боевой славы моряков»).
Расстояние до верхнего подходного канала шлюза №1:
от Москвы – 810 км;
от Самары – 1792 км;
от Анненского моста – 54,2 км;
время в пути – примерно 7,5 часов.
Панорама Вытегорского водохранилища – взгляд назад, вверх по течению.
Левый берег Вытегры перед входом в подходный канал.
Двигаемся по каналу в сторону шлюза – на снимке часть города Вытегры, расположенная между рекой Вытегрой и сооружениями шлюза №1 (они расположены в искусственном русле ВБК) – практически на острове. Правее подлодки возвышается водонапорная башня, ещё правее, вдали – Сретенская церковь.
Сретенская церковь расположена на самом высоком месте города – на Красной горке.
Первая каменная церковь Сретения Господня (Сретенская церковь) была построена в 1788-1801 годах, позже была разобрана из-за аварийного состояния. Закладка гранитного фундамента настоящего храма состоялась в 1869 году, строительство завершилось в 1873 году. Возводила Сретенскую церковь артель крестьянина И.В.Волкова из деревни Слобода Песочная Костромской губернии в русско-византийском стиле по проекту архитектора Олонецкой губернии, с 1870 года – Тамбовской губернии, А.С.Четвертухина (Четверикова?). В советскте время в здании церкви размещался краеведческий музей, в настоящее время возвращена верующим.
Вид через дамбу на залив – справа видно белое здание ГЭС-31. В 1949 году началось строительство водосбросной плотины, в 1961 году гидроэлектростанция была введена в строй.
Продвигаясь по каналу к шлюзу, проходим стоянку лодки Б-440.
У основания дамбы находятся 2 причала. При взгляде из подходного канала на верхний бьеф Вытегорского водохранилища видны небольшой мыс на левом берегу (на снимке справа), теплоходы, и краешек первого причала.
У второго причала, ниже по течению, пришвартован круизный трёхпалубный теплоход «Карл Маркс» проекта 588, с 2018 года носит название «Северная сказка».
Пристань Вытегра.
Взгляд в сторону входа в подходный канал. На левом берегу канала (он справа) до шлюза практически нет застроек, в отличие от правого берега.
Заключительный кадр с палубы теплохода из верхнего подходного канала – вид на жилые дома Вытегры и Сретенскую церковь.
Город Вытегра – административный центр Вытегорского района Вологодской области с населением в 2023 году 10292 человека. Первое упоминание о Вытегорском погосте относится к 1496 году. После постройки в 1710 году постройки Вянгинской пристани известна как деревня Вянги. В 1773 году селение указом Екатерины II селение получило статус города и название Вытегра.
В черте города находится шлюз №1 Вытегорского гидроузла. По некоторым (уважительным!) причинам у меня не оказалось нормальных фотографий верхней головы шлюза №1, воспользуюсь помощью интернета – поможет мне сайт CRUIZINFORM.RU. Тем более, что снимок сделан через 3 месяца после нашего круиза. О процессе шлюзования расскажу в следующей статье.
Расстояние до шлюза №1 Вытегорского гидроузла:
от Москвы – 811,5 км;
от Самары – 1793,5 км;
от Анненского моста – 55,7 км;
время в пути – примерно 7,5 часов.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#вологодскаяобласть #вытегра #речныекруизы #волгобалтийскийканал #путешествия