Многогранность японской живописи и стиля знакома многим. Ведь именно японцам присуще "чувство цвета", а иероглиф 色 ~ Iro ~ цвет в японском языке используется как обращение к близкому человеку и стал не просто словом, а отображением чувств к прекрасному: к женщине, красоте природы, к чувствам непреодолимого восторга от увиденного.
Согласно синто, боги, создавшие мир – Идзанами и Идзанаги (первый мужчина и первая женщина) спустились на Землю и создали Японские острова.
Впервые цветоописание миров встречается в Кодзики (древний сборник японских мифов), где весь сознанный мир поделен между детьми Идзанами и Идзанаги: Высший мир (небо) – светлый, яркий, сопутствующий богине Солнца Аматерасу отражает в себе яркие насыщенные оттенки красного и белого.
白 ~Siro ~белый «цвет неба после рассвета»- цвет богов, символизирующий духовную и физическую чистоту. В Японии белый цвет символизирует переход, пограничное состояние, а белые атрибуты применялись для ритуального самоубийства самураев «сэппуку».
赤 ~Aka~ красный «цвет утреннего неба» - это сама жизнь и страсть во всех её проявлениях, стихии огня и всемогущего солнца. Японцы верят ,что красный цвет символизирует мир и процветание семьи, а так же защищает от злых духов. В театре кабуки красные полосы на лице персонажей означает справедливость и доблесть, а алые – магию, колдовство.
Царство ночи (ночное небо) - оттенки глубоких темных цветов, символизирующие хладнокровие и вечное стремление к покою у бога Цукуеми. 紫 - Murasaki - фиолетовый – цвет воинов, символизирующий благородство и силу. Единственный цветок, который можно было подарить самураю – ирис, т.к. его острые листья напоминали лезвия катаны (меча).
Изначально фиолетовый цвет избегали и считали его мистическим, ненастоящим, но в связи с редкостью красителя, а также спокойствием и умиротворенностью по сравнению с красным, лиловый стал символом людей высокого положения и позже вошел в ранговую систему японского двора.
Средний мир достался ветренному богу Сусано, смотрителем равнин, морей и гор. В изображениях японской живописи Сусано сопровождается синим и зеленым - цветами всемогущих стихий.
Изначально в японском языке для обозначения синего и зеленого цветов применялось одно слово 青 ~Ao~ Аой.
Синие оттенки принадлежали людям из низших сословий. В старые времена сёгунаты запрещали носить одежду ярких цветов, и самым доступным природным красителем был индиго, а технологии крашения передавались от матери к дочери на протяжении многих веков. Синий цвет также символизирует таинственный мир и всевозможную мистику. В театре кабуки синий грим применяется для отрицательных персонажей.
А оттенки зеленого, ассоциировались с рождением новой жизни, с весной и молодостью, соотносились с востоком и обозначали деревья, бамбуковые лиса и тростники.
Низший мир (страна мертвых и духов) у древних японцев олицетворялся с желтым и черным цветом. Роль мира мёртвых в древней Японии выполняла 黄Ёмоцукуни, в переводах обозначаемая как «Страна Жёлтых Вод» или «Страна Мрака».
黄色 ~ Kiiro ~ желтый олицетворял саму землю: ее плодородие, питание, превращение, спокойное путешествие жизни.
黒 ~Kuro~ черный является традиционным мужским цветом и в прошлом принадлежал классу самураев. В 12-ти уровневой традиционной системе рангов этот «мрачный ночной» принадлежал двум нижним рангам, но самураи высоко ценили черный цвет и успешно использовали его вместе с распространённым красным на своих доспехах и боевых доспехах своих лошадей.
Так же черный - цвет радости, используемый для торжеств, включая свадебный наряд. Черный как смоль считался красивым цветом, и до конца периода Мэйдзи (1868-1912) японские женщины и некоторые мужчины окрашивали свои зубы в черный (охагуро). Окрашивание производилось растворённым в уксусной кислоте железом. Считалось, что такая смесь после нанесения на зубы пчелиной кислоты предотвращала кариес.
Может показаться удивительным, что самым древним назначением использования чёрного цвета в японской культуре были татуировки, затем каллиграфия и особенно в суми-э (рисунок тушью).
Таким образом, в древне-японском языке не было четкого цветоописания, но строго разделялись критерии цвета: яркость, темнота, чистота и прозрачность, и сложилась следующая система 6 основных цветов в Японии: черный, белый, красный, сине-зеленый, фиолетовый и желтый.
В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати: благодать 徳 - темно и светло-фиолетовый; человеколюбие 仁 - темно и светло-синий; вежливость 礼 - темно и светло-красный; вера 信- темно и светло-желтый; обязанность 義 - темно и светло-белый; мудрость 智 - темно и светло-черный
黄 ~Ki~ золотой - символ солнца, божественной силы и милосердия, часто применяется в украшении храмов. Отдельно стоит выделить сумаховый или цвет свежести и царственности. Он был запрещён для применения кем угодно, и использовался только для верхней одежды Императора Японии. Его добывают из плодов сумаха — японское восковое дерево.
Япония позаимствовала у Китая систему основных цветов, но все упомянутые цвета имеют собственное название в японском языке, остальные же передаются описательно, к примеру, цвет чая, цвет бамбука.
Бесконечное чувство цвета японцами является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна. Многогранность, лаконичность, трепетное отношение к каждому оттенку не позволяет нам оторваться от истории цвета Японии!