- Пишите в комментариях свои мнения.
- Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"Семина окончила восьмилетнюю школу в Калуге. Потом училась в школе молодежи, где подобрался уникальный педагогический состав. Например, учителем литературы был будущий легендарный бард Булат Окуджава. Девушке прочили профессию педагога. Но вскоре она поняла, что единственная профессия, которая ее привлекает – актерская. И юная Тамара Семина отправились в столицу.
- Пишите в комментариях свои мнения.
Народная артистка РСФСР Тамара Сёмина блистала на киноэкранах в 60-70-х. Актрису всегда сопровождала зрительская любовь. А критики одинаково высоко оценивали ее драматический и комедийный талант. Многие фильмы с ее участием сейчас заслуженно занимают почетное место в золотом фонде советского кино.
Тамара Семина родилась в Калужской области, в городке Льгов. Ее отец погиб на войне. Первоначально актриса носила другую фамилию – Бохонова. Потом взяла фамилию отчима.
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"Семина окончила восьмилетнюю школу в Калуге. Потом училась в школе молодежи, где подобрался уникальный педагогический состав. Например, учителем литературы был будущий легендарный бард Булат Окуджава. Девушке прочили профессию педагога. Но вскоре она поняла, что единственная профессия, которая ее привлекает – актерская. И юная Тамара Семина отправились в столицу.
Удивительный факт. В Москве девушку, которая не знала город, троллейбус привез прямо к остановке возле ВГИКа. Тамара Сёмина сумела поступить в престижный институт с первой попытки,
Как вспоминает сама актриса, первое время учиться было очень сложно. Из-за материальных трудностей, в первую очередь: «я в общежитии без матраса в уголке на полу спала… покупала большой батон, разрезала на тонюсенькие ломтики и ела строго по ломтику в день, запивая огромным количеством воды. И все время искала объявления завербоваться, чтобы денег заработать». Но было ощущение счастья: Москва, общение с интересными людьми, впереди – большое творческое будущее.
На счет будущего актриса, действительно, не ошиблась.
Тамара Семина стала советской кинопримой 60-70-х. А всего снялась в более чем 150 картинах. Начиная с конца 50-х и по сей день.
Кинематографическая биография Тамары Семиной началась в ранней молодости. Уже на первом курсе института начинающая актриса снялась в дипломных лентах молодых режиссеров, выпускников ВГИКа. Ее дебют на экране состоялся в комедии «Человек за бортом». Потом были «Два Федора», «Все начинается с дороги».
Во время учёбы во ВГИКе Сёминой почти все преподаватели прочили прекрасное будущее на комедийном поприще. А она сделала карьеру, прежде всего, как драматическая актриса.
Главное подтверждение – роль Катюши Масловой в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение». Известный режиссёр Михаил Швейцер пригласил Тамару Семину на сложнейшую роль. Из огромного числа актрис, которые пробовались на эту рол (были среди них Кириенко, Самойлова), выбрали именно ее, студентку последнего курса. При этом роль в «Воскресении» была всего лишь дипломной работой Сёминой. Экзаменационная комиссия потом оценила ее на «отлично».
Критики впоследствии писали, что в фильме Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актёрской школы. Отмечали как особо удавшиеся ей трагичные и выразительные крупные планы. Её Катюша была по-настоящему чувственной, но без какой бы то ни было пошлости.
Позднее актриса рассказывала, что для роли ей пришлось научиться курить, поправиться на 8 кг. (у Толстого Катюша – женщина «в теле»). «Воскресение» имело оглушительный успех.
Семина была признана лучшей актрисой 1962 года по версии журнала «Советский экран». Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV Международном кинофестивале в Локарно Сёминой, как лучшей актрисе, был присуждён приз ФИПРЕССИ. Семина была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плата в Аргентине. А ведь она была всего лишь начинающей актрисой.
Но самым дорогим для нее признанием, как утверждает сама Тамара Петровна, были теплые слова корифеев мирового кино: режиссера Федерико Феллини и его супруги знаменитой актрисы Джульетты Мазины. Семина и спустя много лет с душевным трепетом вспоминала встречу с этими людьми, живыми легендами. Федерико Феллини, подарил русской актрисе пластинку с музыкой к своим кинофильмам. А Мазина уверила ее, что и сама бы лучше не сыграла героиню Толстого.
Сразу после исполнения роли Катюши на актрису обрушился поток предложений сыграть падших женщин. Но Сёмина сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного амплуа, и все эти предложения отвергала.
Может, именно по этой причине актриса в свое время отказалась от очень ярких ролей. Сама в интервью признавалась, что «подарила» роли в «Донской повести», «Журавушке», «Угрюм-реке» Людмиле Чурсиной. А роль в киноленте «Гулящая» Людмиле Гурченко.
А вот на роли обычных женщин, особенно современниц, Сёмина соглашалась с готовностью.
После «Воскресения» она снялась в нескольких интересных ролях в фильмах «Коллеги», «Порожний рейс», «День счастья». А в 1965 году М. Швейцер пригласил Сёмину на роль в своей картине «Время, вперёд!», где она, как писали критики, «вырвалась на простор открытого актёрского темперамента» и проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора.
Запомнилась зрителям и костюмная роль в фильме 1963 года «Крепостная актриса». Съёмки в этом фильме Семина вспоминала как ежедневный праздник: снег, прекрасный Павловский парк под Ленинградом, танцы, катание на тройках, талантливые коллеги…
Очень много и успешно снималась Тамара Семина во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Сыграла яркие роли в фильмах «Человек, которого я люблю», «Совесть», «Чистые пруды», «Любовь Серафима Фролова», «Один из нас», «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе».
Наибольший успех пришел к актрисе в конце 70-х. Именно тогда она сыграла роль Анфисы в знаменитой кинодраме В. Краснопольского и В. Ускова «Вечный зов». О своей работе в «Вечном зове» Сёмина говорила так: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нёс все эти годы».
Между прочим, негласно в советском кино Семина считалась очень чувственной актрисой.
При отсутствии откровенных киносцен она умела преподнести роль так, что у «зрителя – мурашки по коже», и они сами «дорисовывали картину». Актриса так вспоминает об особенностях актерской игры: «надо было влюбить в себя зрителя, а не демонстрировать свои прелести. Глаза, голос, пластика, мизинец – вот весь секс-арсенал».
Отдельная страница в кинобиографии актрисы – фильм 1975 года «Матерь человеческая». Эта кинолента, снятая по произведению донского писателя В. А. Закруткина, может, и не так известна, как другие фильмы актрисы, но по степени вложенных в нее сил и творчества превосходит многие.
Актриса вспоминает, что съёмки в «Матери человеческой» были гораздо более изнурительными, чем работа, например, в фильме «Вечный зов». «Матерь человеческая» снималась на Дону, в станице Вёшенской, с сентября по февраль. И всё это время актриса проходила на съёмках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. «Сначала художник мне рисовал «раны», через неделю были уже свои, натуральные – ногти изодраны, ноги, руки – кровавое месиво... Я же бегала босиком по снегу, ползала в грязи, купалась в студеном Дону... «Красота» у меня была такая – без слез не взглянешь! Самое смешное, что даже ни разу не простудилась», – говорила актриса. Но главное– нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своём роде монофильм. Трудность актёрской задачи усугублялась ещё и тем, что у Тамары по роли почти не было слов.
В 1980-е годы предложений сниматься в новых фильмах Сёминой поступало значительно меньше, чем прежде, поэтому актриса компенсировала свои простои частыми гастрольными поездками. Кроме того, обладая чрезвычайно выразительным, красивым низким голосом, Тамара Семина в 80-е прекрасно работала на дубляже иностранных фильмов.
Одна из самых ярких ролей 80-х – комедийно-гротесковая роль воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны в фильме 1983 г. «Одиноким предоставляется общежитие». Позже актриса призналась, что эта роль – одна из ее любимых. А с партнёршей по фильму, Натальей Гундаревой, они на многие годы стали подругами.
Как и о всякой популярной актрисе, о Тамаре Семиной ходило много слухов относительно личной жизни. Говорили, что в очаровательную артистку были влюблены Булат Окуджава, Петр Тодоровский, Василий Шукшин. Семина сама откровенно признавалась в интервью, что нередко попадала в «черные списки» и была лишена престижных наград из-за того, что категорично отказывала в расположении большим чиновникам.
Единственной любовью в ее жизнью был муж – актер Владимир Прокофьев, с которым она познакомилась еще в институте. С мужем прожили вместе почти полвека. Это был счастливый брак. В семье царили гармония и взаимоуважение. Единственная проблемой было отсутствие детей: две беременности актрисы закончились трагично.
В начале 90-х в их семью пришла беда: у супруга случился инсульт. Актриса почти перестала сниматься в кино, чтобы ухаживать за любимым мужем. В 2005 году супруга Тамары Семиной не стало.
После смерти мужа Тамара Петровна постепенно стала возвращаться к работе. Ее можно увидеть в таких последних кинопроектах, как «Людмила Гурченко», «Медсестра», «Непридуманная жизнь», «Уроки выживания».
Сегодня, несмотря на немалые годы, Тамара Петровна Семина бодра, оптимистична, доброжелательна.
Актриса предана профессии до сих пор. Считает себя счастливым человеком, потому что общалась с интересными и яркими людьми, занималась любимым творчеством, а главное, до сих пор живет в сердцах зрителей
«Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография – в семейном альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». Не великая. Не знаменитая, нет — высокая… Вообще, когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы – кусочек их жизни», – так говорит Тамара Петровна Семина .