Повесть Лазаря Лагина о добродушном джинне Хоттабыче оставалась бестселлером среди советских школьников на протяжении всей середины прошлого века. Неудивительно, что в 1956 году историю решили экранизировать. Более того, картина должна была стать нашим ответом Голливуду. На «Старика Хоттабыча» выделили бюджет 3 млн рублей – в шесть раз больше, чем на «Служебный роман» и «Москва слезам не верит».
Высокая конкуренция
Адаптировать книгу под сценарий «Старика Хоттабыча» взялся сам автор повести. Хотя, по воспоминаниям дочери, он поначалу противился задумке: боялся, что режиссер не сможет показать его произведение в нужном свете. Лагин успокоился, только когда увидел исполнителя главной роли Николая Волкова, будущего Хоттабыча, посчитав, что даже в одиночку актер сможет вытянуть фильм.
Кстати, для Волкова эта роль стала прорывной. К моменту съемок ему было за 50, он служил в Одесском театре и сыграл несколько небольших ролей в кино. Режиссер Геннадий Казанский заметил актера в фильме «Насреддин в Бухаре», где тот предстал в образе звездочета. Режиссер остался очарован седовласым восточным мудрецом в чалме, и сомнений, кому доверить заглавную роль в новом киношедевре, не осталось. Кстати, конкуренты у актера были сильнейшие. На роль Хоттабыча пробовались такие звезды, как Евгений Лебедев и Георгий Вицин.
У Волкова кинокарьера после съемок пошла в гору. Предложений стало столько, что из театра он ушел и стал ежегодно сниматься в 4-5 картинах.
А вот дети-исполнители главных ролей актерами не стали. Например, Алексей Литвинов, сыгравший Вольку, окончил электромеханический техникум и долгое время работал в метро и на железной дороге. Лев Ковальчук – Гога – также стал техническим специалистом.
Магия монтажа, да и только
«Старик Хоттабыч» снимался сразу в четырех советских городах: Ленинграде, Москве, Одессе и Сочи. Но благодаря мастерству операторов и монтажеров резкие переходы из одного города в другой нам незаметны.
Так, Волька находит древний сосуд на дне Москвы-реки. В кадре можно увидеть Краснопресненскую набережную, еще не облицованную гранитом, и сталинскую высотку – гостиницу «Украина». Волька выпускает из сосуда джина, идет в школу, а возвращается оттуда домой через двор, который находится уже в Ленинграде.
Съемки сцены перед «полетом на ковре» проходили на вершине строящейся гостиницы «Пекин» – в тот момент здание было одним из самых в высоких в Москве. Приземляются герои во «дворце могущественного владыки» – санатории им. Орджоникидзе в Сочи.
Трюки на грани фантастики
По количеству и качеству спецэффектов «Старику Хоттабычу» не было равных в советском кино. Например, ворота, которые «подыгрывали» на футбольном матче, были раздвижными и стояли на скрытых рельсах. Когда ассистенты тянули за веревки, ворота изменяли форму или переезжали.
А в эпизоде, когда с неба падает большое количество мячей, режиссер попросил футболистов пнуть их вверх как можно выше. При монтаже съемку перемотали в обратном направлении.
Еще один впечатляющий момент фильма – как Хоттабыч съедает целый поднос эскимо. На самом деле вместо мороженого использовались глазированные сырки, чтобы Волков не простудился. Но и это было не так просто — за два дня актеру пришлось съесть 50 штук! Говорят, после он возненавидел этот десерт навсегда.
Но главным прорывом стало использование комбинированных съемок для изображения полета ковра-самолета и момента, как верблюды и слоны идут по Москве. Тогда компьютерной графики еще не существовало и все спецэффекты были сняты «вживую», а потом накладывались на съемки героев из павильонов.
Иногда город буквально дорисовывали – например, высотку на Котельнической набережной в сцене, когда Волька и его друг Женька едут с Хоттабычем в цирк на верблюде.
В наши дни возможность любоваться шедевром сталинского ампира, не нарисованным, а самым настоящим, будет у жителей клубного дома «Космо 4/22». В проекте два шестиэтажных корпуса, в которых после перехода апартаментов в квартиры – сейчас юридические процедуры на завершающей стадии – будет 73 лота, включая 10 пентхаусов с видовыми террасами, выходящими на реку.
Оснащен дом технологиями, которые раньше не могли вообразить даже волшебники: системой умного здания с бесконтактным доступом, видеонаблюдением и Wi-Fi на всей территории, бесшумными премиальными лифтами, датчиками движения в подземном паркинге и зарядными станциями для электрокаров. Воздух в резиденциях будет всегда наполнен свежестью благодаря индивидуальным сплит-системам и приточно-вытяжной вентиляции с УФ-фильтрами. А проточная вода достигнет качества бутилированной, проходя 4-ступенчатую очистку.
Подробнее узнать о проекте и подобрать лот можно на сайте застройщика – ГК «Галс-Девелопмент».