Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

Как колдовалось волшебство в фильме «Старик Хоттабыч»

Оглавление

Повесть Лазаря Лагина о добродушном джинне Хоттабыче оставалась бестселлером среди советских школьников на протяжении всей середины прошлого века. Неудивительно, что в 1956 году историю решили экранизировать. Более того, картина должна была стать нашим ответом Голливуду. На «Старика Хоттабыча» выделили бюджет 3 млн рублей – в шесть раз больше, чем на «Служебный роман» и «Москва слезам не верит».

Высокая конкуренция

Адаптировать книгу под сценарий «Старика Хоттабыча» взялся сам автор повести. Хотя, по воспоминаниям дочери, он поначалу противился задумке: боялся, что режиссер не сможет показать его произведение в нужном свете. Лагин успокоился, только когда увидел исполнителя главной роли Николая Волкова, будущего Хоттабыча, посчитав, что даже в одиночку актер сможет вытянуть фильм.

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч"
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч"

Кстати, для Волкова эта роль стала прорывной. К моменту съемок ему было за 50, он служил в Одесском театре и сыграл несколько небольших ролей в кино. Режиссер Геннадий Казанский заметил актера в фильме «Насреддин в Бухаре», где тот предстал в образе звездочета. Режиссер остался очарован седовласым восточным мудрецом в чалме, и сомнений, кому доверить заглавную роль в новом киношедевре, не осталось. Кстати, конкуренты у актера были сильнейшие. На роль Хоттабыча пробовались такие звезды, как Евгений Лебедев и Георгий Вицин.

У Волкова кинокарьера после съемок пошла в гору. Предложений стало столько, что из театра он ушел и стал ежегодно сниматься в 4-5 картинах.

А вот дети-исполнители главных ролей актерами не стали. Например, Алексей Литвинов, сыгравший Вольку, окончил электромеханический техникум и долгое время работал в метро и на железной дороге. Лев Ковальчук – Гога – также стал техническим специалистом.

Магия монтажа, да и только

«Старик Хоттабыч» снимался сразу в четырех советских городах: Ленинграде, Москве, Одессе и Сочи. Но благодаря мастерству операторов и монтажеров резкие переходы из одного города в другой нам незаметны.

Так, Волька находит древний сосуд на дне Москвы-реки. В кадре можно увидеть Краснопресненскую набережную, еще не облицованную гранитом, и сталинскую высотку – гостиницу «Украина». Волька выпускает из сосуда джина, идет в школу, а возвращается оттуда домой через двор, который находится уже в Ленинграде.

Съемки сцены перед «полетом на ковре» проходили на вершине строящейся гостиницы «Пекин» – в тот момент здание было одним из самых в высоких в Москве. Приземляются герои во «дворце могущественного владыки» – санатории им. Орджоникидзе в Сочи.

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". Вид снят с вершины гостиницы "Пекин"
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". Вид снят с вершины гостиницы "Пекин"

Трюки на грани фантастики

По количеству и качеству спецэффектов «Старику Хоттабычу» не было равных в советском кино. Например, ворота, которые «подыгрывали» на футбольном матче, были раздвижными и стояли на скрытых рельсах. Когда ассистенты тянули за веревки, ворота изменяли форму или переезжали.

А в эпизоде, когда с неба падает большое количество мячей, режиссер попросил футболистов пнуть их вверх как можно выше. При монтаже съемку перемотали в обратном направлении.

Еще один впечатляющий момент фильма – как Хоттабыч съедает целый поднос эскимо. На самом деле вместо мороженого использовались глазированные сырки, чтобы Волков не простудился. Но и это было не так просто — за два дня актеру пришлось съесть 50 штук! Говорят, после он возненавидел этот десерт навсегда.

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч".
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч".
Но главным прорывом стало использование комбинированных съемок для изображения полета ковра-самолета и момента, как верблюды и слоны идут по Москве. Тогда компьютерной графики еще не существовало и все спецэффекты были сняты «вживую», а потом накладывались на съемки героев из павильонов.

Иногда город буквально дорисовывали – например, высотку на Котельнической набережной в сцене, когда Волька и его друг Женька едут с Хоттабычем в цирк на верблюде.

Обращали ли вы при просмотре внимание на то, что высотка на Котельнической нарисована?
Обращали ли вы при просмотре внимание на то, что высотка на Котельнической нарисована?

В наши дни возможность любоваться шедевром сталинского ампира, не нарисованным, а самым настоящим, будет у жителей клубного дома «Космо 4/22». В проекте два шестиэтажных корпуса, в которых после перехода апартаментов в квартиры – сейчас юридические процедуры на завершающей стадии – будет 73 лота, включая 10 пентхаусов с видовыми террасами, выходящими на реку.

Оснащен дом технологиями, которые раньше не могли вообразить даже волшебники: системой умного здания с бесконтактным доступом, видеонаблюдением и Wi-Fi на всей территории, бесшумными премиальными лифтами, датчиками движения в подземном паркинге и зарядными станциями для электрокаров. Воздух в резиденциях будет всегда наполнен свежестью благодаря индивидуальным сплит-системам и приточно-вытяжной вентиляции с УФ-фильтрами. А проточная вода достигнет качества бутилированной, проходя 4-ступенчатую очистку.

Подробнее узнать о проекте и подобрать лот можно на сайте застройщика – ГК «Галс-Девелопмент».