Найти тему

Непростая простота

1,4K прочитали

Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия. Но что-то постоянно цепляет и останавливает взгляд. И ответ на самом деле очевиден, просто слишком «примелькался».

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.

Заключается он собственно в том, что первые три этажа здания декорированы… «алмазным рустом». Для Петербурга это явление очень редкое если не единичное.

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-2

Сам по себе «алмазный руст» появился в России вместе с итальянскими мастерами, приглашенными в Москву еще при Иване III. Собственно в Первопрестольной он и прижился, став неотъемлемой частью ее архитектурного облика на многие столетия. Но столица Империи к таким «древним модам» была не склонна в принципе…

 

Дом на Лиговской улице был построен в 1898-м по проекту выпускника Императорской Академии художеств Оттона Людвиговича Игнатовича. В то время Оттон Людвигович был уже опытным архитектором-практиком, служил техником Выборгской части и специализировался именно на подобных ординарных зданиях (он и в последствии сохранит подобную «специализацию» построив в Петербурге более четырех десятков различных домов и производственных сооружений). Довольно компактное здание явно проектировалось с минимальными издержками. Очень простой фасад и плотная компоновка. Узкий «холодный» холл парадной.

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-3

Скромные лестничные площадки, правда достаточно хорошо освещенные широкими окнами.

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-4

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-5

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-6

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-7

Общее расположение квартир (двери с площадок ведут не прямо в квартиры, а в коридор) выглядит странно и более напоминает о меблированных комнатах, чем об обычном доходном жилье.

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-8

Но об этом чуть позднее… Декор подобран с учетом моды своего времени, но, и лепнина, и лестничные ограждения, и даже массивные входные двери – не самый дорогой вариант из «каталожной» продукции массового производства.

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-9

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-10

 Много раз проходя мимо этого здания не мог определить для себя что с ним не так. Вполне рядовая компактная ординарная застройка конца позапрошлого столетия.-11

Одним словом, с учетом места, доходный дом был ориентирован отнюдь не на самых состоятельных арендаторов. Тем удивительнее выглядит идея Отто Людвиговича с использованием «алмазного руста»…

 

Вполне возможно Игнатович просто решил провести своеобразный эксперимент с еще не вышедшим из моды неорусским стилем, который одно время даже пользовался «высочайшим покровительством». Да собственно и сам дом располагался совсем рядом с Николаевским вокзалом – главными «московскими» воротами столицы… Хотя свою роль в таком «стильном» решении могли играть и заказчики. Люди тоже отнюдь не простые…

 

Владельцами участка и заказчиками строительства этого дома были очень известный в Петербурге портной, специалист по элитным заказам и владелец популярного магазина готового платья на Невском проспекте Абрам-Генох Каплун и его старший сын, будущий наследник семейного бизнеса и торгового дома «А.Каплун и сын» - Арон Абрамович Каплун. Вообще это конечно была не единственная недвижимость уважаемого семейства курляндских евреев в Петербурге (о их домах и некоторых семейных подробностях я уже писал пару раз), но сие приобретение имело свои особенности. Тут речь шла не только о доходном жилье. Дело в том, что в 1895-м, в дополнение к традиционному семейному бизнесу, торговый дом «А.Каплун и сын» приобрел…кондитерскую фабрику «С.Васильев», ставшую впоследствии акционерным обществом «Миньон». И это кондитерское производство было расположено именно по этому адресу на Лиговской улице. Вообще, будет логично предположить (да собственно это подтверждается и дальнейшими событиями), что инициатором всех этих операций по «диверсификации бизнеса» выступал 35-летний Арон Абрамович. Почтенному главе семейства тогда было уже 65… «Шоколадным делом» в семье занимался младший сын - Евгений Абрамович, но недвижимость и после смерти уважаемого родителя принадлежала Арону. И на этом история не еще закончилась.

 

Не берусь судить о деловых успехах или неудачах семейства Каплун в «новых сферах», но недвижимость на Лиговской через 13 лет была продана и в 1911-м обрела другого владельца. Им стал 40-летний выходец из Угличского уезда Ярославской губернии, купец второй гильдии и потомственной почетный гражданин Петр Федорович Морозов. Он прибыл в Петербург 17 лет от роду и при поддержке земляков, коих было в столице внушительное число, начал свою карьеру с банальной службы в трактире. Однако, к описываемому времени, Морозов уже владел собственной торговлей «фруктами и колониальными товарами» и, самое главное – был хозяином… трех петербургских гостиниц. Конечно «Дунай» или «Европа» не Гранд-отели, но стабильный и достаточно высокий доход своему владельцу они обеспечивали. Приобретение «привокзальной» недвижимости для аналогичных целей было для Петра Федоровича разумным и очень прагматичным шагом. С этого момента дом Каплунов стал гостиницей и скорее всего именно тогда изменилась планировка расположения квартир, превратившихся в «нумера». Продав одну из ране приобретенных гостиниц этой Морозов будет владеть вплоть до 1917-го. И даже после революции тут еще некоторое время будут располагаться меблированные комнаты со звучным названием «Версаль».  

 

Такая вот история.

 

P.S. После революции Петр Федорович Морозов, будучи состоятельным человеком и отцом восьмерых детей, как и многие другие, в одночасье лишился всего и был выслан из Петербурга. Он был оторван от семьи, хотя в мытарствах своих прожил аж до 1939 года. При всем этом интересно, что его четвертый сын - Алексей Петрович Морозов, несмотря на биографию своего отца, успешно закончил Ленинградский институт инженеров промышленного строительства, стал фактически создателем целой школы инженеров – специалистов по большепролетным конструкциям, академиком, дважды лауреатом государственных премий с именем которого было связано строительство Дворца спорта «Юбилейный» и нескольких станций Метрополитена.