Давно собирался написать про первых американцев, получивших высшую советскую награду – орден Ленина. И, кажется, это были вообще первые граждане США, удостоенные хоть каких-то знаков отличий от СССР. Речь идет, конечно же, о бортмеханиках, принявших участие в спасении челюскинцев. С одним из них советское правительство угодило в идеологическую ловушку… точнее, могло бы угодить, если бы серьезно относилось к собственной идеологии. Эту западню предпочли не заметить – сила сталинского государства состояла в том, что неудобные факты просто отбрасывались.
Итак, откуда взялись американцы? С первым из них всё довольно просто – Клайд Гудвин Армистед (Clyde Goodwin Armitstead) слыл лучшим авиамехаником Фербенкса. На момент событий ему было 31 год, (он родился 19 июня 1902 г).
Советские представители, появившиеся в городе в начале марта 1934 года, просто навели справки – кто здесь номер один? И отправились прямиком к нему. Клайд Армистед совершенно не собирался никуда лететь, ни на какую Чукотку, но ему предложили такой контракт, перед которым он не смог устоять. Второго механика порекомендовал именно Клайд – он назвал Уильяма Лавери, в просторечии именуемого Биллом. По мнению Клайда, никто не умел лучше него запускать моторы в сильные морозы. Биллу только-только стукнуло 20 лет, точнее, даже не исполнилось, поскольку переговоры шли в начале марта, еще до прибытия в Фербенкс Ушакова, Слепнева и Леваневского, а день рождения Билла Лавери приходится на 16 марта. В любом случае, Лавери стал самым молодым участником челюскинских событий. Это был истинный северянин, родившийся и выросший в Фербенксе, он происходил из семьи пионеров. Однако семья была далеко непростая, а можно сказать сложная.
До прибытия на Аляску его отец Роберт Лавери работал на Гавайях, управлял плантацией сахарного тростника. В 1897 году он примчался в Доунсон на Клондайк, в самом начале золотой лихорадки. Там он сначала трудится горняком, потом бухгалтером в магазине. В 1904 году он женится на местной девушке Маршиа Латимер. Его дела идут все лучше и лучше. Годом позже семья переезжает в Фербенкс, и Роб открывает магазин «Дом качества Лавери», практически универмаг. Лавери-старший – активист республиканской партии, входит в руководящие органы на уровне штата. Постепенно он становится преуспевающим бизнесменом, в двадцатые годы работает директором Первого Национального Банка Фербенкса. По советским критериям – типичный представитель торгово-финансовой буржуазии, к тому же реакционер. И вот его сына нанимают спасать челюскинцев!
И в целом кампания спасателей подобралась удивительная по происхождению: Ушаков – из уссурийских казаков, Леваневский - польский шляхтич, Слепнев – царский офицер, и Билл Лавери – из семьи финансового воротилы. Прям, готовая белогвардейская ячейка!
А как же Билл с такими корнями попал в механики? Тут тоже все сложнее, чем в схемах. Первый авиатор Аляски Бен Эйелсон начал летать в окрестностях Фербенкса в 1923 году. Но не сам по себе, поскольку у него не было денег. Под него была создана компания Pioneer Airplane Corporation, на которую скинулись богатые жители Фербенкса, в числе которых был и Роберт Лавери. На эти совместные деньги был куплен один самолет, с которого и началась авиационная история. Так что семья Лавери стояла у истоков. Второй сын Роберта - наш герой Уильям, родился в 1914 году. А в возрасте 15 лет (то есть в 1929 году) он поехал учится в лётную школу в Калифорнию, и получил там лицензию пилота. Так что он был не только механиком, но еще и летчиком.
Но больше того, он являлся еще и владельцем собственной авиакомпании «Lavery Airways»! В американских источниках существует путаница, где-то говорится, что он основал её в 1935 году, где-то, «когда ему было 20 лет», а в других – «в возрасте 19 лет». Если верно последнее, то к челюскинским событиям компания уже существовала. Позднее она стала выполнять регулярные рейсы по маршруту Фербенкс- Анкоридж. Если же правильными являются первые утверждения, то значит в основание своей фирмы Билл Лавери положил деньги, вырученные от спасения челюскинцев! И в любом случае, первый американец, который получил от советского правительства орден Ленина, оказался отнюдь не пролетарием. А совсем наоборот, классово чуждым. С другой стороны, он всё-таки был и механиком, и пилотом? А значит, можно причислит его в передовые гегемоны? Я не знаю, как разрешить это противоречие. Наверное, только сам Ленин смог бы с этим справиться.
Но оставим теоретические проблемы, и перейдем к реальным событиям. Два американских механика оказались наняты. Вечером 21 марта в Фербенксе появились Ушаков, Слепнев и Леваневский, и механики могли приступить к работе по контракту. В первые дни летчики должны были совершить ознакомительные и тренировочные полеты, потом самолеты красились. В конце марта самолеты перелетели в Ном, на это должно было уйти 4-5 часов.
30 марта Леваневский с Ушаковом и Клайдом Армистедом на борту совершают примерно трехчасовой полет, в конце которого, при подлете к Ванкарему, «воздушный конь сломал свои быстрые ноги», а «крылья самолета обросли бородой сосулек», - так это описывала «Правда». То есть произолшла авария. После этого самолет стало годен только на разборку, а Армистеду остаётся только помогать своему младшему товарищу, когда он появится в Ванкареме
Биллу Лавери довелось поработать побольше: Слепнев несколько раз пытался перелететь Берингов пролив, и 1 апреля, с третьей попытки, приземлился в Уэлене. 7 апреля Слепнев с Лавери перелетают в Ванкарем, где механик остаётся на базе. Слепнев летит на льдину без него, и там ломает стойку шасси. Возвращается 10 апреля в Ванкарем, 11 апреля вместе с механиком летит в Уэлен, а затем обратно. 12 апреля Слепнев, вместе с Ушаковым, больным Шмидтом и обоими механиками летит в Ном, на какой полет уходит 2 часа 10 минут. На этом контракт с американскими механиками оказывается завершён. Сколько им заплатили за работу по договору, мне остаётся только догадываться.
На следующий день, 13 апреля, товарищ Сталин просит правительство наградить механиков орденами Ленина и выплатить им премию в размере годового оклада, впрочем, не уточняя, по советским тарифным расценкам, или как на Аляске принято. Правительство думает неделю и 21 апреля 1934 года выпускает постановление, где признает заслуги американцев и награждает их орденами Ленина. Годовую денежную премию им тоже выписывают. Она оказывается несколько больше, чем у советских механиков – американцам решают выплатить по 2500 долларов. Кроме того, им оплатили проезд до Москвы и обратно, а также культурную программу в СССР.
Клайд Армистед и Билл Лавери приехали в Москву в сентябре 1934 год. Утром 10 сентября им вручили ордена, затем они вместе с фотографами прогулялись по Красной площади. Также им подарили небольшие сувениры, Клайд в почтенном возрасте описал их так: «фотоальбом и маленький фильм».
Как долго американцы были в СССР, мне неизвестно, но на обратном пути к Аляске они заехали в город Вашингтон и там 20 октября посетили советское посольство. Точнее, посетил только один Армистед, так как юный Лавери торопился по делам и улетел раньше, на самолете помчался в Сан-Франциско, - так говорится в заметке газеты "Ивнинг стар".
Цитата из газеты, из статьи "Ship Rescue Heroes Here"
"Армистед сказал атташе посольства, что на момент проведения спасательной операции было совсем не холодно — всего 25-30 градусов ниже нуля. По его словам, в Фэрбенксе столбик термометра опускается до 60 градусов ниже нуля. Он находился на авиабазе на мысе Ванкарем, где следил за состоянием двигателей для постоянных спасательных операций. Его самолет был слегка поврежден при посадке, и ему пришлось проделать напряженную работу с собачьими упряжками, чтобы произвести ремонт".
Американские газеты тоже немного преувеличивают (или преуменьшают?). Самолет Леваневского может и был поврежден слегка, но навсегда - его оставили на берегу. Никакого ремонта не проводилось, но возможно, с него что-то сняли для второго самолета.
Говорят, что на выплаченную премию Лавери купил себе кинокамеру и стал первым кинолюбителем в Фэрбанксе. В Аляскинских архивах хранится много хроники, в том числе запечатлевшей последующии визиты Леваневского на Аляску, и часть из них сделана именно на эту камеру.
В августе 1937 годе, во время «розысков Леваневского» советская сторона снова ненадолго нанимала Армистеда: 14 августа в качестве второго пилота при основном пилоте Роббинсе на самолете «Фейрчайлд» он вылетал из Фербенкса на северо-запад, на расстояние 400 миль, - так про это писала «Правда». Непонятно, или Клайд тоже получил лицензию пилота, или газета слегка напутала? Подобные полеты на «поиски Леваневского» были пустой формальностью и быстро прекратились.
Советское правительство за орден Ленина поначалу делало американцам ежемесячные выплаты, возможно, как и советским кавалерам, по 300 рублей. В валюте это получалось около 25 долларов. В 1947 году, после начала холодной войны, эти выплаты остановили. Советский документалист Юрий Сальников разговаривал с Армистедом в 1990 году и по его словам тот оценил это так:
«Дело не в деньгах (кстати, совсем небольших): это была связь, которая прервалась по политическим причинам».
Дальнейшая судьба американских кавалеров ордена Ленина:
Клайд Гудвин Армистед всю жизнь продолжал работать механиком. На пенсии жил попеременно в Калифорнии и на Аляске, имел земельные участки в Анкоридже. Дожил до почтенного возраста, до 95 лет, умер 11 февраля 1997 года.
Уильям Лавери занимался своей авиакомпанией до 1942 года, а потом продал её более крупному игроку Alaska Airlines за 60 тыс. долларов, вместе с линией Фербенкс- Анкоридж. Продолжал летать в качестве пилота до 1970 года. Позже еще работал менеджером международного аэропорта в Фербенксе. Умер в Фербенксе в декабре 1983 года, возрасте 69 лет.
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.