Картины художника Винсента Ван Гога вызывают у многих противоречивые чувства. Одни считают его всего лишь сумасшедшим, другие – великим гением, который предвосхитил искусство 20 века. Чем больше я изучаю творчество этого художника и читаю его письма к своему брату Тео, тем больше я убеждаюсь, что он находился в постоянных размышлениях о вечности и смысле бытия.
Вся его жизнь была сплошным преодолением трудностей. Ван Гог почти все время нуждался в деньгах, жил практически в нищете, временами даже голодал. Его картины не продавались, люди смеялись над его манерой живописи, у него совсем не было друзей.
«Что я такое в глазах большинства? Ноль, чудак, неприятный человек, некто, у кого нет и никогда не будет положения в обществе, - словом, ничтожество из ничтожеств. Ну что ж, допустим, что все это так. Так вот, я хотел бы своей работой показать, что таится в сердце этого чудака, этого ничтожества», - пишет Ван Гог в одном из своих писем.
У меня сложилось ощущение, что именно эта непрекращающаяся борьба художника с окружающими и самим собой способствовала обостренному восприятию действительности. Манера Ван Гога динамичная, напряженная , экспрессивная. Он намеренно все преувеличивает, будто вступая в сопротивление с какой-то неведомой силой.
Ван Гог писал несмотря ни на что, он видел в своем творчестве миссию для будущих поколений художников и даже сравнивал себя со страдающим и непонятым Христом.
Взгляните на картину «Пьета», написанную в 1889 году. На полотне, созданном в тревожных сине-желтых тонах, мы видим Деву Марию, которая скорбит по умершему сыну.
Эта картина скорее исключение, чем правило – живописец редко обращался к библейским сюжетам. Это произведение считается очень личным. В образе Христа искусстоведы угадывают портрет самого Ван Гога, делая вывод, что таким образом художник изображает свои собственные страдания. Через год после написания «Пьеты» Ван Гог покончил с собой.