Найти тему
киНоНостальгия

Однажды на диком юге. Болотный неовестерн "Южное гостеприимство" (1981).

1973-й год. Южный штат Луизиана. Военные сборы национальной гвардии. Отряду из девяти человек поручено тренировочное патрулирование местности. Через некоторое время патруль выходит к разлившимся в лесу водам и понимает, что намеченный маршрут оказался на дне разлива.

Простое разумное решение- солдатам вернуться на базу и проложить новый маршрут. Поступи они по уму - и события для обряженных в форму разношерстных гражданских потекли бы по проторенной колее. Сборы, "война" понарошку, "демобилизация" и прощальный загул в местном шалмане с выпивкой и девицами не строгих нравов. Самый ушлый в отряде уже "забронировал" знакомое местечко.

-2

Тут на счастье (а по факту - на беду) поблизости обнаруживается охотничья стоянка. На веревках сушатся шкуры, на столе лежит туша убитого оленя, на крючках висят свежевыловленные рыбины. И - не удача ли? - на водной глади покачиваются четыре каноэ.

Часть солдат резонно аргументирует - лодки-де не наши, давайте-ка подобру поздорову уберемся из этого неприятного, пахнущего кровью животных местечка. Находятся и "горячие головы", которым в голову ударяет ощущение вседозволенности. На них униформа, они "при исполнении", а значит, могут поступать так, как в скучной повседневности никогда бы себе не позволили.

Командир подразделения, ветеран Вьетнама штаб-сержант Пул колеблется, и все-таки склоняется к идее "одолжить" каноэ - при условии, что одно остается хозяевам, чтобы они смогли вернуть имущество, и что будет написана объяснительная записка с извинениями.

Сержант и его команда еще не догадываются, что их решение - своеобразный "перекресток судьбы", на котором они свернут не туда.

-3

Отряд уже рядом с противоположным берегом, когда из зарослей появляются четыре молчаливых мужика с ружьями. Важно пояснить, что это каджуны - представители этнической группы франкофонных американцев, в основном проживающих в южных штатах.

В слово "каджун" (cajune) обычно не вкладывается негативный смысл. Это уважаемая часть населения с уникальной культурой, бытом, своеобразным вариантом французского языка. Тем не менее, иногда кличка "каджун" выражает издевательски-насмешливое отношение к провинциалам, живущим среди болот и полу-затопленных лесов. В этом значении "каджун" в каком-то смысле - синоним таких оскорбительных слов, как hillbilly (Билли с холма) или redneck (красная/загорелая шея) - так, по-русски говоря, презрительно называют "деревенщину" припонтованные жители больших городов.

Эта ремарка важна, так как именно с неуважительного инцидента начнется кошмар "городских пижонов" в дебрях южных болот.

-4

Еще один "перекресток судьбы" - каджуны пока не проявляют признаков агрессии. Солдаты кричат им: "Прочтите записку! Лодки вернем!". И тут великовозрастный дебил, заигравшийся в "войнушку", решает пошутить над "дикарями" и выпускает в их сторону пулеметную очередь. Конечно, холостыми - на учениях нацгвардии боевые патроны солдатам на выдали.

В ответ раздается по-охотничьи меткий выстрел, и пуля эффектно вышибает мозги из головы сержанта.

-5

"Вояки" показывают уровень подготовки - их охватывает бесконтрольная паника. Опрокидываются каноэ, солдаты отчаянно пытаются выбраться на берег, в суматохе теряется карта, тонет компас.

С трудом вытащив труп сержанта на берег, рядовые с ужасом осознают свое положение. Единственный человек с реальным армейским опытом мертв. Каноэ потеряны. Ориентироваться в чаще, среди болот придется по солнцу, то есть идти чуть ли не наугад. Из боеприпасов - холостые патроны и штык-ножи. За спиной - каджуны, местные жители, знающие каждую тропку и привыкшие без промаха стрелять по зверью. У них есть лодка, оружие и амуниция. И намерения суровых лесных обитателей пока непонятны.

-6

В отряде находится основательный мужик, который в отличие от остальных, с самого начала воспринял "военные игры" всерьез и прихватил коробку с боевыми патронами, на всякий пожарный. Под давлением товарищей по несчастью ему приходится поделиться - увы, все равно на каждого приходится буквально по несколько патронов. По сути дела люди в форме почти безоружны перед "деревенскими".

-7

Ситуация усугубляется тем, что в отряде царят разброд и шатания. Брутальный мужик неохотно делится боеприпасами и в целом все время идет на обострение. Другой явно тронулся умом. Сержант Каспер, принявший командование, не пользуется авторитетом. Заслуженно: Каспер - слабак, лишенный лидерской воли, он бесполезен в ориентировании и не может вывести отряд к "цивилизации". Самые адекватные из гвардейцев обсуждают смену командира (в этих ролях отличные актеры Пауэрс Бут и Кит Каррадайн).

-8

Легко догадаться, что вскоре начинают проявлять себя и каджуны. Очевидно, что они - не только опытные следопыты и меткие стрелки. Обитатели заболоченных лесов еще и незаурядные - что твой Хичкок - мастера саспенса, обладающие извращенным чувством макабрического юмора.

Идут солдаты по лесу, и вдруг на пути у них - развешенные среди деревьев мертвые зайцы. "Их восемь, - говорит сосчитавший выпотрошенные тушки гвардеец. "И нас тоже восемь"- мрачно отвечает другой.

А еще каджуны могут выкопать похороненных в чаще погибших солдат - и заботливо привязать трупы к засохшему стволу. Или устроить ловушку из падающих в топь мертвых деревьев - прыгайте и уворачивайтесь как те же трусливые зайцы, если не хотите разделить их участь.

И это еще не весь арсенал изобретательных охотников, решивших устроить адскую игру на выживание с "городскими".

-9

В одной из недавних публикаций я писал о странной карме режиссера Уолтера Хилла. Многие его ленты проваливались в прокате, чтобы потом стать культовой классикой. Причины провала обычно трудно объяснить объективно, ибо фильмы Хилла из его лучших времен - исключительно профессионально, талантливо сделанное жанровое кино. Зато очевидны причины популярности изначально провальных работ Хилла - хорошие фильмы чаще всего рано или поздно находят преданную аудиторию.

"Южное гостеприимство" (Southern Comfort, 1981) в этом плане разделило судьбу целого ряда других картин Хилла. Разделило более чем заслуженно.- ведь это отменный action-триллер.

Я бы даже рискнул дать дополнительное (или альтернативное) определение жанра - "болотный вестерн". Смертельно опасное путешествие через враждебные территории - один из распространённых сюжетов-архетипов жанра. Поменяйте живописные прерии на не менее живописную глухомань Луизианы. Вышедших на тропу войны индейцев - на каджунов. Отряд кавалеристов - на патруль нацгвардии. И перед вами типичный сюжет вестерна, только вместо Дикого Запада - дикий Юг.

-10

Уолтер Хилл мастерски нагнетает напряжение. Каджуны словно забавляются, не торопясь с быстрой расправой. Кажется, они издеваются над чужаками, изощренно мстят за высокомерие по отношению к "местным".

Ощущение бессилия нацгвардейцев укрепляют их собственные нелепые действия. Они конфликтуют между собой, дело даже доходит до поножовщины. Их "боевые" действия - бесполезны и бестолковы. Вместо того, чтобы экономить немногочисленные боеприпасы, они глупо расходуют их, безрезультатно паля куда попало. Остается только гадать: кто, когда и как погибнет в заболоченной чаще.

-11

Не сочтите за спойлер, тем более что если вы более или менее опытный зритель, то без труда догадаетесь, кто должен выжить. По идее - наиболее трезвомыслящие, хладнокровные и адекватные персонажи. Они с самого начала не теряют головы, пытаются настоять на верных решениях при выборе направлений на "перекрестках судьбы". Законы жанра соблюдены.

-12

Однако под занавес, когда кажется, что спасение неизбежно, авторы "Южного гостеприимства" устраивают отменный саспенс. Мы успели проникнуться симпатией к этим персонажам, и когда над ними нависает смертельная опасность, превосходно хронометрированный и смонтированный финал нешуточно щекочет нервы.

Выживут герои, выживут ли все? Или?... В принципе, в таком жестком фильме возможны варианты, happy end - не гарантирован. Поволнуйтесь

-13

Нужно отдать должное двум важным соавторам Хилла, которые помогли ему создать впечатляющую атмосферу фильма.

Во-первых, оператору Эндрю Ласло. Ранее он снял другую культовую ленту Хилла - "Воины" (The Warriors, 1979) и отменный сериал "Сегун" (Shogun, 1980). "Южное гостеприимство" стало новым профессиональным вызовом для Ласло. Снимать приходилось полностью на натуре, причем очень капризной и технически дискомфортной.

-14

Съемки проходили в так называемой bayou - лесистой равнине, где чередуются обильно залитые проточной водой участки и заболоченные местности. Bayou - исключительно кинематографическая натура, которая может выглядеть на экране и очень красиво, и романтично, и угрожающе, и пугающе. Bayou - неотъемлемая часть луизианского ландшафта и направления так называемой "южной готики" в американском искусстве.

Есть только одна проблема - снимать среди ручьев, разливов и болот очень сложно. Особенно когда задача - обеспечить эффект присутствия, оказаться вместе с героями посреди затопленного леса.

Когда в топи устанавливали платформу для камеры, тяжелая конструкция начинала погружаться в грязную жижу. Ставили камеру на треножник - одна из ножек вязла в мягкой почве и заваливала камеру вбок, рискуя не только забраковать кадр, но и попросту утопить дорогостоящую аппаратуру.

-15

Несмотря на все сложности Ласло достойно справился с вызовом, и итоговая "картинка" выглядит, мягок говоря, превосходно. Ни на секунду не возникает ощущения недостоверности или съемок в комфортном студийном павильоне.

-16

Еще один важный член команды - известный композитор и музыкант, гитарист-виртуоз Рай Кудер, не раз сотрудничавший с Хиллом. Его настроенческий саундтрек придает атмосфере фильма ноту печальной меланхолии и обреченности. Сочетание визуального ряда от Ласло и музыки от Кудера создает идеальный фон для напряженного действия.

-17

Я могу с чистым сердцем рекомендовать "Южное гостеприимство" к просмотру. Лента Уолтера Хилла не выглядит устаревшей ни с точки зрения сюжета, ни в плане постановки, ни по актерской игре (весь каст хорош), ни даже чисто технически.

Пытаюсь представить, каким бы был голливудский ремейк, сними его сегодня, какие актеры согласились бы провести в болотах несколько недель съемок, какая бы часть фильма снималась в палильное на фоне нарисованных на компьютере пейзажей. Все-таки как приятно посмотреть такую старую добрую "ламповую" классику про обычных людей в экстраординарных обстоятельствах, а не про супергероев в трико.

-18

Считаю нужным предупредить зрительниц женского пола: "Южное гостеприимство" - чисто мужское кино. До самой последней сцены на экране не появляется ни одной женщины. Никакой романтики, никакой "случайно" встреченной в топях красотки - только испуганные гражданские в военной форме и их непреклонные преследователи.

Если этот факт не смущает - смотрите и получайте удовольствие. Фильм очень и очень достойный, пусть и незаслуженно находящийся в тени громких блокбастеров из золотой эпохи action-кино.

-19
-20
-21