1973-й год. Южный штат Луизиана. Военные сборы национальной гвардии. Отряду из девяти человек поручено тренировочное патрулирование местности. Через некоторое время патруль выходит к разлившимся в лесу водам и понимает, что намеченный маршрут оказался на дне разлива.
Простое разумное решение- солдатам вернуться на базу и проложить новый маршрут. Поступи они по уму - и события для обряженных в форму разношерстных гражданских потекли бы по проторенной колее. Сборы, "война" понарошку, "демобилизация" и прощальный загул в местном шалмане с выпивкой и девицами не строгих нравов. Самый ушлый в отряде уже "забронировал" знакомое местечко.
Тут на счастье (а по факту - на беду) поблизости обнаруживается охотничья стоянка. На веревках сушатся шкуры, на столе лежит туша убитого оленя, на крючках висят свежевыловленные рыбины. И - не удача ли? - на водной глади покачиваются четыре каноэ.
Часть солдат резонно аргументирует - лодки-де не наши, давайте-ка подобру поздорову уберемся из этого неприятного, пахнущего кровью животных местечка. Находятся и "горячие головы", которым в голову ударяет ощущение вседозволенности. На них униформа, они "при исполнении", а значит, могут поступать так, как в скучной повседневности никогда бы себе не позволили.
Командир подразделения, ветеран Вьетнама штаб-сержант Пул колеблется, и все-таки склоняется к идее "одолжить" каноэ - при условии, что одно остается хозяевам, чтобы они смогли вернуть имущество, и что будет написана объяснительная записка с извинениями.
Сержант и его команда еще не догадываются, что их решение - своеобразный "перекресток судьбы", на котором они свернут не туда.
Отряд уже рядом с противоположным берегом, когда из зарослей появляются четыре молчаливых мужика с ружьями. Важно пояснить, что это каджуны - представители этнической группы франкофонных американцев, в основном проживающих в южных штатах.
В слово "каджун" (cajune) обычно не вкладывается негативный смысл. Это уважаемая часть населения с уникальной культурой, бытом, своеобразным вариантом французского языка. Тем не менее, иногда кличка "каджун" выражает издевательски-насмешливое отношение к провинциалам, живущим среди болот и полу-затопленных лесов. В этом значении "каджун" в каком-то смысле - синоним таких оскорбительных слов, как hillbilly (Билли с холма) или redneck (красная/загорелая шея) - так, по-русски говоря, презрительно называют "деревенщину" припонтованные жители больших городов.
Эта ремарка важна, так как именно с неуважительного инцидента начнется кошмар "городских пижонов" в дебрях южных болот.
Еще один "перекресток судьбы" - каджуны пока не проявляют признаков агрессии. Солдаты кричат им: "Прочтите записку! Лодки вернем!". И тут великовозрастный дебил, заигравшийся в "войнушку", решает пошутить над "дикарями" и выпускает в их сторону пулеметную очередь. Конечно, холостыми - на учениях нацгвардии боевые патроны солдатам на выдали.
В ответ раздается по-охотничьи меткий выстрел, и пуля эффектно вышибает мозги из головы сержанта.
"Вояки" показывают уровень подготовки - их охватывает бесконтрольная паника. Опрокидываются каноэ, солдаты отчаянно пытаются выбраться на берег, в суматохе теряется карта, тонет компас.
С трудом вытащив труп сержанта на берег, рядовые с ужасом осознают свое положение. Единственный человек с реальным армейским опытом мертв. Каноэ потеряны. Ориентироваться в чаще, среди болот придется по солнцу, то есть идти чуть ли не наугад. Из боеприпасов - холостые патроны и штык-ножи. За спиной - каджуны, местные жители, знающие каждую тропку и привыкшие без промаха стрелять по зверью. У них есть лодка, оружие и амуниция. И намерения суровых лесных обитателей пока непонятны.
В отряде находится основательный мужик, который в отличие от остальных, с самого начала воспринял "военные игры" всерьез и прихватил коробку с боевыми патронами, на всякий пожарный. Под давлением товарищей по несчастью ему приходится поделиться - увы, все равно на каждого приходится буквально по несколько патронов. По сути дела люди в форме почти безоружны перед "деревенскими".
Ситуация усугубляется тем, что в отряде царят разброд и шатания. Брутальный мужик неохотно делится боеприпасами и в целом все время идет на обострение. Другой явно тронулся умом. Сержант Каспер, принявший командование, не пользуется авторитетом. Заслуженно: Каспер - слабак, лишенный лидерской воли, он бесполезен в ориентировании и не может вывести отряд к "цивилизации". Самые адекватные из гвардейцев обсуждают смену командира (в этих ролях отличные актеры Пауэрс Бут и Кит Каррадайн).
Легко догадаться, что вскоре начинают проявлять себя и каджуны. Очевидно, что они - не только опытные следопыты и меткие стрелки. Обитатели заболоченных лесов еще и незаурядные - что твой Хичкок - мастера саспенса, обладающие извращенным чувством макабрического юмора.
Идут солдаты по лесу, и вдруг на пути у них - развешенные среди деревьев мертвые зайцы. "Их восемь, - говорит сосчитавший выпотрошенные тушки гвардеец. "И нас тоже восемь"- мрачно отвечает другой.
А еще каджуны могут выкопать похороненных в чаще погибших солдат - и заботливо привязать трупы к засохшему стволу. Или устроить ловушку из падающих в топь мертвых деревьев - прыгайте и уворачивайтесь как те же трусливые зайцы, если не хотите разделить их участь.
И это еще не весь арсенал изобретательных охотников, решивших устроить адскую игру на выживание с "городскими".
В одной из недавних публикаций я писал о странной карме режиссера Уолтера Хилла. Многие его ленты проваливались в прокате, чтобы потом стать культовой классикой. Причины провала обычно трудно объяснить объективно, ибо фильмы Хилла из его лучших времен - исключительно профессионально, талантливо сделанное жанровое кино. Зато очевидны причины популярности изначально провальных работ Хилла - хорошие фильмы чаще всего рано или поздно находят преданную аудиторию.
"Южное гостеприимство" (Southern Comfort, 1981) в этом плане разделило судьбу целого ряда других картин Хилла. Разделило более чем заслуженно.- ведь это отменный action-триллер.
Я бы даже рискнул дать дополнительное (или альтернативное) определение жанра - "болотный вестерн". Смертельно опасное путешествие через враждебные территории - один из распространённых сюжетов-архетипов жанра. Поменяйте живописные прерии на не менее живописную глухомань Луизианы. Вышедших на тропу войны индейцев - на каджунов. Отряд кавалеристов - на патруль нацгвардии. И перед вами типичный сюжет вестерна, только вместо Дикого Запада - дикий Юг.
Уолтер Хилл мастерски нагнетает напряжение. Каджуны словно забавляются, не торопясь с быстрой расправой. Кажется, они издеваются над чужаками, изощренно мстят за высокомерие по отношению к "местным".
Ощущение бессилия нацгвардейцев укрепляют их собственные нелепые действия. Они конфликтуют между собой, дело даже доходит до поножовщины. Их "боевые" действия - бесполезны и бестолковы. Вместо того, чтобы экономить немногочисленные боеприпасы, они глупо расходуют их, безрезультатно паля куда попало. Остается только гадать: кто, когда и как погибнет в заболоченной чаще.
Не сочтите за спойлер, тем более что если вы более или менее опытный зритель, то без труда догадаетесь, кто должен выжить. По идее - наиболее трезвомыслящие, хладнокровные и адекватные персонажи. Они с самого начала не теряют головы, пытаются настоять на верных решениях при выборе направлений на "перекрестках судьбы". Законы жанра соблюдены.
Однако под занавес, когда кажется, что спасение неизбежно, авторы "Южного гостеприимства" устраивают отменный саспенс. Мы успели проникнуться симпатией к этим персонажам, и когда над ними нависает смертельная опасность, превосходно хронометрированный и смонтированный финал нешуточно щекочет нервы.
Выживут герои, выживут ли все? Или?... В принципе, в таком жестком фильме возможны варианты, happy end - не гарантирован. Поволнуйтесь
Нужно отдать должное двум важным соавторам Хилла, которые помогли ему создать впечатляющую атмосферу фильма.
Во-первых, оператору Эндрю Ласло. Ранее он снял другую культовую ленту Хилла - "Воины" (The Warriors, 1979) и отменный сериал "Сегун" (Shogun, 1980). "Южное гостеприимство" стало новым профессиональным вызовом для Ласло. Снимать приходилось полностью на натуре, причем очень капризной и технически дискомфортной.
Съемки проходили в так называемой bayou - лесистой равнине, где чередуются обильно залитые проточной водой участки и заболоченные местности. Bayou - исключительно кинематографическая натура, которая может выглядеть на экране и очень красиво, и романтично, и угрожающе, и пугающе. Bayou - неотъемлемая часть луизианского ландшафта и направления так называемой "южной готики" в американском искусстве.
Есть только одна проблема - снимать среди ручьев, разливов и болот очень сложно. Особенно когда задача - обеспечить эффект присутствия, оказаться вместе с героями посреди затопленного леса.
Когда в топи устанавливали платформу для камеры, тяжелая конструкция начинала погружаться в грязную жижу. Ставили камеру на треножник - одна из ножек вязла в мягкой почве и заваливала камеру вбок, рискуя не только забраковать кадр, но и попросту утопить дорогостоящую аппаратуру.
Несмотря на все сложности Ласло достойно справился с вызовом, и итоговая "картинка" выглядит, мягок говоря, превосходно. Ни на секунду не возникает ощущения недостоверности или съемок в комфортном студийном павильоне.
Еще один важный член команды - известный композитор и музыкант, гитарист-виртуоз Рай Кудер, не раз сотрудничавший с Хиллом. Его настроенческий саундтрек придает атмосфере фильма ноту печальной меланхолии и обреченности. Сочетание визуального ряда от Ласло и музыки от Кудера создает идеальный фон для напряженного действия.
Я могу с чистым сердцем рекомендовать "Южное гостеприимство" к просмотру. Лента Уолтера Хилла не выглядит устаревшей ни с точки зрения сюжета, ни в плане постановки, ни по актерской игре (весь каст хорош), ни даже чисто технически.
Пытаюсь представить, каким бы был голливудский ремейк, сними его сегодня, какие актеры согласились бы провести в болотах несколько недель съемок, какая бы часть фильма снималась в палильное на фоне нарисованных на компьютере пейзажей. Все-таки как приятно посмотреть такую старую добрую "ламповую" классику про обычных людей в экстраординарных обстоятельствах, а не про супергероев в трико.
Считаю нужным предупредить зрительниц женского пола: "Южное гостеприимство" - чисто мужское кино. До самой последней сцены на экране не появляется ни одной женщины. Никакой романтики, никакой "случайно" встреченной в топях красотки - только испуганные гражданские в военной форме и их непреклонные преследователи.
Если этот факт не смущает - смотрите и получайте удовольствие. Фильм очень и очень достойный, пусть и незаслуженно находящийся в тени громких блокбастеров из золотой эпохи action-кино.