Найти в Дзене

Секреты Майи Плисецкой: новая книга о балерине Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙ

Оглавление

Писательница Инесса Плескачевская представила в московском книжном магазине «Библио-глобус» свою новую творческую работу "Плисецкая. Стихия по имени Майя. Портрет на фоне эпохи", которая вышла в серии «Жизнь знаменитых людей».

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Предлагаем ниже свою версию вопросов и ответов этой интересной встречи с автором.

Понятное дело, речь в книге идёт о народной артистке СССР Майе Плисецкой, которая за границей стала настоящей иконой советского балета. Отметим, что ее первым мужем был народный артист СССР Марис Лиепа.

А в 1958 году Майя Михайловна вышла замуж за другого народного артиста СССР - композитора Родиона Щедрина. Сейчас ему уже 91 год.

Плисецкая скончалась в мюнхенской больнице 2 мая 2015 года на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, ее прах должен быть соединен воедино с прахом Родиона Щедрина после смерти супруга и развеян над Россией.

Майя в детстве Фото из архива "7 секретов"
Майя в детстве Фото из архива "7 секретов"

НАША СПРАВКА

Прима-балерина Большого театра СССР родилась 20 ноября 1925 года в семье видного московского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы еще немого кино Рахили Мессерер.

Тетя по материнской линии, балерина Большого театра СССР Суламифь Мессерер, первой познакомила племянницу с балетным миром, отведя ее на детский спектакль «Красная шапочка», в котором она исполняла одну из ролей.

Вернувшись домой, маленькая Майя стала показывать партии разных персонажей. И тогда всем стало ясно, что она мечтает о сцене. В 7 лет девочку отвели в хореографическое училище.

Правда, ее не хотели брать, поскольку в балетный класс принимали с восьми лет. Но авторитетная тетя, которая танцевала аж в самом Большом театре, убедила членов комиссии сделать исключение. Тем самым она определила всю дальнейшую судьбу своей племянницы.

Новая книга с характерным названием. Фото из архива "7 секретов"
Новая книга с характерным названием. Фото из архива "7 секретов"

Получила все награды СССР

- Инесса Николаевна, как родилась идея написать книгу о Плисецкой?

- Меня попросили. А сама я хотела максимально полно рассказать о Майе Михайловне. И горжусь, что поговорила с таким большим количеством легендарных деятелей балета — танцовщиками, хореографами и другими.

В книге представлены интервью шести народных артистов СССР. Представляете? Каждый из них вспоминает о своих встречах с Плисецкой. Хотя открою секрет: поначалу я боялась браться за эту книгу.

Потому что масштаб личности ее главной героини огромен. Страх перед темой я почувствовала где-то внутри себя. Так что очень сильно сомневалась, писать мне что-то или нет.

Улица Тверская, 29/5. Фото из архива "7 секретов"
Улица Тверская, 29/5. Фото из архива "7 секретов"

Все мои сомнения развеял народный артист СССР Валентин Елизарьев. По его словам, обычно биографы пишут о Плисецкой так: перед нами артистка, которая получила все награды, которые только существуют в стране.

В самом деле, Майя Михайловна была народной артисткой СССР, лауреатом и Ленинской, и Государственной премий, а еще полным кавалером ордена «Заслуги перед Отечеством».

Кстати, они с Щедриным и тут уникальная семья. Супруги не только народные артисты СССР, но и оба - полные кавалеры ордена «Заслуги перед Отечеством».

Однако Валентин Елизарьев сказал, что путь к всемирной славе Плисецкой вовсе не всегда был устлан розами. У нее была очень тяжелая жизнь. А «блестящая судьба» - это лишь внешняя характеристика.

Поэтому важно рассказать не только о том, как ей было хорошо, но и о том, как ей было тяжело. Чтобы показать ее жизнь с разных сторон.

И тогда я подумала, что с такого ракурса мне действительно было бы интересно досконально изучить биографию великой балерины. В итоге я так увлеклась, что написала книгу всего за 8 месяцев. Сделала ее буквально на одном дыхании.

С мужем-композитором. Фото из архива "7 секретов"
С мужем-композитором. Фото из архива "7 секретов"

Не испугалась вернуться в Москву

- Когда Валентин Елизарьев сказал, что путь Плисецкой вовсе не был устлан розами, что он имел в виду?

- Я побывала в Музей-квартире Майи Михайловны на Тверской улице. Это часть Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина. Родион Щедрин передал туда все личные архивы — и свои, и жены.

Я пришла на Тверскую, чтобы проникнуться атмосферой. Мне даже налили чай, который мы пили из чашек Майи Михайловны. Это действительно помогло — иначе как бы я написала книгу? (смеется). Многие вещи опубликованы впервые. Конечно, я счастлива, что у меня была такая возможность.

Когда я начала «копать» (так обычно говорят в журналистской среде), то сразу поняла, что жизнь у Майи Михайловна действительно была непростой. И это еще мягко сказано.

Началась Великая Отечественная война. Будущая прима-балерина оказалась в эвакуации. Тогда как хрупкая девочка очень хотела танцевать на большой сцене.

И тогда она решила пробраться в столицу. Что и сделала, не имея какого-либо пропуска в Москву. Но она прекрасно понимала, что еще год-другой без репетиций, и она может потерять все свои наработки.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

А ведь век балерины очень короток. Конечно, ее отговаривали: лучше переждать нелегкие времена в тылу. Однако она все же добралась до столицы. Причем поступила в Большой театр 1 апреля 1943 года.

Интересная дата, над которой Майя Михайловна, будучи большой любительницей юмора, потом смеялась всю свою жизнь.

Когда я целиком погрузилась в тему, то поняла, что и мне не нужно ничего бояться. После чего я со спокойной душой принялась за книгу. Решила, так сказать, рискнуть. Хотя видела в глазах работников музея сомнения на свой счет...

Но мне очень захотелось рассказать о непокорной девочке. Майя была непокорной еще со школьной скамьи. У нее был очень непростой характер. Его тяжесть многие на себе ощутили. Да она и сама об этом не раз говорила. И писала в своих воспоминаниях.

- Чего стоит ее культовая фраза о поддержании стройности фигуры: "Жрать надо меньше!" Сказала как отрезала.

- Тему тяжелого характера мы затронули и во время беседы с Родионом Константиновичем. Я все никак не могла заговорить об этом. Лишь намекнула: мол, люди говорят, что с вашей женой было сложно общаться...

Щедрин посмотрел на меня внимательно и вдруг спросил: «А у вас характер легкий?» Я, конечно, опешила. Меня явно поймали.

А потом композитор добавил: «Я считаю, что женщин с простым характером не бывает в принципе». После некоторого раздумья он еще сказал, что лично для него Майя Михайловна была... медом.

В музее на Тверской улице. Фото из архива "7 секретов"
В музее на Тверской улице. Фото из архива "7 секретов"

Дополняли с мужем друг друга

- Мёдом?

- Именно это слово он и произнес. Получается, что с мужем Майя Михайловна вела себя иначе. Поспокойнее. А вот на людях она была очень взрывной. Но Щедрин умел с ней справляться.

А заодно решал многие ее проблемы. Она сначала взорвется, наговорит людям всякого, а Родион Константинович потом отправлялся, чтобы все уладить. В общем, они хорошо дополняли друг друга.

Обычно пишут, что это была очень красивая пара. Тем не менее абсолютно все были уверены, что они не проживут вместе так долго. Потому что они творческие люди, причем оба невероятно взрывные.

Однако продолжительность их брака и впрямь немалая - 57 лет, то есть более полувека. Но, может, как раз и хорошо, что они оба творческие люди. Им было интересно друг с другом.

Мне кажется, это вообще самое главное в любых семейных отношениях. Они точно были на одной волне. Работая над архивами, я узнала столько интересных историй. Осталось только все изложить на бумаге...

В домашней обстановке. Фото из архива "7 секретов"
В домашней обстановке. Фото из архива "7 секретов"

- Когда говорят о Плисецкой, то непременно отмечают, что она была гениальной балериной. Однако масса артистов, которые тоже прекрасно танцуют. В чем секрет успеха - причем поистине всемирного! - именно Майи Михайловны?

- Конечно, многие танцуют действительно замечательно, но все равно не так, как она. Это талант от Бога, который наделил именно ее некой особенной одаренностью. Поэтому она и стала великой. И, я уверена, навсегда останется настоящей легендой и советского, и русского балета.

Знаете, когда я беседовала с солисткой Большого театра Наталией Касаткиной (умерла 13 марта сего года на 90-м году жизни — Прим. ред.), она говорила, что терпеть не может слово «гениальная».

По ее словам, Плисецкая была единственной. Других таких нет и никогда не будет. Майя Михайловна была одна в своем роде. А гениальных-то много...

В молодые годы. Фото из архива "7 секретов"
В молодые годы. Фото из архива "7 секретов"

Кстати, во время беседы с Наталией Дмитриевной, я затронула секрет долголетия артистов балета. Напомнила, что Плисецкая танцевала лебедя, будучи на восьмом десятке.

Наталия Касаткина вспомнила, как однажды она сидела в одной гримерке с Майей Михайловной. Обе уже были в продвинутом возрасте (скажем так). В какой-то момент Плисецкая сказала буквально следующее: «Если я перестану танцевать, то я умру. Сцена — это моя жизнь».

После чего Наталия Дмитриевна заметила: «Вот мне сейчас уже тоже немало лет, но я запросто могу станцевать. Может быть, на полупальцах, но все равно смогу!»

А потом ее лицо стало совершенно детским и она произнесла уже тоненьким голоском, как у маленькой девочки: «Потому что иногда очень хочется!» После чего добавила, что она без сцены тоже не может жить. Это как наркотик.

Памятник на Большой Дмитровке. Открытие  состоялось 20 ноября 2016 года, в день рождения балерины  Фото из архива "7 секретов"
Памятник на Большой Дмитровке. Открытие состоялось 20 ноября 2016 года, в день рождения балерины Фото из архива "7 секретов"

От мечты до памятника

- Плисецкая танцевала очень долго. Хотя многие артисты балета, в том числе самые прославленные, обычно уходят на пенсию довольно быстро. Все-таки с физической точки зрения профессия не из легких.

- Когда я собирала материалы, выяснилась такая удивительная деталь. При всей всемирной узнаваемости Плисецкой, первый балет, который был поставлен специально для нее, стала «Кармен-сюита» (одноактный спектакль кубинского хореографа Альберто Алонсо, созданный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен». Премьера состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра СССР - Прим. ред.). Майе Михайловне на тот момент было уже 42 года. Обычно в этом возрасте артисты балета, отработав 20 лет, уходят на пенсию.

Одна из глав моей книги называется «От мечты до памятника». Как выяснилось, Майя Михайловна очень хотела станцевать именно Кармен. Недаром в Москве на Большой Дмитровке она запечатлена именно в этом образе (
памятник работы скульптора Виктора Митрошина установлен в 2016 году в сквере Майи Плисецкой — Прим. ред.), который стал поистине хрестоматийным.

Мне удалось поговорить практически со всеми людьми, которые имеют отношение к этому балету. Это и Родион Щедрин, и Наталия Касаткина (она была первым Роком, определившим по ходу действия судьбу Кармен), и сценограф постановки Борис Мессерер (двоюродный брат Плисецкой), который также создал костюмы. Ему уже тоже за девяносто.

Хотя, вы знаете, не умоляя заслуг Кармен и других образов (скажем, умирающего лебедя), все же самой главной ролью Плисецкой была ее невыразимо загадочная Одетта-Одиллия.

Так считают многие балетоведы. Майя Михайловна исполняла ее более 30 лет. Она вышла на сцену в этом образе 800 раз. Совершенно потрясающее долголетие. Плисецкой было всего 22 года, когда она впервые станцевала «Лебединое озеро»...

- Инесса Николаевна, поздравляем с выходом интересной книги, желаем дальнейших творческих успехов!

Знаменитости на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен