Каждый раз, когда мы с Серхио ездим на машине навестить его родителей, поездка обходится нам в 3 000 песо или, в переводе на российскую валюту, в 15 000 рублей. И это при том, что родители моего мужа живут в четырех часах езды от нас – в соседнем с Мехико штате Мичоакан.
Если вы подумали, что в Мексике какой-то особо дорогой бензин, то это не так – он ненамного дороже, чем в России (особенно по сравнению с ценами этого года😅). Нет, дело в том, что львиная доля данной суммы уходит на оплату проезда по платным автомобильным дорогам, которые выбирают почти все мексиканцы.
Если вы зашли на канал впервые, то представлюсь:
Меня зовут Мария, и я живу в Мехико с мужем-мексиканцем Серхио. На этом канале я рассказываю о Мексике и мексиканцах, а также делюсь впечатлениями и историями из жизни.
Автомобильное путешествие – это вообще не самый экономный способ передвижения по Мексике. Порой, если расстояние велико, то куда дешевле стоит билет на самолет или междугородный автобус - они здесь совершенно не такие, как в России, а очень комфортные, двухэтажные, с широкими разлапистыми креслами и встроенной мультимедийной системой. Ездят они, к слову, по тем же платным дорогам.
Но конкретно этот вариант не для нас, поскольку в этом случае поездка в один конец займет не 4 с небольшим часа, а все десять – ведь нужно собраться приехать на автобусную станцию, дождаться отправления, потом ехать часа 4 (двухэтажный автобус идет гораздо медленнее) только до Морелии, а затем там брать такси до города, где живут родители Серхио, или просить их самих встретить нас на машине. И это все только для того, чтобы провести с ними менее суток и уехать обратно😀
Кроме того, мы никогда не путешествуем налегке – с нами всегда картина, корзина, картонка... В последний раз «картонкой» был наш старый обеденный стол, который папа моего мужа милостиво согласился отдать кому-то бесплатно (и нам не пришлось ломать голову, куда его деть😉). И, в общем-то, в каждую поездку мы тащим что-то объемное, что ни в какой автобус (точнее, его багажное отделение) бы не поместилось.
Так что, самый простой и быстрый, хоть и не самый дешевый способ добраться до места назначения в нашем случае – это машина. Да и в принципе, в любое путешествие, где дорога занимает до 5-6 часов, мы предпочитаем отправляться именно на ней. Но любишь кататься – люби и платить за собственные саночки; в Мексике эта переиначенная поговорка приобретает свой, особый смысл.
В чем же различие платных и бесплатных дорог? Все очень просто😉 Если вы поедете по платной (в любое время дня и ночи) – вероятнее всего, доедете в целости и сохранности, а вот если по бесплатной – никто ручаться за вас и ваше имущество не станет.
Конечно, Мексика уже не та страна, которой была во времена нарковойны, начавшейся в начале нулевых и закончившейся лет десять назад. Хотя в каждом мексиканском штате до сих пор остались места, которые местные объезжают за километр – вероятность нарваться на неприятности там весьма высока.
Но вот что осталось в стране еще с тех самых времен – это колоссальный разрыв в имущественном положении разных слоев населения, о котором я твержу почти в каждой статье.
И, увы, если вы обладаете хоть чем-то ценным, то вам всегда имеет смысл подумать о том, чтобы эти ценности сберечь. Нарваться на вооруженных молодцев, которым позарез нужна ваша машина, деньги и техника, не хочется никому. На платных трассах такая вероятность почти исключена из-за камер, размещенных на пунктах оплаты, и дежурящей дорожной полиции, а вот на бесплатных... Там никто никому не указ.
Но, кстати, соблюдение элементарных правил безопасности и на платных дорогах тоже никто не отменял – не нужно очень вызывающе одеваться, размахивать пачкой налички или дорогими гаджетами. Лучше не привлекать к себе внимание и не тратить много времени на остановках, заправках и т.д. Например, наши близкие, у кого в семье несколько машин, для путешествий обычно используют самую неприметную (если она, конечно, в нормальном техническом состоянии). Выпендриваться в Мексике лучше в строго отведенных для этого местах😉
Поэтому плата за дороги – это обязательная часть бюджета в любой автомобильной поездке. Стоимость каждого участка может быть разной и ее можно заранее посмотреть, например, в навигаторе (приложение Waze, которым пользуемся мы, показывает итоговую сумму, которую нужно будет заплатить) – иногда она может вас огорчить, иногда – порадовать😀 У нас, например, от нашего дома до родительского совокупная стоимость всех участков дороги в один конец примерно равна 1000 песо; а вот в Сан Мигель де Альенде мы съездили дешево – около 1 000 песо мы заплатили за дорогу туда-обратно.
Между прочим, стоимость одного участка дороги будет отличаться для разных видов транспорта. Самая дешевая – для мотоциклов, сама дорогая – для мощных трейлеров. Три дня назад мы стояли в одной очереди с фургоном, перевозившим лошадей – так работник пункта оплаты вышел из кабинки и начал их пересчитывать. Так что, возможно, еще и количество перевозимых предметов (голов😄) влияет.
Некоторые, кстати, экономят и скидываются на оплату, если едут в одной машине компаниями или семьями😉 Как-то мы с Серхио остановились на заправке и, пока ждали заправщика, увидели самую настоящую машину-матрешку, из которой вышло человек, наверное, двенадцать – а это был маленький старенький хэтчбек. Открыв рты, мы наблюдали, как один за другим из дверей выходят люди и в конце даже уже ставки делать начали – последний человек оттуда вышел или нет. Как они там поместились, я даже не представляю😅
Или, например, есть еще такие знающие люди, которые перед пунктом оплаты сворачивают с трассы и возвращаются на нее спустя примерно километр, используя бесплатные пути объезда. На нашем маршруте есть два таких поворота, очередь на которые порой создает огромную пробку в часы пик, поскольку свободной для движения остается только одна полоса. Причем, самое забавное, плата-то там небольшая, что-то около 50 песо, но желающих их сэкономить находится просто уйма.
А другая категория водителей, желающих сэкономить на проезде, все-таки выбирает бесплатные дороги, но только в светлое время суток и в хорошую погоду – собственно, если знать безопасные пути, почему бы и нет? Но если вы дорогу не знаете или не уверены в ней, то всегда лучше, конечно, выбирать платный маршрут.
Кстати, что следует иметь в виду всем водителям на мексиканских дорогах, так это то, что всегда нужно иметь с собой наличку. На некоторых пунктах оплаты дорог можно расплатиться картой, но на многих из них терминалы не работают, а такая роскошь как банкоматы встречается далеко не везде. Да и в принципе, Мексика – это страна наличных денег, здесь всегда лучше иметь с собой определенную сумму.
А еще на некоторых пунктах оплаты я замечала вывеску обмена валюты – и это логично, ведь многие въезжают в Мексику через автомобильную границу с США и песо у них с собой может просто не оказаться.
Другой вариант оплаты дороги – это так называемый таг, небольшое устройство, которое считывают датчики на пунктах оплаты дорог; после этого определенная сумма списывается с вашей карты. Это не только удобно, но еще и позволяет существенно экономить время – очередь проходит гораздо быстрее. На каждом пункте оплаты дорог могут быть как совмещенные кабинки оплаты наличным и безналичным способом, так и раздельные – ориентироваться нужно по размещенным наверху символам.
Кстати, если вы вдруг подумали, что платные дороги как-то отличаются от бесплатных по качеству, то здесь я вас сильно разочарую😀 Дороги в Мексике ужасные везде – серьезно, даже в самых дорогих и приличных районах яма на яме и ямой погоняет (посмотрите видео из фешенебельного Поланко, где в конце хорошо видно качество дороги), а уж в менее крупных городах – уж тем более. То же самое касается и трасс, как платных, так и нет – возможно, провалов в асфальте и нет, но и ровное дорожное полотно без выбоин и трещин – это какой-то идиллический вариант, так что, куда идет выручка с пунктов оплаты (а там получается весьма крупная сумма), непонятно. Поэтому теперь, когда я вожу машину по российским, а не по мексиканским дорогам, я наслаждаюсь (нисколько не шучу сейчас) - еще и за бесплатно😅
Что еще можно почитать на моем канале: