(Откровение 13:11-18)
Одним из способов, которым дьявол пытается уничтожить церковь, является устрашение. Другой такой способ - обман. В главе 12 красный дракон назван “сатаною, обольщающим [который обманывает; Современный Перевод] всю вселенную” (ст. 9). В Эдемском саду дьявол (змей) обманул Еву (Быт. 3:13) и с тех пор продолжает обманывать людей. Павел писал: “Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе” (2 Кор. 11:3). Библия постоянно предупреждает христиан: “Не обманывайтесь” (1 Кор. 6:9; 15:33; Гал. 6:7; Иак. 1:16; см. Втор. 11:16).
Наш предыдущий урок был посвящен пособнику дракона, действующему с помощью устрашения - зверю из моря (13:1-10). В этом и следующем уроках мы будем говорить о помощнике дракона, который действует с помощью обмана - о звере из земли (13:11-18). В стихе 14 сказано, что этот второй зверь “обольщает живущих па земле” (см. также 19:20). Наш текст откроет некоторые способы, которыми дьявол пытается обмануть нас. Он также заверит нас в том, что дьяволу не удастся сделать это, пока наши сердца устремлены к Господу.
ОН НЕ ТОТ, КЕМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ
Иоанн говорит:
“И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела” (Отк. 13:11, 12).
Возможно, Иоанн увидел такую картину: в то самое время, когда дракон приветствовал зверя, выходящего из моря, вдруг все вокруг задрожало. Земля начала трескаться, и в воздух поднялась густая пыль. Огромная площадь земной поверхности покоробилась и вспучилась. Кто-то изо всех сил пытался выбраться на свет, кто-то сильный и могучий. Какое еще чудовище вылезет из-под земли?
Каким он был
Когда зверь, наконец, выбрался, он выглядел на удивление безобидным, даже кротким и невинным: “Он имел два рога, подобные агнчим [как у ягненка; Современный Перевод]” (ст. 11). И больше никаких подробностей, но нам, по всей видимости, предлагается думать, что всем своим видом он походил на ягненка. Символическое значение рогов - сила, но даже это не мешает воспринимать зверя как безобидное создание, потому что “он имел рога, подобные агнчим”, маленькие твердые шишечки, едва видневшиеся из-под шерсти.
Но когда зверь открыл рот, стало ясно, что внешность его обманчива: он “говорил как дракон” (ст. 11). Иисус предостерегал Своих учеников о волках в овечьей шкуре (Мф. 7:15), а теперь Иоанн предупреждает своих читателей о драконе в шкуре ягненка.
Поскольку он “говорил как дракон”, некоторые полагают, что этот псевдо-ягненок зарычал. Мне же представляется, он зашипел - как “древний змий, называемый диаволом и сатаною” (Отк. 12:9). Я так и слышу его вкрадчивый, убеждающий “трёп” мошенника-виртуоза от религии.
Я использую слова “мошенник от религии”, потому что в других местах Откровения зверь из земли именуется лжепророком (16:13; 19:20; 20:10); его “конек” - религия. Его главной задачей было заставить людей поклоняться первому зверю (ст. 12). Мы назвали первого зверя “антихристианской политической силой”. Второго зверя можно назвать “антихристианской религиозной силой”.
Для тех из нас, кто вырос там, где церковь отделена от государства, мысль о том, что дьявол привлекает к совместной работе политическую и религиозную власти, может показаться странной. Однако некоторые из тех, кто изучает этот урок, не найдут в этом ничего необычного. Во всем мире многие политические и религиозные системы объединяют свои усилия для поддержания существующего порядка.
Главной отличительной чертой зверя из земли является то, что он был не тем, кем представлялся. Подделка наиболее обманчива, когда она очень похожа на оригинал. Этот зверь имел внешность Агнца. На самом же деле он был Его полной противоположностью. Он вовсе не был безобидным и кротким:
(1) “Он действует пред ним со всей властью первого зверя” (ст. 12). Поскольку первый зверь имел силу дракона (13:2, 4) “над всяким коленом и народом, и языком и племенем” (13:7), это была очень впечатляющая власть!
(2) В частности, второй зверь имел власть заставлять “всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела” (ст. 12). Сюда входит его приказание “живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив” (ст. 14). Он заставлял людей поклоняться зверю (ст. 12), а также “поклоняться образу зверя” (ст. 15). От слова “образ”, по-гречески эйкон, произошло слово “икона”.
(3) И, наконец, у него была власть наказывать любого, кто отказывался поклоняться зверю и его образу. Одним из способов наказания было экономическое давление. Поклонявшимся было “положено... начертание на правую руку их и на чело их” (ст. 16), а также было объявлено, что “никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание” (ст. 17). Мулхолланд пишет: “Если людям запрещалось покупать и продавать, они становились отверженными и не могли участвовать в жизни общества”. Те, кто отказывался следовать зверю, часто становились рабами или страдали от жестокого голода.
У лжепророка была также власть убивать “всякого, кто не будет поклоняться образу зверя” (ст. 15). В этой связи мы вспоминаем трех еврейских юношей, которых бросили в топку за то, что они не хотели склонить голову перед образом Навуходоносора (Дан. 3).
Кто это был (и есть)
Кем был этот зверь? Если мы правильно определили, что первый зверь - это Римская империя, тогда в дни Иоанна второй зверь олицетворял организации, задачей которых было обеспечивать поклонение императору. Вот что пишет Брюс Метцгер: “Начиная с Юлия Цезаря, римских императоров стали обожествлять (то есть давать им божественный статус и поклоняться так, как надлежало поклоняться богу), причем поначалу - после смерти, а позднее - даже при их жизни... Император Домициан требовал, чтобы народ обращался к нему не иначе, как «наш господь и бог». В большинстве городов, куда писал Иоанн, в честь таких «божеств» строились храмы - пародия на небесное обиталище единого истинного Бога. Хотя эта политика насаждения культа императора исходила, в конечном итоге, от самого императора, исполнение ложилось на местные власти. Эти мелкие чиновники вполне могли быть представлены вторым зверем...”
Рэй Саммерс полагает, что это была вполне конкретная организация: “Все эти отличительные черты [зверя из земли] позволяют сказать, что второй зверь - это могут быть «Общины» (или «Консилиумы»), учрежденные в Малой Азии с целью установления государственной религии. Это были правительственные органы, надзиравшие за государственной религией и отвечавшие за то, чтобы все в обязательном порядке преклонялись перед образом императора”.
Задачей лжепророка было обеспечивать “практическую сторону поклонения императору со всеми священниками, храмами, образами богини Ромы и правящего императора, перед которыми граждане были обязаны регулярно молиться, жечь фимиам и поклоняться” (Фрэнк Пэк). Прокуратор Вифинии Плиний в своем письме (около 111-113 гг.) к императору Траяну сообщал: “Поступил анонимный документ со многими именами. Я отпустил тех, которые сказали, что не являются христианами и никогда ими не были, а также тех, кто в моем присутствии помолился богам и положил вино и благовония перед твоим образом, а в особенности - проклял Христа, что, как я слышал, ни один истинный христианин не станет делать”.
Эти два зверя Откровения оказывали на христиан невероятное давление.
“Тех, кто отказывался жечь фимиам перед образом царя, лишали гражданских прав в политическом плане, изгоняли из общества в социальном плане и подвергали бойкоту в экономическом плане. Если социальные и экономические санкции не помогали, прибегали к более жестким мерам. Таких ссылали в горы или на морские острова, оставляя там умирать, бросали к диким зверям, прибивали гвоздями к крестам, пытали всевозможными способами, какие только мог придумать одержимый дьяволом мозг. Гражданская и религиозная власти империи, таким образом, объединили свои усилия, чтобы сокрушить последователей Назарянина, чтобы уничтожить церковь” (Болдингер).
Поймите, что для Рима за всем этим стояла цель, выходившая за рамки удовлетворения неутолимого честолюбия императоров: “Культ императора обеспечивал внутреннюю сплоченность, которой... не было в империи и в которой она так нуждалась” (Францман). Поймите также, что римские чиновники не видели в своем требовании ничего неразумного. Можно представить, как они говорили: “Посмотрите, что сделал для вас Рим; посмотрите, какой вокруг вас мир и процветание; разве вы знали когда-нибудь более великого благодетеля, чем император? Ведь даже из простой благодарности вы можете совершить этот формальный акт поклонения” (Барклей). Откровенно говоря, исполнявшие свои обязанности никак не могли взять в толк, почему христиане так упорно отказывались поклоняться образам.
Сегодня люди (даже некоторые из называющих себя христианами) не видят ничего плохого в том, чтобы склонить голову перед образом, но Иоанн считал это не чем иным, как богохульством. В книге Откровение поклонение зверю и его образу было отличительной чертой неверующих (14:9, 11; 16:2; 19:20; 20:4; см. также 15:2). Господь хочет, чтобы все люди обратились “от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному” (1 Фес. 1:9).
Определив, что зверь из земли - это организации, которые принуждали к поклонению императору, должны ли мы думать, что изучаемый нами текст не имеет для нас с вами никакого значения? От большинства из нас не требуют поклонения образам руководителей наших стран; нас не лишают жизни, если мы отказываемся говорить: “Наш руководитель - наш бог!” Помните, однако, что стих 9 ясно говорит о том, что весть главы 13 актуальна для каждого века: “Кто имеет ухо, да слышит”.
Это явно касается тех стран, где церковь и государство действуют рука об руку для подавления религиозной свободы. Болдингер говорит: “Хотя Иоаннов зверь из земли - это, в первую очередь, поклонение кесарю, он также олицетворяет и любую другую религию, которая контролируется государством и продается ему из политических соображений”. Политические лидеры вообще усвоили, что выгоднее извратить религию, приблизив ее к своим собственным целям, чем пытаться уничтожить ее.
На этом, однако, не исчерпывается значение символа. Особым даром зверя из земли была - и есть - его способность обманом приводить людей к лжепоклонению. Как сказал Хейли, зверь из земли “отражен во всех последовавших формах лжепоклонения, включая папство и многие другие системы лжерелигии”.
В Новом Завете много говорится о лжеучителях, которые непременно должны были появиться в будущем. Иисус предупреждал, что “многие лжепророки восстанут и прельстят многих” (Мф. 24:11; см. также Мф. 7:15; 24:24; Мк. 13:22). Петр предупреждал: “И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси...” (2 Пет. 2:1). Иоанн писал “об обольщающих вас” (1 Ин. 2:26). Дух второго зверя до сих пор живет в лжеучителях, которые обманывают миллионы людей по всему миру.
Легко ли распознать лжеучителя? Нет. По-прежнему можно сказать, что агенты дьявола представляются не теми, кем являются на самом деле. Когда Павел писал о заявлявших о себе, что они “апостолы Христовы”, он говорил своим читателям, чтобы они не удивлялись тому, “что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды” (2 Кор. 11:14, 15).
Лжеучителя зачастую производят хорошее первое впечатление. Одна религиозная группа называет себя “христианской” несмотря на то, что отрицает уникальное Сыновство Иисуса. В последние годы эта организация потратила миллионы долларов на телевизионные объявления в разных странах, в которых утверждала, что главная ее забота - это семья. Такая реклама производит хорошее впечатление на тех, кого волнуют неполадки в семье.
Если лжепророки могут создавать видимость благочестия, то как можно не дать им обмануть себя? Иоанн говорил: “Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4:1). Но как их испытывать? Посредством Слова. Нужно испытывать их учение посредством Слова - все их учение, а не только лишь то, чем они завлекают доверчивых людей. Нужно также испытывать их жизнь посредством Слова. Мы не смеем быть легковерными “младенцами... увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения” (Еф. 4:4).
“...Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди... ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” (Рим. 16:17, 18).
Верийцы удостоились похвалы за то, что сравнивали учение Павла с Божьим Словом (Деян. 17:11). Истинному учению нельзя нанести оскорбления такой проверкой. Я всегда советую своим слушателям, чтобы они никогда не верили сказанному мной потому лишь только, что это говорю я. Все учение нужно сравнивать со Словом.