Найти тему

Хотите снимать кино? 5 советов для вас от Евгения Григорьева

Режиссер игрового и документального кино, директор по развитию Свердловской киностудии провел мастер-класс на фестивале в Выборге. Публикуем важные тезисы из выступления Евгения Григорьева, которые будут полезны начинающим режиссерам как игрового, так и неигрового кино.

Полное выступление можно увидеть в видеоролике.

Что выбрать: игровое или документальное кино

Все считают, что неигровое кино – это гетто, но на самом деле – это элитарный клуб. На площадке игрового фильма ты только к седьмому дню запоминаешь, кого как зовут в команде. В документальном кино ты с оператором и продюсером – близкие люди. В игровом – тебе может попасться артист, который раскроется к предпоследней смене, а все остальное время ты будешь с ним маяться. В неигровом кино ты проживаешь удивительную жизнь с удивительными людьми. Путь режиссера документального фильма до финальных титров самоценен.Я снимаю нонскрипт, то есть без готового сценария, я точно знаю: даже если кино не получится, я проживаю классную жизнь.Игровом кино можно и нужно быть, потому что у него свои инструменты, недоступные документалисту. Но если нет артиста хорошего, то делать там нечего.

Нужен ли документальному кино сценарий

Сценарий я не пишу, но у меня есть постановочный проект неигрового фильма, есть список героев и список вопросов к героям. Есть еще такое понятие как «трафарет героя». Объясню на примере: вот уже пятый год я делаю картину про своих старших коллег и использую для поиска героев определенные рамки, трафарет - этот человек должен был родиться в СССР и получить в эту эпоху образование, быть признан профессиональным сообществом, пережить 1991 год и, главное, остаться в профессии.Есть еще один важный документ при работе над доком – концепция. Чтобы ее сформулировать, я работаю со специальным человеком – концептуалистом, это не сценарист, и на определение концепции мы тратим довольно много времени, хотя в итоге она займет страницы две. Вот концепция моей новой картины звучит так: «Апологетика неигрового кино, в которой лучшие произносят защитную речь про дело, на которое они истратили свою жизнь».

Нужен ли документальному кино большой бюджет

Денег всегда не хватает, это нормально, их не должно хватать, тогда голова начинает работать. На «Подельниках» я вырвал из сценария три последних страницы и сэкономил полтора миллиона, а картина хуже не стала. Свой первый фильм, который в итоге получил «Кинотавра» в 2002 году, я снял на камеру, которая была в 8 раз хуже, чем камера на «айфоне» сегодня. Сегодня и финансирование неигрового кино выросло в десяток раз по сравнению с началом века. Я смотрю коллег внимательно и считаю, что уровень российского кино растет. Конечно, снимается очень много плохого кино, но хорошего кино всегда было мало. Если говорить о проблемах, то самый недоинвестированный сегмент – это девелопмент, разработка сценариев в неигровом и игровом кино. Если как-то индустрия справится с тем, чтобы заняться девелопментом, созданием хороших текстов, это даст нам много.
-2

Может ли неигровое кино быть успешным у зрителя

Док – это сложнопрокатываемые истории. У меня есть кейс успеха с картиной «Про рок» три раза мы продали полный за «Октября», это круто, я ощущал себя на финальных титрах как на рок-концерте.

Нужно ли снимать героя дока против его желания

Я с самого начала сразу же договариваюсь со своими героями, что могу снимать все, но он имеет право сказать: «Стоп!», и я выключу камеру. Если этого не случится, то оператор сразу будет уволен. Это называется – доверие. Если герой не хочет, чтобы его снимали, не надо его снимать – это очень просто, это частная жизнь. Есть достаточно людей, которые хотят сниматься.Я честно говорю: чем хуже герою, тем лучше фильму. Вот, например, я снимаю документальный фильм про Рому Зверя, я ему сразу сказал: «У меня есть одно условие, ты напишешь хит на моих глазах», он говорит: «А если не получится?», я говорю: «Для фильма это будет отлично». В общем, мы сейчас счастливо работаем, тяжело, но счастливо и кое-что получается.