Публикация содержит в себе очень интересный очерк по истории Москвы, появившийся в старом советском журнале «Наука и жизнь» в далеком 1947 году, и посвящен он 800-летию нашей столицы.
История Москвы – это история мира, не древнего, и даже не средневекового, а современного. В историю Европы наша столица ворвалась в XVI-м веке, когда Иван Грозный начал военную экспансию на запад от Руси в виде Ливонской войны против немецких рыцарей-крестоносцев, и тогда европейцы не на шутку перепугались. А в мировой истории Москва появилась в 1917-м, после того, как с карты мира исчезла Российская империя и образовалась Советская Россия. Но настоящее доминирование Первопрестольной началось с формированием СССР, и с тех пор влияние Москвы во всем мире только усиливается.
Понятно, что многие даже наши соотечественники считают СССР злом, но так всегда бывает, когда речь идет о каком-то доминирующем центре мира. Были времена, когда кто-то считал злом Великобританию, а кто-то до сих пор считает злом США. Неудивительно, что все сильные державы всегда вызывают у кого-то страшное неприятие, кто-то называет их «злом», а кто-то, наоборот, «добром». И вот сегодня Москва – «столица мирового зла» у одних, в то время как Вашингтон – «столица мирового зла» у других. А столицы остальных государств просто не учитываются, как не учитываются все эти государства.
Вот на что сегодня могут влиять такие «города-монстры», как Пекин, Сингапур, Токио, Рио-де-Жанейро, Лондон, Париж или Берлин? Да ни на что. Главный гегемон мира – Америка, - смотрит на них с пренебрежением, и одна только Москва вызывает у нее «обеспокоенность». Шутка ли – из Москвы сегодня выходят флюиды, которые грозят перевернуть вверх тормашками весь мировой порядок.
Заметим – не из Пекина, Лондона или Рио-де-Жанейро. Эти столицы на миропорядок не влияют, и если что-то из себя представляют, то только очень живописные туристические центры, хотя некоторые из них старше Москвы даже не на столетия, а на целые тысячелетия.
Да, в сравнении с Лондоном, Парижем и Пекином история Москвы слишком короткая – нашей столице и 1000 лет нет. Но она за это время умудрилась как-то стать одним из двух центров, которые могут перевернуть вверх тормашками весь миропорядок. А история такого центра должна быть очень богатая, невзирая на протяженность, вот посмотрите на Вашингтон – еще один центр мира, ему чуть более 200 лет, а история его влияния на весь мир не менее богатая, чем у Москвы, которая более чем на полтысячелетия старше.
Ну ладно, хватит петь откровенные дифирамбы нашей столице, пора напрямую обращаться к ее истории. Но вот что удивительно – историю своей столицы не знают даже многие патриоты нашей Родины, а что уж говорить о не патриотах, которые эту историю и знать не хотят?
Вот потому я и решил начать серию публикаций, обращенных к истории Москвы, как к одному из центров мира, чтобы выяснить – какое место она занимает в рейтинге подобных центров как минимум с 1147 года, когда город появился на карте.
А с чего начать? Избитые факты сегодня никому не интересны, потому я и не стану их приводить в собственном изложении. Но вот обратиться к древним источникам стоит. Весьма показательно, что в разные периоды история Москвы освещалась с самых разных ракурсов, и первым сбором сведений о Москве можно считать Никоновскую летопись, которая начала формироваться в первой половине XVI столетия Московским митрополитом Даниилом, и в основном была закончена в первой половине следующего XVII века, как раз перед тем, как Россия начала расширяться на восток, запад, север и юг.
Но те сведения касаются полной истории Руси на то время, а история Москвы простирается в них только на первые 400 лет. Ясно, что впоследствии эта история дополнялась из уже более поздних источников, то есть история Москвы начала писаться уже интерактивно, если применять тут современные понятия.
Но все эти сведения носят уже чисто академический характер, и всей полнотой информации по этому обширному вопросу обладают только ученые, которые этой темой занимаются профессионально. А большинство пользователей с историей Москвы знакомятся только по школьным учебникам, и то многим это совершенно не интересно. Кто-то даже не имеет представления об основных событиях, которые случились в разные времена в истории нашей столицы. Понятно, что в их жизни подобные сведения не пригодятся, потому осуждать их совершенно не стоит.
Но поразительно то, что даже патриоты России в истории Москвы разбираются очень слабо. А это уже совсем нехорошо, потому что Москва – это не просто один из городов нашей страны, пусть и самый значительный. Когда дело касается истории, то можно понять, что современное наше государство вышло не из Новгорода, не из Киева и даже не из Владимира – бывших столиц Руси. Современная Россия появилась именно в Москве, она вышла из нее когда-то вполне определенно, и потому неудивительно, что вместе с этим и столица всей древней Руси переместилась именно в Москву, потому что ни один другой центр тогдашней державы не был способен создать огромную страну в современном ее виде.
Но даже нынешние патриоты не осознают основополагающую роль Москвы в основании России. Им почему-то кажется, что Москва – это один из этапов, и, путая Русь с Россией, некоторые из них начинают сомневаться в «законности» получения Москвой статуса столицы России после Новгорода, Киева и Владимира, а особенно учитывая, что какое-то довольно продолжительное время столицей России был Санкт-Петербург.
На самом деле нужно просто хорошо ознакомиться хотя бы даже самыми знаковыми событиями в истории Москвы, чтобы понять – ни Новгород, ни Киев, ни Владимир, и не Петербург на роль столицы России никак не тянут. Россия вышла именно из Москвы, и именно Москва определяет современную историю России, как бы это не выглядело напыщенно.
В связи с этим хочу предложить своему читателю очерк из старого советского журнала «Наука и жизнь» за 1947 год, посвященный 800-летию нашей столицы. Ясно, что текст этот писался исключительно «сталинскими историками» в самые что ни на есть «большевистские» времена. Тем не менее, ознакомившись с ним, я не нашел каких-то слишком уж вопиющих идеологических передергиваний на основе коммунистической пропаганды. По-моему, этот очерк составлен весьма корректно, и вполне себе может служить кратким курсом в историю Москвы.
Конечно, можно было бы взять какой-то очерк, посвященный 700-летию Москвы, или 900-летию. Но первого я в своих архивах не нашел, а 900-летие нашей столицы еще не наступило. Но я специально не искал никаких других материалов, посвященных краткой истории Москвы, по-моему, для представления подходит и этот юбилейный материал, тем более что он раритетный, то есть, кроме как в бумажном варианте «Науки и жизни» нигде не публиковался.
Ну, а раз нигде не публиковался, и не имеет возражений со стороны даже самых критически настроенных историков, то почему он не может быть опубликован сегодня? Я думаю, что этот материал будет интересным не только патриотам, которые путаются даже в главных событиях истории главного города России, но и людям, которых эта тема, на первый взгляд, вообще никогда ранее не интересовала.
Журнал «Наука и жизнь», 1947 г., №9
ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Профессор Н. В. Базилевич
1.
Восемьсот лет назад сын Владимира Мономаха, суздальский князь Юрий Долгорукий, воевавший тогда с Новгородом, пригласил своего союзника, черниговского князя Святослава Ольговича, в Москву. Летопись кратко сообщает об этом событии, которое ничем особенно не выделялось среди других событий беспокойного княжескими усобицами ХІІ века.
«Приди ко мне, брате, в Москов», - велел Юрий Долгорукий передать Святославу Ольговичу.
Последний принял приглашение и вместе с двумя сыновьями, Владимиром и Олегом, прибыл в Москву в «Пяток на похвалу святой Богородицы», т. е. в пятницу накануне церковного праздника «Похвалы Богородицы». Юрий Долгорукий радостно встретил своих союзников, на следующий день устроил в их честь «обед силен» и поднес «дары многие». Сообщение это датировано 4 апреля 1147 года. Это дата первого летописного известия о Москве. Ее мы условно принимаем за время возникновения Москвы.
Несомненно, однако, что поселение, положившее основание Москве, возникло значительно раньше этой летописной даты. Следы древнего поселения на месте Москвы были обнаружены в разное время при земляных работах. Так, при сооружении храма «Христа Спасителя» (на месте строящегося Дворца Советов) были найдены арабские монеты ІХ в. диргемы, кроме того, в разных местах в черте нынешней Москвы были обнаружены остатки городищ.
Древняя Москва располагалась на крутой возвышенности на левом берегу Москва-реки, название которой перешло в название города. Это место должно было привлекать население. Кругом к московскому холму близко подступал глухой дремучий бор. Этого бора, когда-то шумевшего у стен древней Москвы, давно нет, но народная память многие столетия сохраняла о нем воспоминания. Так, в Кремле существовала церковь «Спаса на бору». Одни из Кремлевских ворот называются «Боровицкие». Улица, проходившая по берегу реки Неглинной, называлась «Моховой».
В XVI-XVII вв. было записано несколько преданий о «начале Москвы». В одном из них, относящемся к Москве времен первой летописной записи, рассказывается, что на берегу Москва-реки стояли «Красные села» боярина Кучки и его сыновей. На историческую основу этого сказания указывает «Кучково поле» (в районе Лубянки и Сретенских ворот), а также то, что еще во второй половине ХІІ в. Москва носила и другое имя - Кучково.
История Москвы с момента ее возникновения, как в фокусе, отображает историю русского народа в главнейших ее событиях историю борьбы за объединение и освобождение от чужеземного порабощения, историю образования могущественного русского государства, его экономического и культурного развития. Но в ХІІ в. еще трудно было бы предугадать будущность Москвы как столицы русского народа.
В это время Москва была лишь пограничным городком Суздальской земли. Совсем недалеко от нее на западе проходили, пересекая верхнее течение Москва-реки, границы Смоленского княжества, к югу, за верхним течением Оки, начинались земли черниговских князей; рязанскому княжеству принадлежало среднее течение Оки, в том числе город Коломна на левом берегу этой реки.
«...Кто думал, гадал, что Москве царством бытии… Кто же знал, что Москве государством слыти».
В начале ХІІІ в. Москва становится местопребыванием удельного князя; в ней некоторое время «сидит» один из сыновей Всеволода III - Владимир. Вскоре на Русь обрушилась страшная лавина монголо-татарских полчищ Батыя. Разорив Рязанское княжество, Батый зимою 1237 г. направился на север через Коломну и Москву. Татары взяли Москву, при защите которой был убит воевода Филипп Нянка, а бывший в Москве сын великого князя Владимирского, Юрия Всеволодовича, Владимир Юрьевич, был захвачен в плен. При этом погибло почти все население Москвы - «люди избиша от старца до сущаго младенца», - а сам город, монастыри и окрестные села были уничтожены огнем.
Судя по кратким летописным записям, Москва сравнительно быстро оправилась от постигшего ее удара. Она вновь становится столицей небольшого княжества, хотя до последней четверти ХІІІ в. не играет заметной роли в княжеских усобицах.
В конце ХІІІ в. Москва досталась младшему сыну Александра Невского - Даниилу, который положил начало отдельной московской княжеской династии. Политические успехи Даниила и его сыновей - Юрия и Ивана Калиты - подняли значение Москвы как столицы сильнейшего русского княжества.
Еще в начале XIV в. Московское княжество было совсем небольшим. Оно занимало лишь среднее течение Москва-реки, верховье которой принадлежало смоленским князьям, а устье - рязанским.
В 1301-1303 гг. к Москве отошли Можайск, Коломна и выморочное Переяславское княжество. Территория Московского княжества увеличилась примерно в два раза. Но дело было не столько в земельных приращениях, сколько в тех благоприятных исторических условиях, в которые Московское княжество было поставлено по отношению к другим русским княжествам.
Москва с окружающей ее территорией являлась географическим и этнографическим центром северо-восточной Руси. Она была прикрыта окраинными землями и поэтому меньше страдала от вражеских нашествий. Население ее чувствовало себя спокойнее и увеличивалось не только в результате естественного прироста, но и вследствие прилива переселенцев из русских окраин.
Ожесточенное соперничество между Москвой и Тверью в начале XIV в. закончилось победой московского князя Ивана Калиты (1325-1341). Его политические успехи способствовали не только усилению Московского княжества, но и превращению Москвы в центр объединения русских земель. Стремясь поднять религиозно-политическое значение Москвы, ставшей местом пребывания митрополита «Всея Руси», Иван Калита построил в Кремле пять небольших каменных соборов, в том числе Успенский и Архангельский, в котором он сам был погребен.
Незадолго до смерти Иван Калита обнес Кремль новой дубовой стеной. Под защитой Кремля с его наружной стороны вырастал посад - поселение ремесленников и торговцев. В одной из летописей сообщается, что Иван Калита «посады в ней (в Москве - К.Б.) украсив и слободы, и всем утверди».
Древнейшей территорией посада была более безопасная восточная часть Москвы от Кремля до устья Яузы. К тому же это место было удобно и для подвоза товаров, так как в этом районе существовала пристань для судов, плывших по Москва-реке и Яузе.
Новый период в истории Москвы начался с княжения Дмитрия Донского (1359-1389). В конце ХІV в. значительно усилились экономические связи между раздробленными русскими землями, облегчавшие их политическое объединение. Победа Дмитрия Донского над Золотой Ордой превратила его в организатора народных сил для борьбы с чужеземным угнетением. Московское княжество становится основой слагающегося русского государства.
Еще в начале своего княжения Дмитрий Донской поставил новый каменный Кремль (1366-1367), материал для которого доставлялся из подмосковного Мячковского и других каменоломен.
По поводу сооружения каменного Кремля летописец записал: «Заложил (Дмитрий Иванович. - К. Б.) град Москву камен и начеша делать беспрестани и всех князей русских привожаша под свою властью, а которые не повинухуся воле его и на тех начаша посягати». Построенный Дмитрием Донским Кремль оправдал свое назначение: дважды неудачно пытался взять его литовский великий князь Ольгерд (1368 и 1370), от его стен неоднократно были отбиты татары.
Победа над полчищами Мамая на Куликовом поле высоко подняла значение Москвы как центра национального объединения. Борьба с внешними врагами ускорила процесс образования единого русского государства. И хотя после разгрома Мамая новому властителю Золотой Орды хану Тохтамышу удалось в 1382 г. неожиданным нападением и обманом захватить и разрушить Москву, но это бедствие не могло уже ни остановить быстрого роста Москвы, ни уничтожить ее политического и экономического значения.
2.
К началу ХVІ в. в результате политических успехов Ивана III в основном было закончено объединение русских земель под властью Московского великого князя. Этим был завершен процесс превращения Москвы из столицы Московского княжества в столицу единого русского государства. Москва стала носительницей идеи общерусского национального единства.
Значительно возросло и экономическое значение Москвы, которая стала стягивать к себе торговые связи внутри страны и расширять сношения далеко за пределами государства. Хотя высшие слои московского населения не нуждались в покупке сельскохозяйственных продуктов питания, которое доставлялось из дворцового хозяйства, боярских и монастырских вотчин, но рост посадского неземледельческого населения, состоявшего из ремесленников и торговых людей, неизбежно вызывал развитие пищевого рынка. Иностранцы, посещавшие Москву в конце XV и в начале ХVІ в., поражались обилию и дешевизне продуктов, особенно хлеба, мяса и различной птицы.
Каждый год в Москву приезжало множество иностранных купцов, которых привлекал главным образом пушной товар прекрасные печорские соболи, бобры, чернобурые лисицы, куницы, горностаи, белки и пр. Иностранцы привозили для обмена свои товары: серебро, сукна, шелк, жемчуг и пр. В свою очередь московские купцы ездили с товарами в Польшу, Литву, в Крым, в малоазиатские города и в завоеванный турками Царьград (Константинополь). С развитием дипломатических сношений в Москве стали появляться послы из Италии, Германии, Дании, Польши, Литвы, Крыма, Турции, Грузии и среднеазиатских ханств.
В 1591 г. крымский хан в последний раз подходил к самой Москве и пожег окрестные села и деревни. После ухода крымцев вокруг всей Москвы была поставлена по валу деревянная стена «Земляной город» (по кольцу бульвара «Б»; название его сохранилось в названии улицы «Земляной вал»). Так на протяжении одного столетия, с конца ХV в. до конца ХVI в., были созданы четыре линии защитных укреплений, едва поспевавших за бурным ростом города.
3.
С превращением Москвы из столицы Московского княжества в столицу русского государства Москва стала сердцем всей страны, пульс жизни которой чувствовался от Белого моря до Каспия и причерноморских степей и от берегов Днепра до Охотского моря и Тихого океана. Если велико было значение Москвы как единого государственного центра, то не меньшая роль принадлежала ей и в социальной жизни и в области культурного развития.
Москва объединила местные русские культуры, развивавшиеся в период феодальной раздробленности в слабой связи друг с другом, и путем творческой переработки их создала общерусскую культуру. Это мы одинаково видим в отношении языка, литературы, изобразительного искусства и архитектуры. Московский говор, сложившийся на основе двух главных русских диалектов, южного «аканья» (звук «а» произносится в неударных слогах) и северного «оканья», стал общепризнанным русским языком.
Крупные летописные работы, производившиеся в Москве в XIV-XVI вв., включили в свой состав большое число местных летописных сводов новгородских, псковских, тверских, ростовских и др. - и, в свою очередь, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие местного летописания. Завершением этих летописных работ было составление при царе Иване Грозном Никоновской летописи (получившей это название от одного из списков летописи, принадлежавшего в XVII в. патриарху Никону) и Степенной книги, дававших цельную концепцию истории русского народа.
В Москве зародилась и русская школа живописи. Основоположником ее следует считать гениального Андрея Рублева (умер в 1430 г.), которого справедливо называют «русским Рафаэлем». От Андрея Рублева идет тот поворот к реализму в иконописании, который, в противоположность средневековой схоластике и аскетизму, ставил своей задачей изображение подлинной человеческой жизни, с ее страстями и печалями. Среди последователей Андрея Рублева были такие крупные мастера, как Дионисий (ХV в.) и Симон Ушаков. (XVII в.).
Крупное каменное строительство при Иване III и Иване IV создало тот русский архитектурный стиль, который получил широкое распространение в русских городах. Военная архитектура Москвы воплотилась в крепостных сооружениях Нижнего Новгорода, Коломны, Тулы, Казани, Смоленска, Пскова. Шатровый стиль церковного зодчества, утвердившийся в Москве, стал общим стилем и просуществовал до второй половины XVII в.
Даже тогда, когда Петр Великий перенес столицу в новопостроенный Петербург, Москва не лишилась выдающейся роли национального центра просвещения и науки. По мысли гениального русского ученого Михаила Ломоносова в Москве в 1755 г. был основан первый в России университет, воспитавший за почти двухсотлетнее существование сотни выдающихся деятелей русской культуры.
Не менее крупную роль Москва играла в социальной жизни страны, в народных движениях, направленных против эксплоатации и царизма, превратившего Россию в «тюрьму народов». Народные выступления в Москве многократно вызывали отклики в самых различных местах государства, и наоборот, - местные движения и восстания всегда находили отзвук в Москве. Народное восстание в Москве в 1547 г., вызванное бесчинствами боярского правления, немедленно отозвалось в провинции. В 1648 г. за восстанием в Москве последовали городские восстания и волнения в Курске, Козлове, Устюге, Сольвычегодске и других городах.
В 1670-1671 гг. московская «чернь», по свидетельству современников, открыто заявляла о своей готовности поддержать Степана Разина. «Чумный бунт» в Москве в 1771 г. перекликался с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева.
Хорошо известна роль Москвы в рабочем движении. Декабрьское вооруженное восстание в Москве в 1905 г. явилось кульминационным моментом в развитии первой русской революции. В октябре 1917 г. при первых известиях о революции в Петербурге московский пролетариат немедленно взялся за оружие.
С традицией революционной борьбы переплеталась такая же древняя традиция народной защиты Москвы. В 1382 г. москвичи защищали против Тохтамыша родной город, покинутый властями и высшей знатью. В 1408 г. все население участвовало в обороне Кремля от Едигея. В 1606 г. москвичи уничтожили польского ставленника Лжедмитрия I. В 1612 г. Москва была освобождена от поляков силами народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. В 1812 г. москвичи предпочли сжечь свою древнюю столицу, нежели оставить ее нетронутой и оскверненной в руках врагов. Сожженная Москва стала могилой для полчищ Наполеона. Прошло немного времени, и из руин и пепла вновь поднялся и ожил прекрасный русский город.
Непрерываемая нить этих боевых традиций ведет к нашему времени, к Москве социалистической, к Москве столице Советского Союза. Осенью 1941 г. десятки тысяч москвичей участвовали в обороне родного города. На ближних подступах к Москве вместе с москвичами и русскими сражались украинцы, белоруссы, грузины, армяне, татары, казахи, узбеки и представители многих других братских народов Советского Союза. Под Москвой враг был остановлен и разбит. От Москвы гитлеровские полчища стали пятиться назад, теряя огромное количество людей и военной техники. Окрестности Москвы стали для них могилой.
Восьмисотлетний юбилей Москвы совпадает со второй годовщиной окончания Великой Отечественной войны. В лучах многовековой славы Москва идет к расцвету социалистической культуры.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ МОИ ПУБЛИКАЦИИ:
Когда именно появилась Россия как единое и мощное государство?
Первый русский царь Иван Грозный был убит подушкой, и этому есть два авторитетных свидетельства