Найти тему
Те самые англосаксы

Английский шантаж революцией

27 февраля (12 марта по новому стилю) 1917 года забастовка в Петрограде переросла в вооружённое восстание, положив начало перевороту, трагически изменившему историю России. Следует всегда помнить последовательность событий, которые этому предшествовали.

5 (18) февраля 1917 года британский посланник лорд Мильнер был принят Николаем II. Во время приема Мильнер представил императору записку, в которой предлагалось назначить на высшие посты в государственных органах власти России людей из оппозиции, «не считаясь с официальными традициями».

Мильнер дал понять, что в противном случае у императорского правительства могут возникнуть серьезные затруднения, в том числе с поставками военных материалов из Англии. Жесткий ультимативный характер требований Мильнера был подчеркнут лордом А.Бальфуром в его беседе с военным обозревателем газеты «Таймс» полковником С.Репингтоном: «Монархам редко делаются более серьезные предупреждения, чем те, которые Мильнер сделал царю».

Однако сам Мильнер был вынужден констатировать: «Император и императрица, хотя держались очень любезно, но совершенно отчетливо дали понять, что не потерпят никакого обсуждения российской внутренней политики».

Союзники передали Николаю II меморандум со своими «советами»: 

1. Ввести в штаб Верховного главнокомандующего союзных представителей с правом решающего голоса. 

2. Обновить командный состав армии в согласовании с державами Антанты. 

3. Ввести ответственное министерство (то есть передать реальную власть в стране оппозиции). 

На эти требования Николай II ответил отказом по каждому из пунктов. 

По пункту 1: «Излишне введение союзных представительств, ибо Своих представителей в союзные армии, с правом решающего голоса вводить не предполагаю». 

По пункту 2: «Тоже излишне. Мои армии сражаются с большим успехом, чем армии моих союзников». 

По пункту 3: «Акт внутреннего управления подлежит усмотрению монарха и не требует указаний союзников».

Во время своего визита Мильнер встретился с представителями оппозиции А.И.Гучковым, князем Г.Е.Львовым, М.В.Родзянко, генералом А.А.Поливановым, С.Д.Сазоновым, П.Н.Милюковым. Тогда же в Петроград прибыл из Москвы британский генеральный консул и по совместительству резидент британской разведки Р.Г.Брюс Локкарт. Во время своих встреч с Мильнером и Локкартом представители либеральной оппозиции передали меморандум, главный вывод которого заключался в том, что, если со стороны императора Николая II в ближайшее время не будет сделано никаких уступок, революция неминуема. Львов утверждал, что она произойдет в течение трех недель. 

Уже после Февральской революции ирландский представитель Палаты общин указывал, что лорда Мильнера «наши лидеры» послали «в Петроград, чтобы подготовить революцию, которая уничтожила самодержавие в стране-союзнице».