Размер Ключевой ставки и вопросы цен на недвижимость меркнут, когда мы узнаем, что на рынок недвижимости прилетели "черные лебеди".
Земли для застройщиков в Петербурге больше нет, застройщики отвоевывают территории у моря, засыпая Финский залив и организовывая многокилометровые намывные территории. Но некоторые застройщики даже не заморачиваются засыпкой. Они просто строят дома на воде.
На воде - это не образное выражение, это прямой смысл.
Я посетил Галерную гавань на многострадальном Васильевском острове в Петербурге, по которой уже плавают "черные лебеди" в виде пантонов, на которых хотят построить дебаркадеры для проживания.
Здесь собираются поставить на якорь несколько десятков "домов на воде".
Арендатор земли ещё в далеком 2019 году объявил, что собирается построить в Галерной гавани плавучие отели, рестораны и центры водных развлечений. Он даже соорудил сцену на воде, где устаивал кулачные бои. Однако органы правопорядка разогнали зрителей и задержали организаторов.
Но никого это не трогало, пока работы не начались в натуре в апреле 2024 года.
И тут сначале возмутились граждане, а потом и чиновники.
Администрация направила запросы в Комитет по охране исторических памятников, Комитет по управлению имуществом, Комитет по контролю за имуществом, Невско-Ладожское бассейновое водное управление, Комитет по природопользованию, Росприроднадзор, ГАТИ, УМВД.
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура запустила проверку исполнения законодательства о безопасности судоходства в связи со стройкой на воде и намеревается принять меры, если проверка покажет достаточное наличие оснований.
Комитет по охране памятников выступает жёстко против этого понтонного поселения, потомо что оно навредит устоявшемуся архитектурныому образу Санкт-Петербурга. Ведь Галерную гавань сооружали под руководством не абы кого, а Доменико Трезини - первого и главного петербургского архитектора, зачинателя раннего русского барокко.
Дома-понтоны согласно рендерам застройщика (интересно, можно л ивообще применять это слово? Скорее всего не застройщика, а кораблестроителя) будут всего 56 кв.м с полной отделкой по цене 20 миллионов цилковых.
Вообще всё это выглядит как авантюра и авантюристами будут покупатели.
Во-первых, потому что «это временно». Дебаркадер арендует место швартовки. Что будет после расторжения или не продления договора аренды? Куда вы отплывете, пардон, отойдете (как говорят морские волки) на своем дебаркадере?
Во-вторых, срок службы «заведения» невелик. Дебаркадер относится к девятой амортизационной группе и имеет срок полезного использования до 30 лет, то есть покупка такого "дома", действительно - временна.
В-третьих, любое сооружения на воде требует повышенных расходов на обслуживание. В Петербурге полгода зима и влажность воздуха 90% является нормальным его состоянием. Любое плавсредство требует ежегодного постоянного обслуживания, подмазывания, подкрашивания и удаления коррозии, иначе оно не прослужит и отведенных ему согласно нормативов и без того недолгих лет.
Я прекрасно понимаю, что данные дома на воде могут быть отличным коммерческим мероприятием. Наверняка найдется достаточное количество людей, которые с удовольствием будут снимать такой "дом". Но, даже при этом вложенные средства владельца должны окупиться максимум лет за 5, иначе, проще на эти деньги купить более понятный и фундаментальный, с точки зрения срока службы, объект. Простая математика говорит нам о том, что при себестоимости 20 миллионов рублей и сроке окупаемости в 5 лет, ежегодный доход от сдачи в аренду должен быть 4 миллиона рублей, или 11 тысяч рублей в день, что в месяц 333,4 тысячи рублей.
Как вам такой бизнес-проект?
Готовы ли вы купить такой дебаркадер для постоянного проживания?
На сколько проект может быть интересным с точки зрения цены и срока службы подобного "дома на воде"?