Недавно наткнулся на размышления Льва Николаевича Толстого о подлинном искусстве и его критериях. Довольно короткий, но смысловой конспект читается непривычно, так как обычно от писателей такого уровня ожидаешь, что любой текст будет отредактирован и отполирован до блеска, здесь же в первой половине текста все абзацы начинаются с «для того чтобы», а во второй повторяется «из этого вышло». Будто читаешь стенографию разговора Льва Николаевича еще с кем-то.
В этих заметках, Лев Николаевич Толстой подчеркивает, что ценность произведения искусства зависит от глубины и искренности выражения художника. Он призывает к тому, чтобы содержание было новым и важным для всех людей, а выражение — красивым и искренним. Толстой подчеркивает важность нравственной просвещенности художника и его участия в общей жизни общества. Чтобы добиться искренности в творчестве, необходимо исключить отвлекающие факторы и любить свое дело исключительно сердцем.
Для того же, чтобы художник выражал внутреннюю потребность души и потому говорил бы от всей души то, что он говорит, он должен, во-первых, не заниматься многими пустяками, мешающими любить по-настоящему то, что свойственно любить, а во-вторых, любить самому, своим сердцем, а не чужим, не притворяться, что любишь то, что другие признают или считают достойным любви. И для того чтобы достигнуть этого, художнику надо делать то, что делал Валаам, когда пришли к нему послы и он уединился, ожидая бога, чтобы сказать только то, что велит бог: и не делать того, что сделал тот же Валаам, когда, соблазнившись дарами, пошел к царю, противно повелению бога, что было ясно даже ослице, на которой он ехал, но не видно было ему, когда корысть и тщеславие ослепили его.
Итого, мы получаем три критерия настоящего произведения искусства по Толстому:
- Произведение должно иметь значительное содержание
- Произведение должно быть прекрасным по своей форме
- Произведение должно литься из души художника, и следствие из этого, быть правдивым
Только слияние и одновременное присутствие этих трех факторов в произведении и делает его подлинным искусством. Все остальные вариации с отсутствием одного или двух факторов в произведение искусства возводиться не должно.
В конце текста следуют яркие сатирические замечания от Толстого в сторону выдающих себя произведений за искусство, и людей, поглощающих такое «искусство». Собственно, эти замечания актуальны и по сей день:
И из этого-то и вышло то странное положение нашего времени, в котором весь наш мир загроможден произведениями, претендующими быть произведениями искусства, но отличающимися от ремесленных только тем, что они не только ни на что не нужны, но часто прямо вредны.
Или:
Из этого же вышло и то удивительное явление, что большинство людей, предаваясь самым глупым, бесполезным и часто безнравственным занятиям, то есть производя и читая книги, производя и глядя картины, производя и слушая музыкальные и театральные пьесы и концерты, совершенно искренно уверены, что они делают нечто очень умное, полезное и возвышенное.
В общем, довольно интересные заметки, прочитать которые советую всем. Посмотреть полный текст заметок можно тут.
А еще больше об искусстве в моем телеграм-канале